СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по ИЗО "Масленица" в нетрадиционной технике рисования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по ИЗО "Масленица" в нетрадиционной технике рисования»

Конструкт урока по изобразительному искусству

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока:  Масленица.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, в процессе знакомства и изображения одной из традиций праздника Масленица.

Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность ценностного отношения к традициям русского народа, сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии; умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность, умеют рационально организовывать рабочее место), познавательные УУД (овладевают умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме)

  • Предметные: обучающиеся знают об истории и традициях (печь блины, сжигать чучело, устраивать игры, просить прощение) праздника Масленица, умеют изображать одну из традиций праздника в нетрадиционной технике рисования в соответствии с образцом.

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать интерес к традициям русского народа, уверенность, инициативность в освоении способов работы в нетрадиционной технике; формировать эстетические потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

  • Развивающая: развивать регулятивные УУД (осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии; умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность, умеют рационально организовывать рабочее место); познавательные УУД (овладевают умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме).

  • Образовательная: познакомить обучающихся с историей и традициями (печь блины, сжигать чучело, устраивать игры, просить прощение) праздника Масленица, научить изображать одну из традиций праздника в нетрадиционной технике рисования в соответствии с образцом.

  • Изобразительная: научить детей рисовать чучело Масленицы в нетрадиционной технике.

  • Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать навыки композиции.

  • Техническая: формирование навыков работы с нетрадиционным художественным материалом.

  • Цветовая: научить подбирать цвет в соответствии с образцом.

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

1.Принцип наглядности

2. Принцип систематичности и последовательности

3. Принцип минимакса

4. Принцип психологической комфортности

5. Принцип деятельности


Принципы воспитания:

  1. Принцип стимулирования активности

  2. Принцип эстетизации

  3. Принцип опоры на положительное в человеке


Методы обучения и воспитания:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, рассказ.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа

  1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

  1. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей:

Творческое задание


Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

  • Демонстрационное: Мультимедийная презентация «Масленица», карточки с задачами и темой урока, изображения с этапами урока (обрисовка шаблона, дорисовка деталей, закрашивание, узор ватными палочками, выдувание лент), работа-пример учителя.

  • Индивидуальное: Альбом, простой карандаш, кисти, ластик, баночка непроливайка под воду, шаблон чучела, карточка для самооценки, краски.

Источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

  3. Сапожников, Ю.. Масленица: история, традиции и обычаи/ Ю. Сапожников. - Текст: электронный// Дилетант :[сайт]. - 2017. - 20 фев. - URL: https://diletant.media/articles/34282458/ (дата обращения: 29.02.2020)

Структура урока:

Этап урока

Время

Организационно-мотивационный этап

2 мин

Выявление проблемы

5 мин

Решение проблемы

13мин

Самостоятельная работа

20мин

Рефлексия + подведение итогов

5 мин

Итого

45мин


Макет доски


План:

1. Вспомнить о празднике Масленица.

2. Узнать историю и традиции праздника.

3. Нарисовать одну из традиций Масленицы.

4. Оценить свою работу по критериям.


3 марта

Классная работа.

Тема: Масленица

Этапы рисования


презентация








Ход урока

Этап

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-мотивационный этап.

Задача: Смотивировать

детей на

предстоящую

деятельность.



Методы стимулирования

учебно-познавательной

деятельности:

Методы развития

познавательного интереса:

формирование готовности к

восприятию

-Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Никитична и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я.

- Пожалуйста, обратите внимание на слайд, что на нём изображено? (Предметы, которые понадобятся нам на уроке)

-Верно, теперь глазками проверьте всё ли у вас и у вашего соседа есть необходимое для урока на парте.

-Обязательно должна быть клеёнка на парте, альбом, простой карандаш, ластик, баночка непроливайка для воды, кисти, краски, ватные палочки и трубочка.

-У кого всё есть могут присаживаться на места. У кого, чего-то не хватает, поднимите руку.

Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметные: регулятивные УУД (умеют рационально организовывать рабочее место)


2. Выявление проблемы.

Задача: создать

проблемную

ситуацию,

поставить цель

урока, задачи

урока в

совместной

деятельности с

обучающимися.



Методы организации

учебно-познавательной

деятельности:

Методы получения новых

знаний: беседа,

демонстрация.

Методы стимулирования

учебно-познавательной

деятельности:

Методы эмоционального

стимулирования: создание

ситуации успеха.

Методы развития

познавательного интереса:

формирование готовности к

восприятию,

стимулирование

занимательным содержанием

- Ребята, к нам на урок пришли два гостя. Посмотрите на слайд и скажите – кто это? Верно, это скоморохи. А знаете ли вы кто такие скоморохи? Какая у них роль? (Скоморохи – это люди, которые по праздникам наряжаются в красивую яркую одежду и выходят на улицу веселить народ). Скоморохи пришли к нам не просто так. Они хотят пригласить нас на праздник! А что это за праздник, нам надо узнать, посмотрев на картины, которые принесли скоморохи.

