СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по литературному чтению 2 класс на тему "Знакомство с произведением "Все тайное становится явным""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по литературному чтению 2 класс на тему "Знакомство с произведением "Все тайное становится явным""»


Конструкт урока литературного чтения

по преддипломной практике «Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Тропиной Полины Витальевны

Класс: 2 «Г»

Тема: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Планируемые результаты:

  • Личностные: обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять саморегуляцию; осуществлять контроль и самоконтроль); обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группе);обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи);

  • Предметные: обучающиеся имеют представление о творчестве В.Ю. Драгунского, прогнозируют содержание рассказа «Тайное становится явным»; демонстрируют качественные навыки чтения; обучающиеся могут объяснить значение незнакомых слов.

Цель: формирование личностных универсальных учебных действий в процессе знакомства с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи:

  • Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству В.Ю. Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; потребность в чтении; способность к рефлексии; доброжелательное отношение к друг другу в процессе совместной деятельности; воспитывать понимание необходимости оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умения видеть сильные и слабые стороны своей личности.

  • Развивающие: развивать регулятивные УУД (умение планировать, осуществлять контроль и самоконтроль); развивать коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); развивать познавательные УУД (умение осознанно и произвольно строить речевой высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи).

  • Образовательные: повторить биографию В.Ю. Драгунского; познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным»; в процессе знакомства с рассказом совершенствовать качества навыка чтения; обогащать словарь обучающихся новыми словами.

Принципы обучения и воспитания:

принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);

принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому);

принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

принцип наглядности;

принцип доступности;

пинцип минимакса;

принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания).

принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение знаний уже известных слов в определенном контексте через сопастановление, подбор символов, толкование)

Методы обучения и воспитания:

по источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, рассказ, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;

по уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный;

метод развития познавательного интереса: художественное слово;

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;

метод эмоционального стимулирования: поощрение;

метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

индивидуальное – карточки с заповедями, карточки для самостоятельной работы;

демонстрационное – презентация, видеофрагменты.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. 3 мин

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка учебных задач. 10 мин

  3. Решение проблемы. 10 мин

  4. Физкультминутка. 1 мин

  5. Первичное закрепление 10 мин

  6. Организация самостоятельной работы. 8 мин.

  7. Информация о домашнем задании. 1 мин

  8. Рефлексия. 2 мин

Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2016 год. /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-025287-4.

  2. Программа развития универсальных учебных действий. Асмолов А.Г.

  3. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. и др.

  4. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Литературное чтение» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов).



Эскиз доски:

Тема

Задачи урока

8 мая.

Классная работа.









Ход урока



Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся


Планируемый результат, в том числе метапредметный, личностный, предметный

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

  • Формирование готовности к восприятию

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

-- Доброе утро, уважаемые второклассники. Очень рада, что сегодня я снова проведу у вас урок.

- Для того, чтобы на уроке мы с вами хорошо поработали, предлагаю немного размяться.

Дыхательная гимнастика:

«Свеча»

 Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Цветочный магазин»

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

1 «Пузырь»

Надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул: ш-шш-ш  (руки разводят в стороны, хлопок)

  • Пожмите руку соседу по парте и пожелайте ему больших успехов.

  • Сначала сядут девочки, а теперь сядут мальчики.

  • Давайте проверим готовность к уроку: на парте у вас учебник, дневник, пенал и раздаточный материал.

  • Отлично, желаю хорошего настроения, начинаем урок.

Личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль



2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: сформулировать совместно с обучающимися тему и цель урок


Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

  • формирование готовности к восприятию

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, рассказ)


- Ребята, на уроках литературного чтения мы учимся выразительно читать. Для того, чтобы наша речь была четкой, громкой и выразительной, предлагаю следующее упражнение:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай медленно шепотом.

Прочитай побыстрее в пол голоса.

Прочитай быстро и громко.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.


Ребята, для того, чтобы узнать тему урока, предлагаю открыть учебник на странице 162. Кто мне назовет, с каким произведением и какого автора мы будем сегодня работать?

- А какие задачи нам нужно решить на уроке?

(варианты детей)

  1. Повторить биографию В.Ю. Драгунского

  2. Познакомиться с рассказом В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным.

  3. Учиться читать выразительно.



Личностные УУД: обучающиеся проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.

Развивать познавательные (общеучебные) УУД: обучающиеся формулируют цели

, обучающиеся анализируют предложенную информацию.



3. Решение проблемы

Задача: организовать выход из проблемной ситуации



Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

  • Формирование готовности к восприятию

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

  • Практические (упражнения)


Приступим к решению первой задачи. Оля, назови ее.

Введение в тему

- Прочитайте ещё раз кто автор этого произведения.

-Что вы знаете о писателе? Читали ли его произведения?

