СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по литературе "Жихарка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по литературе "Жихарка"»

Конструкт образовательной деятельности

по ПМ 03 Организация занятий по основным

общеобразовательным программам дошкольного образования

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Софрыгиной Ангелины Геннадьевны, студентки 33 а группы

Дата: 13.04.2021

Методист: Соломина Елена Владимировна

Группа: старшая группа (от 5 до 6 лет)

Тема: Пересказ русской народной сказки «Жихарка»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: приобщение к художественной литературе

Форма НОД: пересказ

Виды деятельности: Игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

Дети проявляют умение слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок;

Дети стремятся к активному общению с взрослыми и сверстниками;

Дети демонстрируют бережное отношение к книге;

Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Жихарка».

Дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в общении, ознакомлены с русской народной сказкой «Жихарка».

Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «глядь», «домовничал»;

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «расскажи сказку»

Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению русских народных сказок в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Жихарка» и пересказа сказки.

ЗАДАЧИ

образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

  1. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения.

  • Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.

  • Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Жихарка»

2.Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь детей в процессе пересказа русской народной сказки «Жихарка»

  • Развивать любознательность.

  • Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок.

  • Развивать умение вступать в диалог со взрослым и детьми.

  • Развивать инициативу и самостоятельность в общении.

  • Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

  • Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «расскажи сказку»

3.Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка»

  • Обогащать словарь детей новыми словами: «глядь», «домовничал»;

Соня – развивать умение слушать сверстников, не перебивая их.

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.

Методы воспитания и обучения

Методы воспитания:

Поощрение, беседа, чтение.

Методы: обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание, объяснение.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Практические: игра, упражнение.

Список использованных источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

  3. 3. Крылатый, мохнатый и масленый: Читаем по слогам: [Для мл. школ. возраста] / [Худож. Н. Гриченкова]. - [М.: Фолиант-Пресс: Фламинго, 2003]. - 14 с.

Средства обучения: книга – русская народная сказка «Жихарка», письмо, волшебный сундучок

Предварительная работа: отгадывание загадок о героях сказки.

Задачи: развивать слухоречевую память детей, развивать инициативу и любознательность детей, развивать творческое воображение

Оборудование: картинки с изображением животных

Ход: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? Правильно, ребята, это Мышонок. Давайте поздороваемся с ним.

Мышонок, а с чем ты к нам пришел?

Мышонок: Ребята, друзья мне рассказали, что вы очень любите путешествовать, и я решил пригласить вас к нам в гости, в сказочный город Мышкин, но перед тем как отправиться, я хочу рассказать вам обо всех моих друзьях из сказочного города Мышкин. Вы хотите узнать, кто мои друзья? Тогда отгадайте мои загадки. Вы готовы?

Важная птица ходит во дворе.
Яркие перья на его хвосте.
Клюв золотой и красный гребешок.
Тут ответ прост, ведь это…
(Петушок)
Воспитатель выставляет на мольберт изображение петуха.

Жить привык он с нами вместе:

Приласкай — затянет песню.

А обидишь — обдерет.

Что за зверь усатый? (Кот)

Воспитатель выставляет на мольберт изображение кота

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост — ее краса.

Этот зверь лесной — … (Лиса)

Воспитатель выставляет на мольберт изображение лисы

Мальчик в домике живет,

Топит печь и пол метет.

Кот, Петух его друзья,

В беде не бросят никогда

(Жихарака)

Воспитатель выставляет на мольберт изображение Жихарака

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Кто в какой сказке живёт?»

Задачи: развивать связную речь ребенка в процессе дидактической игры «Кто в какой сказке живет?», развивать память ребенка.

Оборудование: изображения героев различных сказок

Ход: Катя, мы читали очень много интересных произведений, и кажется я перепутала всех героев и теперь они живут не в своих сказках, ты можешь помочь мне вспомнить кто в какой сказке живёт?

Кто это? Колобок

А в какой сказке он живет? (Колобок живет в сказке «Колобок»)

Кто это? козлята

А в какой сказке они живут? (козлята живут в сказке «Воле и семеро козлят»).

Кто это? Кот, петух, лиса и Жихарка

А в какой сказке они живут? (Кот, петух, лиса и Жихарка живут в сказке «Жихарка»).

Ход деятельности

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный этап

Задачи:

- заинтересовать детей на предстоящую деятельность;

- воспитывать желание слушать;

развивать любознательность;

развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками.

- воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с русской народной сказкой «Жихарка»

Эмоциональное- стимулирование;

беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит в группу волшебный мешочек.

