-Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка? (правильно и аккуратно писать, соблюдая правила письма) - Для того, чтобы мы с вами аккуратно и правильно писали, предлагаю провести минутку чистописания. - А чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем писать, отгадайте загадку, слушайте внимательно: Со стремянкой буква схожа. Лить, лепить, листать поможет. Без неё не будет лета. Что за буква, дети, это? (л) - Верно, это буква л. - Сегодня мы с вами пропишем строчную букву л с петлёй. Давайте рассмотрим, как пишется строчная буква л с петлёй. Посмотрите на доску. (аншлаг) - Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии, закругляя вправо. Далее не отрывая руки ведём вверх, не доводя до верхней линии рабочей строк, закругляем влево касаясь верхней линии рабочей строки и ведём вниз, закругляем вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. - Ребята, перед тем как мы с вами начнём писать, нам нужно размять пальчики, для этого предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику вместе со мной. Из гнезда торчат (большой палец с указательным) Клювы маленьких стрижат (большой палец со средним) Клювик раз (большой палец с безымянным) Клювик два (большой палец с мизинцем) Лапки, лапки (сжимаем и разжимаем кулачки) Голова. (крутим кистями рук). - Молодцы! Опустите ручки. - Помним про правильную посадку. - Сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки подружим с партой. Вижу каждый сел правильно, у всех спинка ровная, ножки стоят прямо. Обе ручки опираются о край стола, а локти выступают за край стола. Придерживаем тетрадь левой рукой - ручку возьмем правильно. (показываю) - Откройте свои тетради. От прошлой работы отступите 2 строчки вниз в третьей пишем дату, сегодня 13 октября, не забывайте поставить точку в конце. Ниже в следующей строке пишем классная работа, на конце ставим точку. - Кто записал – руку на локоток, глазки на меня. - Обратите внимание на доску, здесь представлен образец написания строчной буквы л и петли. - Прописываем одну строку строчной буквы л и петли самостоятельно (прохожу смотрю) -Напоминаю вам: Расстояние между элементами, их ширина и высота должны быть одинаковыми, с одинаковым наклоном, на одинаковом расстоянии друг от друга, пишем красиво, стараемся. - Кто готов – руку на локоток. - Я вижу, что уже все закончили. Теперь подчеркните простым карандашом буквы, которые похожи с образцом. Кто закончил ручки на локоток, глазки на меня. - Молодцы! - Ребята, давайте вспомним из чего у нас состоит слово? Из каких частей? (приставка, корень, суффикс, окончание) (прикрепляю на доску аншлаги: корень, приставка, суффикс, окончание.) - Как мы можем назвать эти слова одним понятием? (значимые части слова) - Корень, приставка, суффикс, окончание, что это такое? (части слова) - Эти части слова придают значение слову, значит какие они? (значимые) - Верно, это значимые части слова. (прикрепляю часть тему на доску) - Сейчас я буду читать вам определения, а вы должны определить, к какой значимой части слово оно относится. Слушаем внимательно: эта главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Что это? (корень) - А кто помнит каким значком мы выделяем корень? (показываю значки значимых частей слова) - (Имя), выходи прикрепляй знак корня напротив слова корень. - Итак, следующее определение: это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Что это? (приставка) - Каким значком мы выделяем приставку? (показываю значки значимых частей слова) - (Имя), выходи, прикрепляй знак приставки напротив слова приставка. - Итак, следующее определение: это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Что это? (суффикс) - Каким значком мы выделяем суффикс? (показываю значки значимых частей слова) - (Имя), выходи, прикрепляй знак суффикса напротив слова суффикс. - Следующее определение: это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова. Что это? (окончание) - Каким знаком мы выделяем окончание? (окошечком) - (Имя), выходи, прикрепляй знак окончания напротив слова окончание. - Давайте потренируемся разбирать слова по составу, для этого разберём слово поездка. - (Имя), выходи к доске, записывай слово поездка, остальные работаем в тетрадях. - Что мы сначала находим? (окончание) - Чтобы определить окончание, что мы должны сначала сделать? (изменить форму слова) - Поездка – это единственное число или множественное? (единственное) - Давайте поставим во множественное число (поездки) - Какая часть изменилась в слове поездка? (а) - Верно, выделяем окончание а. - Итак окончание мы нашли, что мы находим после окончания? (корень)- - Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова. (ездить) - Какой будет корень в слове