1.Организационно-мотивационный этап. Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию | -Здравствуйте ребята, меня зовут Елизавета Никитична и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. - Пожалуйста, обратите внимание на слайд, что на нём изображено? (Предметы, которые понадобятся нам на уроке) -Верно, теперь глазками проверьте всё ли у вас и у вашего соседа есть необходимое для урока на парте. -Обязательно должна быть клеёнка на парте, альбом, простой карандаш, ластик, баночка непроливайка для воды, кисти, краски, ватные палочки и трубочка. -У кого всё есть могут присаживаться на места. У кого, чего-то не хватает, поднимите руку. | Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности. Метапредметные: регулятивные УУД (умеют рационально организовывать рабочее место) |
2. Выявление проблемы. Задача: создать проблемную ситуацию, поставить цель урока, задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием | - Ребята, к нам на урок пришли два гостя. Посмотрите на слайд и скажите – кто это? Верно, это скоморохи. А знаете ли вы кто такие скоморохи? Какая у них роль? (Скоморохи – это люди, которые по праздникам наряжаются в красивую яркую одежду и выходят на улицу веселить народ). Скоморохи пришли к нам не просто так. Они хотят пригласить нас на праздник! А что это за праздник, нам надо узнать, посмотрев на картины, которые принесли скоморохи. - Рассмотрим каждую картину по отдельности. Посмотрите на первую картину (на слайде). Что на ней изображено? (снег, люди, собор, люди, чучело, праздник) - Отлично, а теперь взгляните на вторую картину. - Что на ней изображено? (чучело, праздник, блины, женщины и мужчины в русских нарядах). - Вы догадались о каком празднике мы сегодня поговорим? Верно, это праздник Масленица! Как будет звучать тема нашего урока? («Масленица») - Ребята, посмотрите на доску – это план нашего урока. Давайте прочитаем первую задачу, вторую, третью, четвертую. 1. Вспомнить о празднике Масленица. 2. Узнать историю и традиции праздника. 3. Нарисовать одну из традиций Масленицы. 4. Оценить свою работу по критериям. -Молодцы ребята. | Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность), познавательные УУД (овладевают умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме) Предметные: обучающиеся знают об истории и традициях (печь блины, сжигать чучело, устраивать игры, просить прощение) праздника Масленица |
3. Решение проблемы. Задача: Обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. | Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, рассказ. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием | -Давайте приступим к выполнению первой задачи, …. напомни нам ее. -Спасибо! - Ребята, что вам уже известно про этот праздник? Как его празднуют? (ответы детей) Давайте послушаем скоморох и узнаем, были ли вы правы: С древних времен одним из самых любимых праздников в народе является Масленица. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля-начале марта, в эти дни провожают зиму и встречают весну. Как вы уже сказали ранее – в Масленицу принято есть блины. А знаете ли вы, символом чего является блин? (символ солнца). - …, прочитай нам первую задачу. Выполнили ли мы ее? - …, прочитай вторую задачу. Спасибо. - Ребята, оказывается, что изначально люди праздновали не Масленицу, а «Комоедицу». А знали ли вы что Масленицу празднуют целых семь дней и каждый из них по-своему особенный? А знаете чем они особенны? - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как называется первый день Масленичной недели? (Встреча). В этот день люди начинали печь блины, сооружали чучело. Как называется второй день? (Заигрыш). В этот день устраивали игры, гулянки. Наши гости – скоморохи очень любят участвовать в проведении игр! И поэтому они предлагают нам сыграть в одну из масленичных игр «Печем блины». Выйдите, пожалуйста к доске и встаньте в круг. Чтобы печка стала горячей, в ней следует развести огонь (хлопаем в ладоши). Теперь нужна сковородка. Она круглая, поэтому нужно взяться за руки и на носочках покружиться в хороводе! Блины хорошо есть с вареньем, а особенно с малиновым. (дети под песню «За малиной в сад пойдем» повторяют движения за учителем). Блины получились славные, красивые, румяные. Давайте покажем какие блины красивые у нас получились. (дети в хороводе идут сначала в одну сторону, затем в другую – изображая блин). - Мы немного с вами отдохнули. Давайте продолжим, как называется третий день? (Лакомка). В этот день зять приходил к теще на блины. Как называется четвертый день? (разгуляй). В этот день люди продолжали веселиться и устраивали кулачные бои, пиры и соревнования. Как называется пятый день? (Тещины вечерки). В этот день теща приходила к зятю на блины. Шестой день – Золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственников мужа. И последний день – Проводы. В этот день все люди просят друг у друга прощения за все обиды. И в завершении сжигали чучело зимы. А как вы думаете, зачем чучело сжигают? Верно, обряд сжигания символизирует прощание с зимой и встречу весны. - Выполнили ли мы вторую задачу? …, прочитай ее. - Как звучит третья задача? | Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность ценностного отношения к традициям русского народа. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме) Предметные: обучающиеся знают об истории и традициях Масленицы. |
