СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт по русскому языку "Значимые части слова. Окончание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструк по русскому языку на тему "Значимые части слова. Окончание". 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт по русскому языку "Значимые части слова. Окончание"»

Конструкт урока по русскому языку

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования

в начальных классах и начальных классах

компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Аввакумовой Татьяны Александровны

Дата: 13.10.21

Класс: 4 «Б»

ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Оценка Подпись ______________

УМК: «Школа России»

Тема урока: «Значимые части слова. Роль окончаний в слове»

Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях при работе с карточками); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его).

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять формы слова и родственные слова, выделять окончание в словах, изменять слово по числам и падежам, знают определения приставки, корня, суффикса и окончания.

Цель: формировать представления обучающихся о роли окончаний в слове, об отличии форм слова от однокоренных слов.


Задачи:

Воспитательная: воспитывать у обучающихся чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД (осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию; контролировать, вносить коррективы в их выполнение; понимать выделенные ориентиры действий в заданиях при работе с карточками); познавательные УУД (осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ, синтез как составление целого из частей; строить несложные рассуждения; устанавливать причинно – следственные связи; делать выводы, формулировать их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; высказывать своё собственное мнение, аргументировать его).

Образовательная: формировать у обучающихся умения определять формы слова и родственные слова, выделять окончание в словах, изменять слово по числам и падежам.


Принципы обучения:

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип доступности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального подъема

  • Стимулирование активности

  • Сотрудничества, партнерства

  • Гуманистической направленности воспитания


Методы обучения:

  1. По источнику получения знаний:

  • словесные: беседа

  • организация наблюдения

  • практические: упражнения

  • работа с карточками

  1. Методы закрепления и повторения изученного материала:

  • беседа, повторение

  1. Методы эмоционального стимулирования:

  • создание ситуации успеха

  • поощрение

  1. Методы развития познавательного интереса:

  • формирование готовности к восприятию

  • стимулирование занимательным содержанием

  1. Методы формирования ответственности и обязанности:

  • предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1. Методы самоопределения личности ребенка:

  • рефлексия

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

  • поощрение



Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Обеспечение урока:

1 Информационное обеспечение
1.1 . Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

1.3 Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013. – 160 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-023196-1.


2 Оборудование:

2.1 Демонстрационное: аншлаги.

2.2 Индивидуальное: тетрадь; пенал; карточки с заданиями и домашним заданием, смайлики.



План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. (2мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. (12 мин)

  3. Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы. (15 мин)

  4. Физминутка (3 мин)

  5. Первичное закрепление. (7 мин)

  6. Домашнее задание. (3 мин)

  7. Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).(3 мин)

Макет доски:



Тринадцатое октября.

Классная работа.

Роль окончаний в слове.






Ход урока

Этап и задача

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.



Методы обучения:

1. Методы эмоционального стимулирования:

• создание ситуации успеха

2. Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.


-Проверьте готовность к уроку. На вашей парте должна лежать тетрадь, учебник русского языка, дневник, пенал.

- У кого всё из перечисленного лежит на парте - можете тихонько присаживаться на места.

- Ножки стоят на полу, спинка прямая, ручки лежат домиком на парте, все внимание на меня.

-Послушайте стихотворение и скажите, какими надо быть на уроке.

«На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать».


- Итак, ребята, какими надо быть на уроке? (старательным, спокойным, внимательным)

-Верно, ребята, чтобы стать успешными на уроке русского языка, нам нужно стараться, нужно быть старательным, внимательным и тогда у вас все получится.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихсяи

выявление затруднений в индивидуальной

деятельности каждого обучающегося, тренировка

соответствующих мыслительных операций,

обеспечение развития познавательных и

коммуникативных УУД.

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

• словесные: беседа

• наглядные: организация наблюдения

  • Работа с карточками

2. Методы закрепления и повторения изученного материала:

• беседа, повторение

3. Методы эмоционального стимулирования:

• создание ситуации успеха

• поощрение

4.Методы формирования ответственности и обязанности:

•предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

• поощрение

-Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка? (правильно и аккуратно писать, соблюдая правила письма)

- Для того, чтобы мы с вами аккуратно и правильно писали, предлагаю провести минутку чистописания.

- А чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем писать, отгадайте загадку, слушайте внимательно:


Со стремянкой буква схожа.

Лить, лепить, листать поможет.

Без неё не будет лета.

Что за буква, дети, это? (л)


- Верно, это буква л.

