Конструкт образовательной деятельности по ПМ 03 Организация занятий по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Худорожковой Дарья Сергеевны, 43 «А» группы
Дата: 23.12.2021
Группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна
Методист: Соломина Елена Владимировна
Тема: Ознакомление детей с произведением М. Горького «Воробьишко»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Вид НОД: приобщение к художественной литературе
Форма НОД: занятие-игра
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная
Форма организации: Фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Дети проявляют интерес к художественному произведению М. Горького «Воробьишко»;
Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость;
Дети проявляют любознательность;
Дети проявляют интерес активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме;
Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении;
Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание;
Дети могут объяснить значение слов (пичужки, за верхним наличником, пакля, высовывался, сожалительно мяукала).
Дети демонстрируют связную (диалогическую) речь;
Дети проявляют умение внимательно и заинтересованно слушать сказку М. Горького «Воробьишко»;
Дети проявляют умение рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;
Дети проявляют умение обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.
Цель: Формирование у детей интереса и воспитание любви к чтению в процессе ознакомления с произведением М. Горького «Воробьишко».
ЗАДАЧИ образовательной деятельности | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности; формировать у детей интерес к художественному произведению М. Горького «Воробьишко». Развивающие задачи: развивать любознательность; побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме; развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении; развивать связную (диалогическую) речь; развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание. Обучающие задачи: обогащать словарный запас (пичужки, за верхним наличником, пакля, высовывался, сожалительно мяукала). учить внимательно и заинтересованно слушать сказку; учить рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; учить обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. | Костя – учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности)
Список использованных источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
Хрестоматия. Подготовительная группа. Максим Горький «Воробьишко».
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности; принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
Методы воспитания: Беседа, создание ситуации успеха, поощрение
Методы обучения: Словесные: беседа, выразительное чтение, объяснение, обобщающая беседа, эмоциональное стимулирование.
Наглядные: иллюстрация, показ
Практические: игра, упражнение.
Приёмы, направленные на формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, объяснение незнакомых слов.
Приёмы, направленные на облегчение понимания детьми произведения: рассматривание иллюстраций; повторное чтение; выборочное чтение; закончи предложение; аналитическая беседа; проведение дидактических игр.
Оборудование: книга «Воробьишко», разрезанные картинки.
Предварительная работа: Чтение произведения М. Горького «Воробьишко».
Цель: Познакомить детей со сказкой Максима Горького «Воробьишко».
Оборудование: Книга
Ход: Ребята, я сегодня принесла в наш книжный уголок, вот такую интересную книгу называется «Воробьишко», предлагаю вам ее прочитать. Но прежде чем мы приступ, давайте я вам расскажу, кто автор этой сказки! Ребята, а написал эту сказку Максим Горький. Максим Горький – это знаменитый русский писатель и поэт. Писатель родился в городе Нижний Новгород. Максим Горький с ранних лет работал, трудился. Писатель много занимался самостоятельно, учился и узнавал много нового. Максим Горький любил писать для детей, он написал такие сказки как, «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко», «Самовар», «Сказки об Италии» и другие хорошие, добрые сказки. Максим Горький организовывал праздники для детей, выпускал для них журналы. Писатель много путешествовал, жил в других странах, но вскоре вернулся в Россию и больше не покидал нашу страну. Ребята, кто напомнит, какую сказку мы будем читать, как она называется? «Воробьишко» Молодцы! А кто автор? (Максим Горький) Хорошо! Давай же скорее ее прочитаем и узнаем, что же это за сказка! Только давайте договоримся, слушать будем внимательно, друг другу не мешать, не отвлекать и стараться не перебивать меня, хорошо? Отлично! Воспитатель читает художественное произведение «Воробьишко» - Максима Горького.
-Ребята, вам понравилась сказка?
Ответы детей
-О ком данное произведение?
Ответы детей
-Что вам особенно запомнилось? Почему?
Ответы детей
-Хорошо, молодцы!
-Ребята, это сказка мне тоже очень понравилось. Это прекрасное произведение читала мне бабушка, когда я была еще совсем маленькой. Мы любили с бабашкой гулять по парку и рассматривать птичек. Бабушка всегда рассказывала мне про птичек, говорила о том, что нужно их беречь и заботится о них. Сказка «Воробьишко» дает понять нам, что обязательно нужно слушаться старших и следовать их советам, необходимо быть осторожными и внимательными.
Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Собери картинку
Задача: Учить собирать целое из частей и рассказывать, что изображено, учить отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Ход: Костя, посмотри, что у меня есть. Это паззл - Ты любишь собирать паззлы? Отлично - Предлагаю тебе не просто собрать, но и рассказать, что на ней изображено. Воспитатель дает части картины, по сказке «Воробьишко». Например: (папа воробей приносит еду для Пудика). Костя, у тебя получилось?. Хорошо. - Расскажи, что ты видишь? Воспитатель ведет с ребенком беседу и просит отвечать полными предложения, вспоминая сказку «Воробьишко» - М. Горького.
Ход деятельности
Этапы | Методы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивационный этап Задачи: -Смотивировать детей на предстоящую совместную деятельность. | Эмоциональное стимулирование; беседа; чтение художественного слова | Воспитатель эмоционально стимулирует детей, приглашает детей встать в полукруг -Ребята здравствуйте, давайте улыбнёмся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Придумано кем – то Просто и мудро При встрече здороваться! -Доброе утро! -Доброе утро Солнцу и птицам! -Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым! Доброе утро длится до вечера! (дети здороваются с воспитателем) -Сегодня я приглашаю вас путешествовать в книгу «Воробьишко» -Вы хотите отправиться в путешествие? -Давайте произнесем волшебные слова, что бы очутиться в книге сказок Если палочкой волшебной Я взмахну 4 раза В мир книги непременно Мы откажемся все сразу Считаем; 1, 2, 3, 4 Вот мы и в книге сказок! | Дети подходят к воспитателю, внимательно слушают и вступают в диалог | Дети с мотивированы на предстоящую совместную деятельность. |
2.Основной этап 2.1.Беседа Задачи: -формировать у детей интерес к художественному произведению М. Горького «Воробьишко»; -побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме; -развивать связную (диалогическую) речь воспитывать эмоциональную отзывчивость; -учить рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; -учить обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. | Беседа; Рассматривание иллюстраций; Эмоциональное стимулирование. | -Ребята, вот мы с вами и оказались в книге сказок -В какой сказке, мы оказались? (воспитатель показывает книгу) -Давай вспомним, о ком сказка? Ответы детей - Как звали главного героя? Ответы детей - Где жил Пудик? Ответы детей - Зачем Пудик постоянно выглядывал из гнезда? Ответы детей - Когда прилетал папа воробей, что он приносил Пудику? Ответы детей -Ребята, а как вы считаете, каким был Пудик? Ответы детей - Что говорила мама воробьиха Пудику? Ответы детей - Как вы думаете, какая она? Ответы детей - Ребята, что случилось с Пудиком? Ответы детей - Кто помог ему? Ответы детей - Что случилось с мамой Пудика? Ответы детей -Чему эта сказка вас научила? Ответы детей -Сказка «Воробьишко» учит нас тому, что всегда нужно слушаться родителей, делать так, как они нам советуют, нужно быть аккуратными и осторожными. -Молодцы, вспомнили содержание сказки, дали развернутые ответы на вопросы, смогли ответить, чему учит сказка. | Дети проходят на свои места и внимательно слушают воспитателя, активно вступают в беседу | Дети проявляют интерес к художественному произведению М. Горького «Воробьишко»; Дети проявляют интерес активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме; Дети демонстрируют связную (диалогическую) речь; Дети умеют рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; Дети умеют обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. |
2.2.Выразительное чтение фрагмента произведения Задачи: -формировать у детей интерес к художественному произведению М. Горького «Воробьишко»; -развивать любознательность; -развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание; -учить внимательно и заинтересованно слушать сказку. | Выборочное чтение; Выразительное чтение воспитателя | -Ребята, а вы хотите, чтобы я прочитала вам какой-нибудь фрагмент этой сказки? Ответы детей -А какой фрагмент вы бы хотели услышать? Ответы детей - А не хотели бы вы послушать тот фрагмент, где Пудик выпал из гнезда и к нему на помощь пришла мама? Ответы детей - Замечательно, я очень рада. Тогда слушайте внимательно, не отвлекайтесь. Воспитатель выразительно читает фрагмент из сказки, демонстрирует иллюстрации. «Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения… И все закончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста». | Дети внимательно слушают воспитателя, не мешают друг другу | Дети проявляют интерес к художественному произведению М. Горького «Воробьишко»; Дети проявляют любознательность; Дети проявляют слуховую и зрительную память, произвольное внимание; Дети умеют внимательно и заинтересованно слушать сказку |