-Ребята, по дороге в детский сад, я встретила гномика, он рассказал, что недавно путешествовал по одной очень интересному городу, которая называется «Мышкин».

-Он привез из этой страны волшебный сундучок, в котором появляются разные вещи.

-Ребята, вы бы хотели узнать, что в этот раз появилось в сундучке?

-Давайте же скорее посмотрим.

-Ребята, что же это такое?

-Правильно, книга.

-Ребята, а на книге лежит записка, может быть, прочитаем ее?

«Однажды с жителями нашего города случилась одна интересная история, которая научила их многому, и они решили написать о ней сказку, если вы дружные и любознательные, то вам обязательно нужно ее прочитать.

С уважением, жители города «Мышкин»!»

-Ребята, давайте же посмотрим, как называется книга, которую нам прислали жители города «Мышкин»

-Она называется «Жихарка»

-Ребята, а давайте все вместе вспомним как нужно работать с книгой, чтобы ее не порвать и не помять страницы.

-Правильно, ребята, нужно листать страницы книги бережно, аккуратно. Нельзя кидать книгу, вырывать из рук.

Ребята, я предлагаю вам рассмотреть нашу книгу, и подумать, кто же мог стать ее героями.

Посмотрите на обложку, кто здесь изображен?

А как называется книга?

Ребята, вы правильно угадали, кто будет главными героями, молодцы.

-Ребята, вы хотели бы узнать, какая история произошла с ними?

-Я предлагаю вам ее прочитать, вы согласны?

Дети подходят к воспитателю, сосредоточивают внимание
слушают воспитателя, вступают в диалогическое общение.



Дети проявляют любознательность, заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желание слушать, умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками.

Дети демонстрируют бережное отношение к книге

2. Чтение русской народной сказки и беседа

2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание)

Задачи:

- познакомить с русской народной сказкой «Жихарка»;

- формировать интерес к чтению;

- воспитывать желание слушать новые сказки, сопереживать героям произведения.

Художественное слово;

выразительное чтение;

иллюстрация;

демонстрация.

Воспитатель читает сказку

Воспитатель показывает иллюстрации в книге.



Дети внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации из книги.

Дети ознакомлены с русской народной сказкой «Жихарка»

проявляют интерес к чтению;

умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения.

2.2 Работа над текстом. Беседа

Задачи:

- обогащать словарь детей новыми словами: «глядь», «домовничал»;

- вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок;

развивать умение вступать в диалог со взрослым и сверстниками.


Беседа;

эмоциональное стимулирование;

поощрение;

иллюстрация


Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение.

-Ребята, скажите, вам понравилась русская народная сказка «Жихарка»?

-А что вам в этой сказке особенно запомнилось?

- Как вы считаете, о чем эта сказка?

- Дети, а вам понятны слово «глядь»? Что оно значат? - оно означает смотреть, глядеть.

Как вы понимаете такие слово «домовничал», что оно значат? - оно означит, находиться дома, присматривать за хозяйством.

- Скажите, а как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал Жихарка, когда подал голос из-под печи?

-Как бы вы поступили на месте Жихарки? Почему? 

-А с Лисой что стало? 

-А что делали кот и петух, когда обнаружили что Жихарки нет дома? 

-Чем закончилась сказка?

- Ребята, что бы вы могли посоветовать героям сказки?

-Как вы думаете, чему научила эта история друзей?

Дети слушают и отвечают на вопросы воспитателя, слушают друг друга;

выражают собственные чувства, мысли, говорят непонятные ими слова, слушают их объяснение







Дети умеют слушать новые сказки, сопереживают героям произведения, вовлечены в разговор во время беседы рассматривания иллюстраций, картинок;

Дети могут объяснить значение незнакомых ранее слов: «глядь», «домовничал»;




Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Задача:

Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать у детей слухоречевую память в процессе игры «Расскажи сказку»

Беседа;

игра

Ребята, я предлагаю сыграть в игру и выяснить, кто самый внимательный слушатель? Игра называется «Расскажи сказку»

Я предлагаю вам рассказать последовательность сказки.

-Куда ходили кот и петух?

-Что делал Жихарка дома?

-Ребята, скажите, что сделала лиса?

-А после?

-Что сделала Жихарка с Лисой?

-Молодцы, ребята, вы внимательно слушали сказку, поэтому справились с игрой очень хорошо!


Дети слушают педагога, играют в дидактическую игру «Расскажи сказку», отвечают на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением.