- Сегодня мы с вами пропишем строчную букву л с петлёй. Давайте рассмотрим, как пишется строчная буква л с петлёй. Посмотрите на доску. (аншлаг)


- Начинаем писать выше нижней линии рабочей строки. Закругляем, касаясь нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, наклоняя её вправо до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём наклонную линию вниз до нижней линии, закругляя вправо. Далее не отрывая руки ведём вверх, не доводя до верхней линии рабочей строк, закругляем влево касаясь верхней линии рабочей строки и ведём вниз, закругляем вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, заканчиваем писать чуть выше нижней линии рабочей строки.


- Ребята, перед тем как мы с вами начнём писать, нам нужно размять пальчики, для этого предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику вместе со мной.

Из гнезда торчат (большой палец с указательным)

Клювы маленьких стрижат (большой палец со средним)

Клювик раз (большой палец с безымянным)

Клювик два (большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки (сжимаем и разжимаем кулачки)

Голова. (крутим кистями рук).

- Молодцы! Опустите ручки.

- Помним про правильную посадку.

- Сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки подружим с партой. Вижу каждый сел правильно, у всех спинка ровная, ножки стоят прямо. Обе ручки опираются о край стола, а локти выступают за край стола. Придерживаем тетрадь левой рукой - ручку возьмем правильно. (показываю)


- Откройте свои тетради. От прошлой работы отступите 2 строчки вниз в третьей пишем дату, сегодня 13 октября, не забывайте поставить точку в конце. Ниже в следующей строке пишем классная работа, на конце ставим точку.

- Кто записал – руку на локоток, глазки на меня.


- Обратите внимание на доску, здесь представлен образец написания строчной буквы л и петли.

- Прописываем одну строку строчной буквы л и петли самостоятельно (прохожу смотрю)

-Напоминаю вам: Расстояние между элементами, их ширина и высота должны быть одинаковыми, с одинаковым наклоном, на одинаковом расстоянии друг от друга, пишем красиво, стараемся.

- Кто готов – руку на локоток.

- Я вижу, что уже все закончили. Теперь подчеркните простым карандашом буквы, которые похожи с образцом. Кто закончил ручки на локоток, глазки на меня.

- Молодцы!


- Ребята, давайте вспомним из чего у нас состоит слово? Из каких частей? (приставка, корень, суффикс, окончание)

(прикрепляю на доску аншлаги: корень, приставка, суффикс, окончание.)


- Как мы можем назвать эти слова одним понятием? (значимые части слова)

- Корень, приставка, суффикс, окончание, что это такое? (части слова)

- Эти части слова придают значение слову, значит какие они? (значимые)

- Верно, это значимые части слова. (прикрепляю часть тему на доску)


- Сейчас я буду читать вам определения, а вы должны определить, к какой значимой части слово оно относится.


Слушаем внимательно: эта главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Что это? (корень)

- А кто помнит каким значком мы выделяем корень? (показываю значки значимых частей слова)

- (Имя), выходи прикрепляй знак корня напротив слова корень.


- Итак, следующее определение: это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Что это? (приставка)

- Каким значком мы выделяем приставку? (показываю значки значимых частей слова)

- (Имя), выходи, прикрепляй знак приставки напротив слова приставка.


- Итак, следующее определение: это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Что это? (суффикс)

- Каким значком мы выделяем суффикс? (показываю значки значимых частей слова)

- (Имя), выходи, прикрепляй знак суффикса напротив слова суффикс.


- Следующее определение: это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова. Что это? (окончание)

- Каким знаком мы выделяем окончание? (окошечком)

- (Имя), выходи, прикрепляй знак окончания напротив слова окончание.



- Давайте потренируемся разбирать слова по составу, для этого разберём слово поездка.

- (Имя), выходи к доске, записывай слово поездка, остальные работаем в тетрадях.

- Что мы сначала находим? (окончание)


- Чтобы определить окончание, что мы должны сначала сделать? (изменить форму слова)

- Поездка – это единственное число или множественное? (единственное)

- Давайте поставим во множественное число (поездки)

- Какая часть изменилась в слове поездка? (а)

- Верно, выделяем окончание а.


- Итак окончание мы нашли, что мы находим после окончания? (корень)- - Чтобы найти корень, подберём однокоренные слова. (ездить)

- Какой будет корень в слове поездка? (езд)

- Верно, выделяем корень.

- Что мы ищем после корня? (суффикс - к)

- И что нам осталось ещё найти по схеме? (приставку - по)

- Верно, молодец!


(на доске аншлаги: однокоренные слова, форма слова)


- Для того, чтобы закрепить умение выделять корень и окончание в словах, я предлагаю вспомнить однокоренные слова и форму слова, для этого найдите на карточке задание номер 1, которые лежат у вас на парте.

