3.1 Знакомство с биографией автора. - Сейчас, мы с вами познакомимся с биографией Всеволода Михайловича Гаршина. Сейчас мы все вместе, по цепочке прочитаем биографию. Когда читает один, все остальные внимательно слушают и следят. Затем мы обсудим с вами, что вам показалось интересным в биографии писателя. Биография Всеволод Михайлович Гаршин Всеволод Михайлович Гаршин— российский писатель и поэт. Он имеет украинское происхождение. Родился в имении Приятная Долина, расположенном на территории современной Донецкой области. Родители будущего писателя и поэта были дворянами. Мать Гаршина интересовалась литературой и политикой, владела несколькими языками. Отец мальчика был военным. Учился Всеволод Михайлович Гаршин сначала в гимназии, где он уже начал писать, а позже и в Горном институте и Петербургском университете. Настоящее признание он получил уже после Русско-Турецкой войны. Через десять лет после её окончания портрет прозаика напечатали на почтовых марках. Спустя некоторое время его произведения «Лягушка – путешественница» и «Сказка о жабе и розе» включили в школьную программу.
- Какой факт из биографии Всеволода Михайловича Гаршина показался для вас наиболее интересным. 3.2 Антиципация - Прочитайте еще раз, название сказки. - Предположите, о чем пойдет речь в данной сказке? - Хорошо, спасибо за ваши предположения. 3.3 Знакомство со «Сказкой о жабе и розе» - Сейчас мы проверим, верны ли были ваши предположения. Сядьте удобнее, откройте учебник на странице… - Сейчас я включу запись сказки, а вы слушаете и следите глазками по учебнику, отметьте слова, которые вам непонятны, а так же попытайтесь представить в какой обстановке происходит действие. Стараемся вникнуть в содержание сказки. Прослушивать будем не всю сказку сразу, а частями. После каждой части будем обсуждать. АУДИОЗАПИСЬ В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» 3.4Чтение сказки с анализом - Вам понравилось начало сказки? - А хотели бы вы узнать, что будет дальше? Дослушаем до конца? - Какие незнакомые слова вы отметили в тексте? – Где росла роза? Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника? (Роза росла в старом тенистом саду. В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки). – Выберите действия розы. (Распускалась, раскрывала, точно плакала, увидела небо, почувствовала. Такие действия принадлежат человеку). Кому обычно принадлежат такие действия? –Какие слова помогают представить запах розы? Как об этом пишет автор? (Запах был словами, слезами, молитвой. Автор использует в тексте эпитеты, образные определения: «тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами»). – Выберите описание жабы. Какое впечатление производит жаба? С помощью каких слов автор добивается такого ощущения? (Отталкивающая, отвратительная. Плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др). – Прочитайте отрывок – описание жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Что для этого необходимо учитывать? Давайте посмотрим на памятки. (Как читать выразительно? 1).Читать громко, чётко, внятно. 2). Передавать чувства, настроение, мысли автора и героев произведения. 3). Правильно расставлять знаковые паузы). – А теперь найдите и прочитайте, где жила жаба. – Какие места для своей жизни выбирала она? (Темные, сырые, жила внизу, между корнями куста.) – Что олицетворяет в этом произведении роза? (Роза олицетворяет добро).Почему? Докажите. Что олицетворяет жаба? (Жаба олицетворяет зло) Почему? Докажите. – Расскажите, как произошла первая встреча жабы и розы. Какая у жабы была цель? Жаба хотела уничтожить розу) – Как жаба добивалась поставленной цели? (Она все лезла и лезла вверх, цепляясь за ветки куста. Ей было трудно это делать, так как она могла ползать и прыгать только по ровному месту. Она делала усилие над собой, он все равно ползла, при этом злобное животное постоянно смотрело на цветок.) – Какие чувства испытывала роза в этот момент? Подтвердите словами текста. (Страх, ужас, беспокойство.) – А какие чувства испытывала жаба? )Злость, ненависть). Подтвердите словами текста. – Найдите в тексте и прочитайте, как встретились герои во второй раз. Что в этот момент почувствовала роза? (Страх, ужас, шок испытала, она пожалела о том, что не может сорваться и улететь, как птицы, насекомые. Роза поняла, что погибает) – А как вела себя жаба? Что ею двигало? (Она храбро лезла вверх, не жалея ни лапок, ни брюха. Злоба) – Злость, которую испытывала жаба, не могла остановить это животное, хотя ей было и больно. Она чувствовала, что победа близка, что ненавистный ей цветок будет уничтожен. Кто же спас розу? (Сестра мальчика.) – Прочитайте, как она это сделала. – Почему автор не позволил жабе погубить розу? Что олицетворяет в этом произведении роза? а жаба? Что происходит в сказках между добром и злом? – Что было самым главным в жизни розы? Для чего? (Роза хотела распуститься, чтобы радовать других.) – А долго ли радует роза других? Докажите текстом. – Итак, какая же цель у розы была в жизни? (Роза хотела радовать других и приносить счастье всем.) – А как относилась к жизни жаба? Какое у нее было желание? Для кого она жила? (Жаба жила только для себя. У нее было желание поесть). – Но ведь в этом произведении помимо жабы и розы есть еще один главный герой. Кто это? – Каким вы себе его представляете? Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. Прочитайте этот отрывок шепотом. (В сказке есть герой – мальчик. Он худой, бледный, сильно болеет.) – Как описывает Гаршин этого мальчика? (Бледный, кроткий, худой, его не боялись даже маленькие звери. Они понимали, что он не сделает им ничего плохого) – А как вы думаете, к кому из наших героев ближе мальчик? (К розе). Почему? Докажите. – Встретились ли мальчик и роза? Расскажите, как произошла эта встреча. Какие слова мальчик сказал, умирая? (Последние слова мальчика: «Ах, как хорошо!». Роза принесла ему радость в последний момент его жизни, спокойствие, умиротворение.) А почему мальчик так сказал? – А как роза закончила свою жизнь? (Ее поставили в отдельном бокале к гробу мальчика, потом сестра переставила ее на стол и поцеловала, когда ставила.) – «Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы». Почему же эта слезинка оказалась самым лучшим происшествием в жизни розы? (Роза поняла, что не зря распустилась, так как она в последние минуты жизни принесла мальчику радость) – Понравилось вам сказка? Почему? – Какое впечатление она на вас произвела? – Что вас больше всего поразило в произведении? - Итак, подтвердились ли ваши предположения, о чём эта сказка? - Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение. Начните со слов: «Эта сказка о том, …». – Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему? – Почему автор назвал сказку именно так, могли бы вы придумать другое название? |