- Рассмотрим каждую картину по отдельности. Посмотрите на первую картину (на слайде). Что на ней изображено? (снег, люди, собор, люди, чучело, праздник)

- Отлично, а теперь взгляните на вторую картину.

- Что на ней изображено? (чучело, праздник, блины, женщины и мужчины в русских нарядах).

- Вы догадались о каком празднике мы сегодня поговорим? Верно, это праздник Масленица! Как будет звучать тема нашего урока? («Масленица»)

- Ребята, посмотрите на доску – это план нашего урока. Давайте прочитаем первую задачу, вторую, третью, четвертую.

1. Вспомнить о празднике Масленица.

2. Узнать историю и традиции праздника.

3. Нарисовать одну из традиций Масленицы.

4. Оценить свою работу по критериям.

-Молодцы ребята.

Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.


Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность), познавательные УУД (овладевают умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме)

Предметные: обучающиеся знают об истории и традициях (печь блины, сжигать чучело, устраивать игры, просить прощение) праздника Масленица


3. Решение проблемы.

Задача: Обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия.

Методы получения новых

знаний: беседа,

демонстрация, рассказ.

Методы стимулирования

учебно-познавательной

деятельности:

Методы эмоционального

стимулирования: создание

ситуации успеха

Методы развития

познавательного интереса:

стимулирование

занимательным содержанием

-Давайте приступим к выполнению первой задачи, …. напомни нам ее.

-Спасибо!

- Ребята, что вам уже известно про этот праздник? Как его празднуют? (ответы детей) Давайте послушаем скоморох и узнаем, были ли вы правы:

С древних времен одним из самых любимых праздников в народе является Масленица. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля-начале марта, в эти дни провожают зиму и встречают весну. Как вы уже сказали ранее – в Масленицу принято есть блины. А знаете ли вы, символом чего является блин? (символ солнца).

- …, прочитай нам первую задачу. Выполнили ли мы ее?

- …, прочитай вторую задачу. Спасибо.

- Ребята, оказывается, что изначально люди праздновали не Масленицу, а «Комоедицу». А знали ли вы что Масленицу празднуют целых семь дней и каждый из них по-своему особенный? А знаете чем они особенны?

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как называется первый день Масленичной недели? (Встреча). В этот день люди начинали печь блины, сооружали чучело. Как называется второй день? (Заигрыш). В этот день устраивали игры, гулянки. Наши гости – скоморохи очень любят участвовать в проведении игр! И поэтому они предлагают нам сыграть в одну из масленичных игр «Печем блины». Выйдите, пожалуйста к доске и встаньте в круг. Чтобы печка стала горячей, в ней следует развести огонь (хлопаем в ладоши). Теперь нужна сковородка. Она круглая, поэтому нужно взяться за руки и на носочках покружиться в хороводе! Блины хорошо есть с вареньем, а особенно с малиновым. (дети под песню «За малиной в сад пойдем» повторяют движения за учителем). Блины получились славные, красивые, румяные. Давайте покажем какие блины красивые у нас получились. (дети в хороводе идут сначала в одну сторону, затем в другую – изображая блин).

- Мы немного с вами отдохнули. Давайте продолжим, как называется третий день? (Лакомка). В этот день зять приходил к теще на блины. Как называется четвертый день? (разгуляй). В этот день люди продолжали веселиться и устраивали кулачные бои, пиры и соревнования. Как называется пятый день? (Тещины вечерки). В этот день теща приходила к зятю на блины. Шестой день – Золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственников мужа. И последний день – Проводы. В этот день все люди просят друг у друга прощения за все обиды. И в завершении сжигали чучело зимы. А как вы думаете, зачем чучело сжигают? Верно, обряд сжигания символизирует прощание с зимой и встречу весны.

- Выполнили ли мы вторую задачу? …, прочитай ее.

- Как звучит третья задача?

Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность ценностного отношения к традициям русского народа.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме)

Предметные: обучающиеся знают об истории и традициях Масленицы.


4.Самостоятельная работа

Задача: организовать

самостоятельную

работу с целью

проверки

полученных

знаний.

Совершенствовать навыки работы гуашью; развивать эстетическое отношение к действительности.

научить детей использовать тёплые и холодные цвета в рисунке.

Совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции.

Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учить детей различать теплые и холодные цвета.


Методы организации

учебно-познавательной

деятельности:

Методы получения новых

знаний: беседа

Методы выработки

учебных

умений и накопления

опыта:

практическая работа

Методы стимулирования

учебно-познавательной

деятельности:

Методы эмоционального

стимулирования: создание

ситуации успеха

Методы формирования

ответственности и

обязанности: предъявление

педагогических требований,

оперативный контроль. Методы развития

психических

функций, творческих

способностей, личностных

качеств детей:

Творческое задание


- Ребята, давайте с вами вспомним, что принято делать на проводы Масленицы (просить прощение, есть блины, проводить игры и сжигать чучело).

- Вы совершенно правы! Наши скоморохи так старались развлекать народ и придумывать игры, что забыли про самое главное – они не подготовили чучело, которое принято сжигать! Они просят у нас помощи. Давайте поможем нашим героям и нарисуем чучело Масленицы вместе с ними!