- Давайте прочитаем слова в первом и во втором столбике.

- (Имя), прочитай слова.

- Как вы думаете, по каким признакам разделены слова?

- Если вы затрудняетесь – обратите внимание на доску. (однокоренные слова и форма слова)

- Посмотрите на первый столбик, какие это слова? (однокоренные)

- Верно, какой корень в этих словах? (сыр)

- Давайте выделим корень сыр в словах в первом столбике.

- Кто готов – ручку на локоток.


- Посмотрите на слова во втором столбике, что это за слова? (форма слова)

- Какой корень в этих словах? (сыр)

- Чем отличаются слова во 2 столбике? Что у них разное? Что после корня изменилось? (окончание)

- А как мы выделяем окончание? (квадратиком)

- Какое окончание в слове сырая? (ая). В слове сырой? (ой). В слове сырые (ые)

- Давай их выделим.

- Кто готов – руку на локоток.


- Для того, чтобы вспомнить, что такое форма слова, предлагаю вставить пропущенные слова, внимание на доску.

- (Имя), прочитай, что написано. (Форма слова – это одно и тоже …, у которого изменили только ...)


- Как вы думаете, какие слова пропущены? (слово, окончание)

(прикрепляю недостающие слова)


- Верно, (Имя), прочитай полностью определение. (Форма слова – это одно и тоже слово, у которого изменили только окончание.)


- А теперь, для того, чтобы вспомнить, что такое однокоренные слова предлагаю также вставить пропущенные слова.


- (Имя), прочитай, что написано. (Однокоренные слова – это …, которые имеют одинаковый … и близкие по …)

- Какие слова пропущены? (слова, корень, смыслу)

(прикрепляю недостающие слова)


- Верно, (Имя), прочитай, полностью определение. (Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и близкие по смыслу.)



(на доске появляется слово липа)


- Сейчас проверим, как вы запомнили эти два понятия. Я сейчас вам выдам слова. У одних будет форма слова к слову липа, у других однокоренное.

- Прочитайте внимательно свои слова и подумайте куда вы их отнесёте к форме слова или к однокоренным словам.

- Помним, что в форме слова меняется только окончание, а в однокоренных словах может быть добавлен суффикс и приставка.


Однокоренные: липнуть, липко, липовый, липкий, липнуть.

Форма слова: липе, липы, липой, липу, липою.


- Сейчас по одному вы будете выходить и вставать к той стороне, куда вы его определили.

- (Имя), выходи к доске, прочитай своё слово. (липко)

- Как ты понимаешь это слово? Что оно обозначает? (прилипающий, клейкий)

- Куда ты отнёс это слово? (к однокоренным)

- Вставай в эту сторону.


- (Имя), выходи к доске, прочитай своё слово, куда ты его отнёс?


- Сейчас самостоятельно выходим и встаём в ту сторону, куда вы определили своё слово к однокоренным словам или к форме слова.


- Итак, давайте проверим.

- Слово липнуть ты отнёс к однокоренным словам, верно? (да)

- Слово липко отнесён к форме слово, правильно? (нет)

- А куда мы его должны отнести? (к однокоренным словам)

- Верно. Вставай в сторону однокоренных слов.

(Так с остальными словами).


- Молодцы.


- Ребята, у кого форма слова прикрепите свои слова на доску.


(Убрать с доски: родственные слова).


- Итак, что же у нас на доске форма слова или родственные слова? (форма слова)

- Какой корень у этих слов? (лип)

- Давайте его выделим, для этого переверните свои карточки и найдите задание 2.

- Выделяем корень лип в словах липе, липы, липой, липу, липою.


- Раз это форма слова, то чем отличаются эти слова? (окончанием)

- Давайте выделим окончания.

- (Имя), прочитай первое слово. (липе)

- Какое здесь окончание? (е)

- (Имя), прочитай второе слово. (липы)

- Какое здесь окончание? (ы)

- (Имя), прочитай следующее слово. (липой)

- Какое здесь окончание? (ой)

- (Имя), прочитай следующее слово. (липу)

- Какое здесь окончание? (у)

- (Имя), прочитай последнее слово. (липою)

- Какое здесь окончание? (ою)


- Мы с вами оставили форму слова и работаем с окончанием, то о какой значимой части речи мы будем говорить на уроке более подробно? (окончание)

- Верно, окончание.