поездка? (езд) - Верно, выделяем корень. - Что мы ищем после корня? (суффикс - к) - И что нам осталось ещё найти по схеме? (приставку - по) - Верно, молодец! (на доске аншлаги: однокоренные слова, форма слова) - Для того, чтобы закрепить умение выделять корень и окончание в словах, я предлагаю вспомнить однокоренные слова и форму слова, для этого найдите на карточке задание номер 1, которые лежат у вас на парте. - Давайте прочитаем слова в первом и во втором столбике. - (Имя), прочитай слова. - Как вы думаете, по каким признакам разделены слова? - Если вы затрудняетесь – обратите внимание на доску. (однокоренные слова и форма слова) - Посмотрите на первый столбик, какие это слова? (однокоренные) - Верно, какой корень в этих словах? (сыр) - Давайте выделим корень сыр в словах в первом столбике. - Кто готов – ручку на локоток. - Посмотрите на слова во втором столбике, что это за слова? (форма слова) - Какой корень в этих словах? (сыр) - Чем отличаются слова во 2 столбике? Что у них разное? Что после корня изменилось? (окончание) - А как мы выделяем окончание? (квадратиком) - Какое окончание в слове сырая? (ая). В слове сырой? (ой). В слове сырые (ые) - Давай их выделим. - Кто готов – руку на локоток. - Для того, чтобы вспомнить, что такое форма слова, предлагаю вставить пропущенные слова, внимание на доску. - (Имя), прочитай, что написано. (Форма слова – это одно и тоже …, у которого изменили только ...) - Как вы думаете, какие слова пропущены? (слово, окончание) (прикрепляю недостающие слова) - Верно, (Имя), прочитай полностью определение. (Форма слова – это одно и тоже слово, у которого изменили только окончание.) - А теперь, для того, чтобы вспомнить, что такое однокоренные слова предлагаю также вставить пропущенные слова. - (Имя), прочитай, что написано. (Однокоренные слова – это …, которые имеют одинаковый … и близкие по …) - Какие слова пропущены? (слова, корень, смыслу) (прикрепляю недостающие слова) - Верно, (Имя), прочитай, полностью определение. (Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и близкие по смыслу.) (на доске появляется слово липа) - Сейчас проверим, как вы запомнили эти два понятия. Я сейчас вам выдам слова. У одних будет форма слова к слову липа, у других однокоренное. - Прочитайте внимательно свои слова и подумайте куда вы их отнесёте к форме слова или к однокоренным словам. - Помним, что в форме слова меняется только окончание, а в однокоренных словах может быть добавлен суффикс и приставка. Однокоренные: липнуть, липко, липовый, липкий, липнуть. Форма слова: липе, липы, липой, липу, липою. - Сейчас по одному вы будете выходить и вставать к той стороне, куда вы его определили. - (Имя), выходи к доске, прочитай своё слово. (липко) - Как ты понимаешь это слово? Что оно обозначает? (прилипающий, клейкий) - Куда ты отнёс это слово? (к однокоренным) - Вставай в эту сторону. - (Имя), выходи к доске, прочитай своё слово, куда ты его отнёс? - Сейчас самостоятельно выходим и встаём в ту сторону, куда вы определили своё слово к однокоренным словам или к форме слова. - Итак, давайте проверим. - Слово липнуть ты отнёс к однокоренным словам, верно? (да) - Слово липко отнесён к форме слово, правильно? (нет) - А куда мы его должны отнести? (к однокоренным словам) - Верно. Вставай в сторону однокоренных слов. (Так с остальными словами). - Молодцы. - Ребята, у кого форма слова прикрепите свои слова на доску. (Убрать с доски: родственные слова). - Итак, что же у нас на доске форма слова или родственные слова? (форма слова) - Какой корень у этих слов? (лип) - Давайте его выделим, для этого переверните свои карточки и найдите задание 2. - Выделяем корень лип в словах липе, липы, липой, липу, липою. - Раз это форма слова, то чем отличаются эти слова? (окончанием) - Давайте выделим окончания. - (Имя), прочитай первое слово. (липе) - Какое здесь окончание? (е) - (Имя), прочитай второе слово. (липы) - Какое здесь окончание? (ы) - (Имя), прочитай следующее слово. (липой) - Какое здесь окончание? (ой) - (Имя), прочитай следующее слово. (липу) - Какое здесь окончание? (у) - (Имя), прочитай последнее слово. (липою) - Какое здесь окончание? (ою) - Мы с вами оставили форму слова и работаем с окончанием, то о какой значимой части речи мы будем говорить на уроке более подробно? (окончание) - Верно, окончание. - Тема нашего урока: «Значимые части слова. Окончание.» (добавляю к теме аншлаг: окончание) - Ребята, а что нужно сделать нам со словом, чтобы найти окончание? (ответы детей) - Нужно изменить форму слова. И та часть, которая будет изменяться – будет окончанием. - Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (ответы детей) - Цель нашего урока: учиться выделять окончания. |