(демонстрирует рисунок на доске).

- Посмотрите внимательно на рисунок и скажите в каких цветах он выполнен? (красный, желтый, зеленый).

- Какая это категория цветов? (теплые).

- Во что одето чучело?

- А заметили ли вы, что оно без лица? Почему?

- Оказывается, что по русским традициям – рисовать лицо значит наделять вещь душой. И если мы наделим чучело душой, то сжигать его будет преступлением.

- Перед тем как начать рисовать, нам необходимо составить критерии, по которым вы будете оценивать свою работу. Какие критерии у нас могут быть?

- Отлично, критерии будут следующими:

1) Работа выполнена аккуратно

2) Работа выполнена самостоятельно

3) Проявлено творчество

4) Соответствие образцу

5) Законченность работы

- Рисовать мы будем вместе со мной. Сначала я показываю, затем вы повторяете.

1 этап: Как располагаем лист? (вертикально). Расположите лист вертикально. У каждого на партах лежит шаблон, обведите его.

2 этап: что добавляется на данном этапе? (детали). Прорисовываем детали костюма (кокошник, воротник, фартук, подол платья)

3 этап: берем 3 цвета- красный, желтый. Желтым цветом закрашиваем платье, красным – кокошник, сарафан и воротник.

4 этап: нам нужно добавить узор на рукавах, подоле платья и кокошнике. А также бусы на шее. Сделаем мы это всё при помощи ватных палочек. Берем ватную палочку, макаем ее в красную краску и изображаем цветы. Затем макаем ЧИСТЫМ концом ватной палочки в зеленый и рисуем листья. Такой узор проделываем на рукавах, юбке и кокошнике. Рисуем бусы.

5 этап: сравните – чего не хватает? Верно, не хватает лент на рукавах. Сейчас я покажу вам как сделать их необычным способом, при помощи трубочки! Макаем тонкую кисть в краску, оставляем капельку на рукаве и дуем на нее из трубочки. У вас получается ленточка!

*дети самостоятельно выполняют работу*

- У всех на партах лежат листы самооценки. Наверху подпишите свое имя и фамилию. Поставьте + в колонке справа, если критерий учтен и –, если не учтен.

ФИ

Критерии

Оценка

  1. Работа выполнена аккуратно


  1. Работа выполнена самостоятельно


  1. Проявлено творчество


  1. Соответствие образцу


  1. Законченность работы


Итог


- Кто готов представить и оценить свою работу? (несколько обучающихся выходят к доске и оценивают свою работу по критериям. Дети соглашаются или не соглашаются с самооценкой).

- Скоморохам очень понравились ваши рисунки и теперь праздник пройдет как полагается – ярко и незабываемо! Наши гости благодарят вас, ребята, за помощь!

Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность ценностного отношения к традициям русского народа, сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии; умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность), познавательные УУД (овладевают умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме)

Предметные: обучающиеся умеют изображать чучело Масленицы в нетрадиционной технике в соответствии с образцом.


5.Рефлексия+подведение итогов

Задача: Подвести итоги работы оценить результаты

деятельности.

Методы организации

учебно-познавательной

деятельности:

Методы закрепления и

повторения изученного

материала: беседа

Методы стимулирования

учебно-познавательной

деятельности:

Методы формирования

ответственности и

обязанности: предъявление

педагогических требований,

оперативный контроль.

-Ребята, давайте вспомним, как звучала тема нашего сегодняшнего урока, что нового мы узнали на уроке, чему научились, что нарисовали? Какие гости к нам приходили?

-Верно ребята, сегодня на уроке мы вспомнили про такой праздник как Масленица, узнали ее традиции и историю, и даже поиграли в игру!

-Посмотрите, на доске прикреплены 3 тарелки: зеленого, желтого и красного цвета. Вам необходимо взять у меня блинчик и прикрепить его на ту тарелочку, которая соответствует вашему настроению.

Зеленая – всё получилось, мне было легко и интересно

Желтая – было интересно, но возникали трудности

Красная – ничего не понял


-Сначала к доске выйдет первый ряд, следующие второй ряд и за ними выйдет третий ряд, выходите аккуратно, чтобы не столкнуть одноклассника.

-Ребята, наш урок подошел к концу, мне очень понравилось с вами работать, вы были активными и доброжелательными. Скоморохам очень понравилось с вами работать! Они желают вам веселой и вкусной Масленицы! Давайте попрощаемся с ними! До свидания скоморохи (машут руками)

- Хочу особенно похвалить (имя) за активность на уроке, (имя) за то что выполнял работу сам, без моей помощи, (имя) за то что всегда отвечал верно. А вот (имя) и (имя) были не очень активными, но зато они отвечали на все мои вопросы!

-Урок окончен, можете убирать рабочие места.

- До свидания.

Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность ценностного отношения к традициям русского народа, сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса)

Предметные: обучающиеся знают об истории и традициях (печь блины, сжигать чучело, устраивать игры, просить прощение) праздника Масленица, умеют изображать одну из традиций праздника в нетрадиционной технике рисования в соответствии с образцом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!