- Тема нашего урока: «Значимые части слова. Окончание.» (добавляю к теме аншлаг: окончание)

- Ребята, а что нужно сделать нам со словом, чтобы найти окончание? (ответы детей)

- Нужно изменить форму слова. И та часть, которая будет изменяться – будет окончанием.


- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (ответы детей)

- Цель нашего урока: учиться выделять окончания.

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях при работе с карточками); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его).

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять формы слова и родственные слова, выделять окончание в словах, знают определения приставки, корня, суффикса и окончания.


3.Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала.

Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

• словесные: беседа, работа с карточками

• наглядные: организация наблюдения

•практические: упражнения

2.Методы эмоционального стимулирования:

• создание ситуации успеха

• поощрение

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

• поощрение

- Итак, мы с вами вспомнили, для того, чтобы выделить окончание нужно изменить форму слова. Изменить форму слова – это значит изменить слово по числам или по падежам.


- Предлагаю составить алгоритм, по которому мы сможем определить окончание.

- Чтобы определить окончание, что мы должны сначала сделать? (прочитать слово)

- Верно, первый пункт алгоритма – прочитать слово. (прикрепляю на доску)

- Что мы далее должны сделать со словом? (изменить форму слова)

- Верно, второй пункт алгоритма – изменить форму слова по числу или падежу.

- И третий пункт – выдели ту часть слова, которая изменилась. (прикрепляю на доску)



- Для того, чтобы потренироваться применять данный алгоритм, предлагаю выполнить задание №3 на карточках, найдите его.


- (Имя), прочитай здание.

- В данном задании написаны слова, (имя), прочитай их. (рисунка, рисунку, нарисовать, рисунки, рисовать)

- Все ли слова являются формой одного и того же слова – рисунок? (нет)

- Верно, здесь так же присутствуют однокоренные слова. Перечислите однокоренные слова (нарисовать, рисовать)

- Верно, рисовать и нарисовать - это однокоренные слова, зачеркните их.

- Нарисовать и рисовать это какая часть речи? (глагол)


- Остальные слова – форма слова. К какой части речи они относятся? (существительное)

- Верно, это существительные, перечисли их. (рисунка, рисунку, рисунки)



- (Имя), прочитай первое слово (рисунка)

- Давайте определим окончание в слове рисунка. Как мы это сделаем? Обратите внимание на алгоритм определения окончания. (изменим форму слова)

- Давайте изменим форму слова, рисунка – это единственное или множественное число? (единственное)

- Давайте поставим слово рисунка во множественное число, нет чего? (рисунков)

- Какое будет окончание? (а)

- Выделяем окончание.

- А какой корень будет в слове рисунка? (рис)

- Верно.


- Какое следующее слово? (рисунку)

- Обращаемся к алгоритму. Что нам нужно сделать? (изменить форму слова по числу)

- Так, изменяем. (рисунки, окончание у)

- Верно, выделяем.

- Какой корень в слове рисунку? (рис)


- (Имя), какое следующее слово? (рисунки)

- Что нам нужно сделать? (изменить форму слова по числу - рисунка)

- Какое окончание? (и)

- Верно, выделяем.

- Какой корень в слове рисунки? (рис)

- Верно.

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях при работе с карточками); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; устанавливают причинно – следственные связи); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его).

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять формы слова и родственные слова, выделять окончание в словах, изменять слово по числам и падежам.


4.Физминутка.

Развивающая: способствовать развитию регулятивных УУД (осуществлять волевую саморегуляцию)

Методы обучения:

1.Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

Методы воспитания:

1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

• поощрение

- Предлагаю немного отдохнуть.

- Встаньте со своих мест. Встаньте так, чтобы не мешать соседу.

- Я буду проговаривать слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте нужное действие.

Из-за парт мы быстро встали,

И на месте зашагали. (шагаем на месте)

А потом мы улыбнулись, (подарите друг другу свои улыбки)

Выше-выше потянулись. (потянулись все к солнышку)

Сели-встали, сели – встали (выполняем приседания)

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево (повороты туловищем вправо, влево)

Повернитесь

И за парту вновь садитесь. (тихо присаживайтесь на свое место)

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивных УУД (осуществляют волевую саморегуляцию).

5. Первичное закрепление

Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся.


Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

• словесные: беседа

  • Работа с карточками

2. Методы закрепления и повторения изученного материала:

• беседа, повторение

3. Методы эмоционального стимулирования:

• создание ситуации успеха

• поощрение

4.Методы формирования ответственности и обязанности:

•предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

• поощрение

- Для того, чтобы ещё потренироваться выделять окончание в словах, предлагаю выполнить задание №4.