–Каким человеком был Драгунский? Посмотрите видео о его жизни и подумайте.

- Так каким же человеком был Драгунский? (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора)

- Какая самая известная его книга? («Денискины рассказы»)

- Какой рассказ уже читали в 1 классе? («Заколдованная буква»)

-Итак, мы знакомимся с рассказом « Тайное становится явным»

- А что такое тайна?

Тайна – 1. то, что скрывают от других, что не всем известно

2. нечто неразгаданное, неясное.

3. скрытая причина чего-нибудь

- Назовите синоним к слову тайна. ( секрет)

- А что значит явное? ( не скрываемый, открытый, известный, всем доступный.)

- Можете ли уже расширить свои предположения о чём будет рассказ?


Словарная работа.

Предлагаю разобрать значение некоторых слов, которые встретятся при чтении.

Прочитайте слова из рассказа.

Интеллигентный- культурный, образованный

Не клевещите - ложное обвинение, наговоры.

Хрен-растение, корень которого содержит едкое эфирное масло, корень хрена употребляют в пищу как острую приправу к пище.


Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми.

Чтение до слов « И мама ушла на кухню»

-Что может произойти дальше?

- Почему вы так считаете?

Продолжаем читать до слов «Потом сразу вернулся и сел за стол»

- Чем по-вашему закончился рассказ?

Дочитываем до конца.


Личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль.

Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах.

Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

4. Физминутка

Задача: Расслабить мышечное напряжение

Метод воспитания:

Словесный

-Я предлагаю вам встать и немного отдохнуть. Встаньте так что бы вам ничего не мешало.

https://www.youtube.com/watch?v=S21KpsKdKrM

- Можете присаживаться на свои места


Метапредметный:

Демонстрируют волевую саморегуляцию

5. Первичное закрепление знаний

Задача: организовать

закрепление способа действия

при решении типовых задач.


Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

  • Практические (упражнения)


Анализ произведения.

- Кто главный герой?

- Что о нём узнали?

- Из- за чего произошёл конфликт между мамой и Дениской? На чьёй вы стороне?

- Как вообще можно разрешить конфликт? (договориться)

-Какой приём нашла мама, чтобы сын съел кашу? Найдите, прочитайте.

-А что придумывал Денис, чтобы не есть кашу?

- Рассмотрите иллюстрацию с.163

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

- Как почувствовал себя Денис, когда вошла мама и похвалила его за то, что тарелка пуста?

- В какой момент вам было смешно?

- А что чувствовал дяденька в этот момент?( ему плохо, он волнуется, стал заикаться)

- А кому вы сочувствовали? Почему?

-Рассмотрите иллюстрацию с.166

-Какой момент изобразил художник? Найдите и прочитайте.

-Если бы каша не попала на шляпу, Денис пошёл бы в Кремль? И как он себя чувствовал?

Рассказал бы маме? Спокойно ли было бы на душе у мальчика?

- Как называется чувство, когда на душе не спокойно, после какого-нибудь плохого поступка? ( совесть)

- Была ли у Дениса совесть? Докажите.

- Наверное, и у вас в жизни были  ситуации, когда вам приходилось обманывать? Вспомните, какие чувства вы испытывали.

- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)

- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)

-Очевидно, иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.

- Какая же главная мысль рассказа? ( нельзя врать, правда станет известной)

- Если обман всё равно раскроется,  каким же человеком  надо быть? ( честным)

- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)

6. Работа с иллюстрацией.

-Вернёмся к иллюстрациям. Какой заголовок можно дать?

- Почему именно эти моменты изобразил художник? (переломные, кульминационные)


Личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; честность, порядочность, уважение и любовь к старшим и близким людям; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; умение видеть сильные и слабые стороны своей личности; демонстрируют эмоциональное восприятие, сопереживание автору рассказа; способность к рефлексии, проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; демонстрируют действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.

Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

6. Самостоятельная работа

Задача: организовать

самостоятельную работу с целью проверки полученных

знаний

Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

  • Практические (упражнения)

  • Творческое задание

 -Я предлагаю вам интересную работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу?

  • Никто так детям не верит как мать родная

  • Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.

  • Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.


Личностные УУД:

обучающиеся проявляют интерес к творчеству В.Ю.Драгунского; обучающиеся демонстрируют умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; проявляют доброжелательное отношение к друг к другу в процессе совместной деятельности; Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.

Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.

Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.

7. Рефлексия учебной деятельности

Задача: оценить результаты деятельности.


Методы воспитания:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

Методы обучения:

  • Словесные (беседа)

- О чём же рассказ Драгунского? 

 Закончите одно из предложений. 

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумел…

Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:

« Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Даргинский.»

- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.

- Спасибо за урок.


Личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку.

Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию.

Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!