2.3.Беседа Задачи: -воспитывать эмоциональную отзывчивость; -развивать любознательность; -побуждать к активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме; -развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении; -обогащать словарный запас (пичужки, за верхним наличником, пакля, высовывался, сожалительно мяукала). | Повторное чтение; Аналитическая беседа; Закончи предложение Объяснение незнакомых слов. | - Ребята, вы такие молодцы, вы так внимательно слушали отрывок из сказки «Воробьишко». - Ребята, когда я читала, вы услышали несколько незнакомых слов. - Ребята, как вы понимаете, слово: пичужки? Ответы детей - Пичужка – это маленькая птичка, по другому можно назвать ее – пташкой. - А как вы понимаете это словосочетание: за верхним наличником? Ответы детей - Верхний наличник – это такая рамка у окон. - Ребята, а как вы думаете, что обозначает слово: пакля? Ответы детей - Пакля – это волокно (твердое, грубое), которое сделано из волокон льна. - А как вы понимаете слово: высовывался? Ответы детей - Высовывался – это означает, что Пудик выглядывал из гнезда. - А как вы понимаете словосочетание: сожалительно мяукает? Ответы детей - Это знает, что кошке было очень жалко, что она так и не поймала воробушка. - Ребята, а почему Пудик выпал из гнезда? Ответы детей - Правильно, молодцы. - Кто хотел поймать Пудика? Ответы детей - Кто поспешил на помощь ему? Ответы детей - Что случилось с его мамой? Ответы детей - Что сказал Пудик, когда прилетел в гнездо? Ответы детей - Чем закончилась сказка? Ответы детей - Молодцы, ребята, все верно! | Дети слушают внимательно педагога, вступают в диалог | Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость; Дети проявляют любознательность; Дети проявляют интерес активному участию в беседе, правильно отвечать на вопрос по заданной теме; Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении; Дети могут объяснить значение слов (пичужки, за верхним наличником, пакля, высовывался, сожалительно мяукала). |
Физкультминутка Задачи: -снять мышечное напряжение; -подготовить к дальнейшей деятельности | Показ воспитателя; Упражнение Чтение художественного слова. | -Молодцы, вы такие умники и умницы! В нашем путешествии нельзя пройти мимо интересной игры. Давайте встанем, так чтобы никому не мешать и выполним все вместе, упражнения Мы не будем торопиться. Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.) Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.) Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.) От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.) | Дети выполняют упражнения по образцу, проявляют физическую активность. | Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности. |
2.4.Дидактическая игра «Собери паззл» Задачи: -воспитывать эмоциональную отзывчивость; -развивать любознательность; -воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности; -развивать у детей инициативу и самостоятельность в общении. | Объяснение Беседа Игра | -Ребята, посмотрите, я нашла в книжке, игру, называется «Собери паззл» -Давайте объединимся на группы, и я каждой группе дам части картинок. - Ребята, необходимо собрать этот паззл и понять, какое действие на нем изображено. Воспитатель раздает детям паззлы, дети собирают картинку. У первой команды изображена ситуация – когда Пудик упал из гнезда, а у второй команды изображена ситуация – когда мама осталась без хвоста. Воспитатель задает вопросы по данным изображениям, дети рассматривают изображения, рассказывают о ситуации. В случаи необходимости воспитатель помогает детям, задает наводящие вопросы. - Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. -А сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад, произносим волшебные слова Снова палочкой волшебной Я взмахну 4 раза В детский садик непременно Дети все вернутся сразу Считаем: 1, 2, 3, 4 | Дети слушают правила игры, активно участвуют, работают в командах | Дети демонстрируют эмоциональную отзывчивость; Дети проявляют любознательность; Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности Дети проявляют инициативу и самостоятельность в общении. |
3. Рефлексия. Задачи: -Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод | Беседа Эмоциональное стимулирование Поощрение | Воспитатель задаёт вопросы, показывает заинтересованность, обсуждает с детьми. -Ребята, вам понравилось путешествие в книгу сказок? -А что вам понравилось больше всего? -Какие трудности у вас возникали? Как вы с ними справлялись? -Ребята, вы сегодня очень хорошо поиграли, были активными, дружными и заинтересованно отвечали на вопросы, я очень рада! -Слушали внимательно, не перебивали и не отвлекали друг друга, молодцы! | Дети отвечают на вопросы; слушают друг друга | Дети проявляют умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод |
Открытость Задачи: -Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. | Беседа Эмоциональное стимулирование Поощрение | Педагог побуждает детей к «продолжению» деятельности. -Ребята, я предлагаю в свободное время, когда вы захотите, нарисовать свое мнение, как бы могла закончиться сказка «Воробьишко». После того, как вы нарисуете, мы с вами устроим выставку рисунков, вы согласны? Ответы детей - Замечательно, я очень рада! | Дети слушают воспитателя, выражают собственные чувства, мысли, отвечают на вопросы. | Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
4