- Здесь представлен текст, сейчас я вам его прочитаю, а вы слушайте внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.

(Текст: Начинают таять снега. Зеленеет на лугах молодая трава. Летят с юга птицы. Громко жужжат пчёлы над первыми цветами.)


- Ребята, как вы думаете, о чём текст? (о весне)

- Кто запомнил, о чём говорилось в тексте? (тает снег, зеленеет трава, летят птицы, жужжат пчёлы)

- Что говорится о снеге? (что он таял)

- Что происходило с травой? (зеленела)

- От куда летели птицы? (с юга)

- Что делали пчёлы над цветами? (жужжали)


- Что нам необходимо сделать в этом задании? (найти существительные и обозначить в них окончание )


- Итак, мы с вами сейчас будем определять окончания в словах.

- (Имя), прочитай первое предложение. (начинают таять снега)

- Давайте найдём существительное в данном предложении. На какие вопросы отвечает существительное? (кто, что)

- Какое существительное в данном предложении? (снега)

- (Имя), выходи к доске, записывай слово снега.

- Как узнать, какое окончание в слове снега? (нужно изменить форму слова)

- Давай изменим форму слова по числу. Снега - это единственное или множественное число? (множественное)

- Давайте поставим слово снега в единственное число. (снег)

- Какое будет окончание в слове снега? (а)

- Верно, выделяем его.


- (Имя), прочитай второе предложение. (зеленеет на лугах молодая трава)

- Какое существительное во втором предложении? (трава)

- Определим окончание в слове трава.

- (Имя), выходи к доске, записывай слово трава.

- Какое окончание в слове трава? (а)

- Как ты это определил? (изменил форму слова – травы)

- Верно, выделяем окончание – а.


- (Имя), прочитай третье предложение. (Летят с юга птицы.)

- Какое существительное в этом предложении? (птицы)

- Определим окончание в слове птицы.

- (Имя), выходи к доске, записывай слово птицы.

- Какое окончание в этом слове? (ы)

- Как ты это определил? (изменил форму слова, поставил в ед. ч. – птица)

- Верно, выделяем окончание – ы.


- (Имя), прочитай четвёртое предложение. (Громко жужжат пчёлы над первыми цветами.)

- Вы нашли существительное? (пчёлы)

- Теперь самостоятельно определите окончание в слове пчёлы.


- Кто готов – руку на локоток.

- Какое окончание вы выделили в слове пчёлы? (ы)

- Как ты это определил? (изменил форму слова, поставил в ед. ч. – пчела)

- Верно.


Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях при работе с карточками); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе).

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять формы слова, выделять окончание в словах, изменять слово по числам и падежам.


7.Домашнее задание.


Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

• словесные: объяснение


- Для того, чтобы закрепить тему, предлагаю вам выполнить задание с карточки.

- Открываем дневники и записываем домашнее задание: выполнить задание из карточки.

- На данных карточках я ещё раз прописала вам определения формы слова и однокоренных слов.

- (Имя), прочитай задание.

- Здесь представлено 10 слов, в которых вам необходимо выделить окончание.

- Вложите карточки в дневник или в тетрадку, чтобы не потерять.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют сформированность регулятивных УУД (осуществляют волевую саморегуляцию)


8. Рефлексия учебной деятельности.

Задача: самооценка результатов деятельности.


Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

• словесные: беседа

2. Методы эмоционального стимулирования:

• создание ситуации успеха

• поощрение

3. Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием

Методы воспитания:

1. Методы самоопределения личности ребенка:

• рефлексия

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

• поощрение

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Давайте с вами подведем итог урока.

- Какая была тема нашего урока? (Значимые части слова. Окончание»)

- Какую цель мы ставили перед собой? (учиться выделять окончание)

- Мы её выполнили? Что мы для этого сделали? (выполняли задания из карточки)


- Теперь я предлагаю вам оценить своё настроение. На ваших партах лежат смайлики. Пусть каждый из вас выберет определённый смайлик и покажет его:

радостный - "мне было интересно и у меня всё получилось",

грустный - "мне было трудно и трудности я не преодолел",

- Ребята, кто поднял грустный смайлик – не переживайте, можете дома ещё раз попробовать выполнить упражнения или вы можете обратиться ко мне, и я вам обязательно подскажу.


- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

Я хочу похвалить (Имя), за активность на уроке.

(Имя), за правильные ответы на уроке.

(Имя), за внимательность на уроке.


- Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок!

- До свидания.

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию); коммуникативные УУД (высказывают своё собственное мнение, аргументируют его).



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!