4.Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу с целью проверки полученных знаний. Совершенствовать навыки работы гуашью; развивать эстетическое отношение к действительности. научить детей использовать тёплые и холодные цвета в рисунке. Совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции. Формирование навыков работы с различными художественными материалами. Учить детей различать теплые и холодные цвета. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: Творческое задание | - Ребята, давайте с вами вспомним, что принято делать на проводы Масленицы (просить прощение, есть блины, проводить игры и сжигать чучело). - Вы совершенно правы! Наши скоморохи так старались развлекать народ и придумывать игры, что забыли про самое главное – они не подготовили чучело, которое принято сжигать! Они просят у нас помощи. Давайте поможем нашим героям и нарисуем чучело Масленицы вместе с ними! (демонстрирует рисунок на доске). - Посмотрите внимательно на рисунок и скажите в каких цветах он выполнен? (красный, желтый, зеленый). - Какая это категория цветов? (теплые). - Во что одето чучело? - А заметили ли вы, что оно без лица? Почему? - Оказывается, что по русским традициям – рисовать лицо значит наделять вещь душой. И если мы наделим чучело душой, то сжигать его будет преступлением. - Перед тем как начать рисовать, нам необходимо составить критерии, по которым вы будете оценивать свою работу. Какие критерии у нас могут быть? - Отлично, критерии будут следующими: 1) Работа выполнена аккуратно 2) Работа выполнена самостоятельно 3) Проявлено творчество 4) Соответствие образцу 5) Законченность работы - Рисовать мы будем вместе со мной. Сначала я показываю, затем вы повторяете. 1 этап: Как располагаем лист? (вертикально). Расположите лист вертикально. У каждого на партах лежит шаблон, обведите его. 2 этап: что добавляется на данном этапе? (детали). Прорисовываем детали костюма (кокошник, воротник, фартук, подол платья) 3 этап: берем 3 цвета- красный, желтый. Желтым цветом закрашиваем платье, красным – кокошник, сарафан и воротник. 4 этап: нам нужно добавить узор на рукавах, подоле платья и кокошнике. А также бусы на шее. Сделаем мы это всё при помощи ватных палочек. Берем ватную палочку, макаем ее в красную краску и изображаем цветы. Затем макаем ЧИСТЫМ концом ватной палочки в зеленый и рисуем листья. Такой узор проделываем на рукавах, юбке и кокошнике. Рисуем бусы. 5 этап: сравните – чего не хватает? Верно, не хватает лент на рукавах. Сейчас я покажу вам как сделать их необычным способом, при помощи трубочки! Макаем тонкую кисть в краску, оставляем капельку на рукаве и дуем на нее из трубочки. У вас получается ленточка! *дети самостоятельно выполняют работу* - У всех на партах лежат листы самооценки. Наверху подпишите свое имя и фамилию. Поставьте + в колонке справа, если критерий учтен и –, если не учтен. ФИ | Критерии | Оценка | Работа выполнена аккуратно | | Работа выполнена самостоятельно | | Проявлено творчество | | Соответствие образцу | | Законченность работы | | Итог | | - Кто готов представить и оценить свою работу? (несколько обучающихся выходят к доске и оценивают свою работу по критериям. Дети соглашаются или не соглашаются с самооценкой). - Скоморохам очень понравились ваши рисунки и теперь праздник пройдет как полагается – ярко и незабываемо! Наши гости благодарят вас, ребята, за помощь! | Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность ценностного отношения к традициям русского народа, сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии; умеют планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют организовывать самостоятельную творческую деятельность), познавательные УУД (овладевают умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме) Предметные: обучающиеся умеют изображать чучело Масленицы в нетрадиционной технике в соответствии с образцом. |
5.Рефлексия+подведение итогов Задача: Подвести итоги работы оценить результаты деятельности. | Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Ребята, давайте вспомним, как звучала тема нашего сегодняшнего урока, что нового мы узнали на уроке, чему научились, что нарисовали? Какие гости к нам приходили? -Верно ребята, сегодня на уроке мы вспомнили про такой праздник как Масленица, узнали ее традиции и историю, и даже поиграли в игру! -Посмотрите, на доске прикреплены 3 тарелки: зеленого, желтого и красного цвета. Вам необходимо взять у меня блинчик и прикрепить его на ту тарелочку, которая соответствует вашему настроению. Зеленая – всё получилось, мне было легко и интересно Желтая – было интересно, но возникали трудности Красная – ничего не понял -Сначала к доске выйдет первый ряд, следующие второй ряд и за ними выйдет третий ряд, выходите аккуратно, чтобы не столкнуть одноклассника. -Ребята, наш урок подошел к концу, мне очень понравилось с вами работать, вы были активными и доброжелательными. Скоморохам очень понравилось с вами работать! Они желают вам веселой и вкусной Масленицы! Давайте попрощаемся с ними! До свидания скоморохи (машут руками) - Хочу особенно похвалить (имя) за активность на уроке, (имя) за то что выполнял работу сам, без моей помощи, (имя) за то что всегда отвечал верно. А вот (имя) и (имя) были не очень активными, но зато они отвечали на все мои вопросы! -Урок окончен, можете убирать рабочие места. - До свидания. | Личностные: обучающиеся демонстрируют сформированность ценностного отношения к традициям русского народа, сформированность эстетических потребностей – потребность в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии), коммуникативные УУД (умеют вести диалог на уровне класса) Предметные: обучающиеся знают об истории и традициях (печь блины, сжигать чучело, устраивать игры, просить прощение) праздника Масленица, умеют изображать одну из традиций праздника в нетрадиционной технике рисования в соответствии с образцом. |