Дети демонстрируют слухоречевую память в процессе игры «Расскажи сказку»

Физкультминутка

Задачи:

- снять мышечное напряжение;

- подготовить к дальнейшей деятельности

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей

Показ воспитателя;

упражнение

Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости.

(Построение.)

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

Дети выполняют упражнения по образцу.

Дети проявляют физическую активность.

Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. Дети демонстрируют двигательные умения и навыки

2.3 Повторное чтение с установкой на запоминание

Задачи:

- воспитывать умения слушать новые сказки, сопереживать героям произведения;

- формировать интерес к чтению;

- развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Выразительное чтение,

приёмы мнемотехники (мнемоквадраты)








Воспитатель читает второй раз сказку и раскладывает картинки-мнемоквадраты, обозначающие последовательность действий



Дети внимательно слушают сказку,

рассматривают картинки, запоминают сказку.





Дети умеют слушать новые сказки, сопереживать героям произведения;

проявляют интерес к чтению.

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.


2.4 Пересказы детей

Задача:

- развивать связную речь в процессе пересказа русской народной сказки «Жихарка»

Пересказ;

рассказывание;

поощрение;

приёмы мнемотехники (мнемоквадраты)

Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов.

- Ребята, кто хочет попробовать рассказать нам русскую народную сказку «Жихарка» по картинкам?

Дети пересказывают содержание сказки, слушают сверстников.

Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа русской народной сказки «Жихарка».


3. Рефлексия.

Задачи:

- формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности

- развивать умение вступать в диалог со знакомым взрослым и сверстниками.

Беседа

Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми.

-Скажите, а как называется сказка, которую мы сегодня с вами пересказывали?

-Ребята, скажите, чему учит нас эта сказка?

-Какой из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?

- Ребята, с каким трудностями вы столкнулись?

-Как вы их преодолели?

-Ребята, скажите, а что вам помогло при пересказе (рассказывании) сказки?

-Или вам легко было пересказывать (рассказывать) сказку по картинкам?

Дети отвечают на вопросы;

слушают друг друга;

выражают собственные чувства, мысли; выстраивают полное предложение.

Дети проявляют умение подводить итоги;

проявляют умение вступать в диалог со знакомым взрослым и детьми, и сверстниками;

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.


  1. Открытость

Задачи:

- ориентировать детей на самостоятельную деятельность;

- развивать инициативу и самостоятельность в общении.

Беседа


-Ребята, как вы думаете, может быть в нашем волшебном сундучке еще что-нибудь интересное появилось?

-Давайте посмотрим?

-Ребята, как вы думаете, что это?

-Правильно, ребята, это письмо из страны «Сказка»

«Уважаемые ребята, мы очень рады, что вы прочитали сказку, надеемся, она вам понравилась, и вы поставите ее на самую видную полку в группе и еще не раз перечитаете.

В нашей стране скоро должен быть спектакль по это сказке, но мы никак не можем придумать к ней афишу, поэтому решили объявить конкурс на лучший рисунок афиши, если вы хотите, вы можете поучаствовать в нем, мне кажется, что ваши рисунки будут самыми красивыми и интересными»

Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы.


Дети ориентированы на дальнейшую самостоятельную деятельность;

проявляют инициативу и самостоятельность в общении.







Русская сказка «Жихарка»

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек — Жихарка. Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:

— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, — это Жихаркина. Никому ее не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл. Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать да и говорит:

— Эта простая ложка — котова, эта простая ложка — Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, — Жихаркина. Никому ее не отдам.

Только хотел ее на стол положить, а по лестнице — топ-топ-топ.

Лиса идет!

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил — и поднимать некогда — да под печку и залез. А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда — нет Жихарки.

«Постой же, — думает лиса, — ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

— Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму.

А Жихарка-то под печкой во весь голос:

— Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!

— Вот ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть.

Взяла лиса лопату:

— Садись, — говорит, — Жихарка.

А Жихарка маленький, да удаленький.

На лопату сел, ручки-ножки растопырил — и в печку-то и нейдет.

«— Не так сидишь», — говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки-ножки растопырил — в печку-то и нейдет.

— Да не так, — лиса говорит.

— А ты мне, тетенька, покажи, я ведь не умею.

— Экой ты недогадливый! — лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка ее толк в печку да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.

А дома-то кот да петух плачут, рыдают:

— Вот ложка простая — котова, вот ложка простая — Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!

Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает.

Вдруг по лестнице — тук-тук-тук. Жихарка бежит, громким голосом кричит:

— А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.





Мнемоквадраты



5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!