I. Обсуждение события Задача: 1.Сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности. | Наглядный Беседа | Карлсон заносит варенье и предлагает угоститься. - Я сегодня хочу вас угостить вареньем. Угощайтесь, мои дорогие! (Ложек нет - создание проблемной ситуации) Ах, я совсем забыл приготовить ложки! А как можно поесть без ложки? (Обсуждение с детьми культуры приёма пищи) Оказывается, ложка очень важный предмет и без него невозможно обойтись. Не лопата, не совок Что захватит, то в роток Кашу, суп или окрошку Вы узнали? Это …(Ложка) | Вступают в диалог с героем, делятся впечатлениями. | Дети проявляют интерес к предстоящей деятельности. |
II. Постановка цели исследования Задача: 1.Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе. | Частично-поисковый Беседа | Педагог создает проблемную ситуацию - Ребята, а какие бывают ложки? А хотите больше узнать о ложках? - Вы знаете, что история ложек начинается с древних времен. Хотите узнать, как это было? Я собираюсь отправиться в волшебное путешествие по времени. Кто хочет вместе со мной? Присоединяйтесь. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, также как и время, чтобы нам не заблудиться во времени, мы обозначим наши остановки. И поможет нам в этом «Река времени». Педагог отмечает на реке времени «Наше время», «Старина», «Древность» иллюстрациями жилищ (современный дом, старинный дом, пещера). - Для того, чтобы перенестись нам в давние времена нам помогут волшебные часы, но чтобы они пошли нужно сказать слова. Игровое упражнение «Часы» Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем В древность все мы попадем. | Озвучивают знание и жизненный опыт. Выражают свою заинтересованность. Дети выполняют движение со словами. | Проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности. Активизация словаря по теме «Ложки». Совместно с педагогом планируют свою деятельность. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала Задача: 1.Формировать представления о временных отношениях на примере появления и «развития» ложки. 2.Расширять знания о различных видах ложек. 3.Развивать зрительную память, произвольность внимания. | Демонстрация Беседа Практический | Педагог предлагает посмотреть презентацию - Как вы думаете, из чего была сделана самая первая ложка? Посмотрите, на изображение. Самая первая ложка была сделана из глины, которую обжигали на костре. Слайд №1 - Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? Да, она была очень неровная и не прочная, во время еды она обжигала рот. Что это? Ракушки. Слайд №2 - Когда не было ложек, использовали ракушки. А удобно ли есть с ракушки? А представьте, что вы кушаете горячий суп. Удобно вам? Почему? Края острые, неровные. А чего не хватает? Время шло люди начали придумывать другие ложки. Из чего были еще ложки? Ложки из рыбьих костей, из костей животных и их рогов, из коры деревьев, из камня. Слайд №3 - Путешествие наше продолжается, скажем волшебные слова. Игровое упражнение «Часы» Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем В старину мы попадем. - Как вы думаете, какими ложками ели раньше на Руси? На Руси ложку изготовили довольно рано из бересты. Слайд №4 - Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Слайд №5 - Ложки на Руси вырезали из дерева-липы. Они получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи, делались с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Слайд №6 - Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Мастера ложечники изготовляли и расписывали разными узорами ложки. Так же их дарили как подарок - сувенир. В России ложку используют ещё как музыкальный инструмент. Слайд №7 (видеозапись выступления ансамбля ложкарей) - Вам понравилось выступление? Я предлагаю вам поиграть в оркестр. Оценка деятельности детей педагогом - А короли пользовались ложками из серебра и золота. Слайд №8 - Пора перемещаться в наше время. Игровое упражнение «Часы» Тик-так, тик-так Время отмеряет шаг Стрелки мы переведем И домой мы попадем. - А какими ложками мы пользуемся в наше время? Слайд №9 - Ребята, посмотрите, сколько разных ложек мы посмотрели. История ложек очень интересна и поэтому в Пермском крае находится Музей ложек. Слайд №10 - Ребята, а сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотреть, сколько разных ложек. Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Чем они отличаются? Можно проверить, какая тяжелее? Проведем с вами опыт. Опыт с водой (тазик с водой, стоит на столе) Ребята, а почему одни ложки у нас утонули, а другие нет? Что отличает современные ложки? Правильно, ребята, они удобные в пользовании как для взрослых так и для детей | Дети смотрят презентацию и отвечают на вопросы, выражают свою заинтересованность. Дети выполняют движение со словами. Дети смотрят видеозапись, отвечают на вопросы, играют на ложках. Дети выполняют движение со словами. Дети рассматривают ложки, определяют на ощупь, делают вывод. Выстраивают полный ответ, предложение. Выполняют действие с предметами. Дети отвечают на вопросы | Проявляют интерес к историческому прошлому. Имеют представление о временных отношениях на примере появления ложек. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «Река времени» Задача: 1.Воспитывать у детей умение работать в группе. 2.Дискутировать, уважать мнение друг друга. 3.Развивать логическое мышление (умение классифицировать предметы по времени их возникновения) | Беседа Упражнение Временная работа в группе Частично-поисковый | На столе лежат картинки с изображением ложек, с которыми дети познакомились - Дети вы видите на столе разложены картинки. Что на них нарисовано? - Все эти картинки надо разложить на нашей «Реке времени» на ту остановку времени «древность», «старина» и «наше время», где они возникли. Нужно объединиться на три группы. После обсуждения дети приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «Реки времени» | Выстраивают полный ответ, предложение. Дети раскладывают картинки на панно «Реке времени». | Умеют подбирать виды ложек на карточках, соответствующие, периодам «Реки времени». Умеют делать логические выводы и следовать правилам. Умеют классифицировать предметы по времени их возникновения |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Задача: 1.Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе познавательно-исследовательской деятельности. | Беседа Иллюстрация | Выражает искреннее восхищение Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами ложек, некоторые из них дошли до наших дней. -Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какая ложка самая удобная и прочная? Какую вы бы выбрали? -Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. -Напротив каждого вида ложек мы будем отмечать есть ли такое качество. - Древние, они красивые? Значит отметим зеленым кружком. -Они прочные? Отметим черным кружком. Удобные? Отметим черным кружком. -Старинные, они красивые? Каким кружком отметим? -Они прочные? Каким кружком отметим? Удобные? Почему? - -Отметим черным кружком. -Современные, они красивые? Каким кружком отметим? -Они прочные? Почему? Каким кружком отметим? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим? -Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшей обувью будет та, у которой больше зеленых кружков. (анализ таблицы). | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность. Осваивают последовательность деятельности. Предлагают разные виды ложек; | Анализируют, оценивают свои поступки, чувства, мысли в процессе рефлексии, совместной деятельности. . |
VI. Вывешивание таблицы на стене группового помещения Задача: 1.Подвести итог совместной деятельности. | Демонстрация | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? - А что было самым интересным? - Какие трудности вы испытали? Трудно ли вам было выбирать картинки? - Вы довольны своей работой? - Что бы вы ещё хотели узнать? Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории ложки - Теперь мы можем поместить нашу «Реку времени» на групповую стену. Предлагает выбрать место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «Реку времени» | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. Выставляют на всеобщее обозрение свои работы. | Проявляют инициативу в выборе места, где будет висеть «Река времени». |