формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип систематичности и последовательности.
-принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Этапы | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотива-ционный этап. Задача: - организовать детей и смотивировать их на дальнейшую деятельностью; - формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. | Беседа, демонстрация, эмоциональное стимулирование. | Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, расставленные полукругом на ковре перед воспитателем. - Утром, когда я шла на работу, нашла этого зайчика. Воспитатель показывает игрушечного зайчика. - Наверное, какая-то девочка поиграла и забыла зайку на скамеечке. Что же делать? Как нам узнать, чей же этот зайчик? Ответы детей. - Как найти хозяйку? Ответы детей. - Верно, можно подать объявление. Чтобы поместить объявление в интернете, нам нужно сначала сфотографировать его. Сейчас сфотографируем его и поместим объявление. Напишем что? Ответы детей. - Хорошо, напишем «Я потерялся» и номер телефона. | Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание, ведут диалог, высказывают свои предположения. | Дети смотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность. Дети ведут диалог со взрослыми и сверстниками. |
2. Основной этап. 2.1 Игра «Из чего сделана?». Задачи: - развивать диалогическую, монологическую формы речи; - | Беседа, игра, демонстрация, эмоциональное стимулирование. | Дети сидят на стульчиках. -Зайка пока побудет с нами в группе. А чтобы ему не было грустно, мы поиграем в игру. Ребята, в нашей группе очень много разных игрушек. Возьмите себе по одной игрушке. Дети берут по игрушке. - Вы знаете, где делают игрушки? Ответы детей. - А из каких материалов делают игрушки? Ответы детей. - Верно, молодцы! Ребята, я предлагаю вам рассказать про игрушку в ваших руках. Из чего она сделана. Например, у меня в руках робот, он сделан из пластика. Дети рассказывают о своих игрушках. - Отлично, молодцы! | Дети принимают участие в игре. | Дети демонстрируют грамотную связную речь. |
Физминутка Задача: - создать условия для снятия мышечного напряжения, переключению внимания на другой вид деятельности. | Показ, инструкция, художественное слово. | Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр, показывает движения в соответствии с текстом. - Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в подвижную игру. Физминутка в видео-формате. | Дети внимательно слушают и повторяют движения за воспитателем. | У детей снято мышечное напряжение, переключено внимание на другой вид деятельности. |
2.2 Составление рассказа. Задачи: - развивать умение составлять небольшой рассказ о предмете; - развивать диалогическую, монологическую формы речи; - учить детей запоминать схемы составления рассказа; - учить детей использовать выразительные средства языка. | Беседа, демонстрация, поощрение, упражнение, метод ТРИЗ синектика (личностная аналогия). | На телефон приходит сообщение. - Ребята, пришло сообщение от службы пропавших игрушек. Оказывается, когда мы давали объявление, забыли описать зайчика. Без описания они не могут найти хозяйку. Ребята, в объявлении мы написали «Я потерялся», поэтому я предлагаю вам составить рассказ от лица зайки. То есть превратиться в него и рассказать. А помогут нам в этом схемы, которые нам прислала служба пропавших игрушек. - Начать нужно с этой схемы. Она обозначает «Что это?». Нужно назвать предмет о в которого вы превратились. Можно сказать: «Я зайчик». Педагог демонстрирует схему. - Следующая схема выглядит так. Педагог демонстрирует схему. - Она обозначает цвет. Необходимо назвать цвета предмета. Далее идёт схема «Материал, из которого сделан предмет». Педагог демонстрирует схему. - Следующая схема. Педагог демонстрирует схему. - Как вы думаете, что она обозначает? Ответы детей. - Верно, это форма. Педагог демонстрирует схему. - А это схема просит рассказать о том, какой предмет на ощупь. Следующая схема выглядит так. Педагог демонстрирует схему. - Означает она «Какие детали есть». - Ребята схемы оставлю на доске, они будут нам помогать. Кто первый превратится в зайку и составит рассказ? Ответы детей. - Хорошо, начинай, Авдей. Дети составляют рассказы. Педагог слушает их, в случае необходимости направляет детей. - Молодцы ребята, у вас получились очень точные рассказы. Я отправила описание в службу и думаю, что скоро хозяин игрушки найдётся. | Дети вступают в диалог, запоминают схемы, составляют рассказы. | Дети проявляют умение составлять небольшой рассказ о предмете. Дети демонстрируют грамотную связную речь. Дети проявляют знания о схемах составления рассказа о предмете. Дети проявляют умение использовать выразительные средства языка. |
2.3 Составление рассказа о любимой игрушке. Задачи: - развивать умение составлять небольшой рассказ о предмете; - развивать диалогическую, монологическую формы речи; - учить детей запоминать схемы составления рассказа; - учить детей использовать выразительные средства языка. | Беседа, демонстрация, поощрение, упражнение, метод ТРИЗ синектика (личностная аналогия). | - Ребята, у вас дома есть любимые игрушки? Ответы детей. - А вы бы хотите ли превратиться в них и рассказать про игрушки? Ответы детей. - Замечательно, тогда я предлагаю вам сделать это. Не забывайте про схемы, которые вам помогут. Дети составляют рассказы. Педагог слушает их, в случае необходимости направляет детей. - Какие интересные игрушки у вас игрушки. | Дети вступают в диалог, запоминают схемы, составляют рассказы. | Дети проявляют умение составлять небольшой рассказ о предмете. Дети демонстрируют грамотную связную речь. Дети проявляют знания о схемах составления рассказа о предмете. Дети проявляют умение использовать выразительные средства языка. |
3.Этап рефлексии Задача: - учить детей совместно анализировать свою деятельность. | Беседа, поощрение. | Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности. - Ребята, кому мы с вами сегодня помогли? Ответы детей. - Как мы помогли? Ответы детей. - Что вам понравилось больше всего? Ответы детей. - Что вам показалось самым трудным? Ответы детей. - Ребята, вы такие молодцы, вы очень дружно играли сегодня. У вас получились интересные рассказы. | Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение. | Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности. |
4. Открытость Задача: - ориентировать детей на самостоятельную деятельность. | Беседа, эмоциональное стимулирование, мозговой штурм. | - Ребята, сегодня мы с вами описывали ваши любимые игрушки, я предлагаю вам в свободное время слепить эти игрушки. | Дети слушают воспитателя, принимают его подарок. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |