Конструкт урока изобразительного искусства
по производственной практике по
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
Студентки группы 46
Щипачевой Алёны Андреевны
Дата: 20. 11. 2019.
Класс: 3 «Б»
УМК: «Школа России»
ФИО методиста: Попова Ирина Сергеевна Подпись: ____________________
Тема урока: Ажурная ограда.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; положительный эмоциональный настрой на работу.
Метапредметный, в том числе результаты коррекционной работы: обучающиеся демонстрируют:
регулятивные УУД: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение рационально строить совместную творческую деятельность; волевую саморегуляцию
коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других;
познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, развитие мышления;
коррекционной работы: обучающиеся демонстрируют развитие навыков оценивания и самооценивания, развитие осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, создания общего продукта и его оценивания
Предметный: обучающиеся имеют представление об определении понятия «ажур», элементах ажурного ограждения; демонстрируют умение рисовать ажурную ограду;
Изобразительный: умеют передавать работе содержание несложных произведений в соответствии с темой изображения «Ажурная ограда»;
Технический: продолжают развивать навыки рисования в нетрадиционной технике (акварель + восковые карандаши)
Цветовой: умеют подбирать цвета для рисунка в соответствии с темой и предметом изображения – ажурной оградой;
Композиционный: используют элементы орнамента при изображении ажурных оград.
Цель: формирование Познавательных УУД (овладение логическими действиями сравнения, анализа, развитие мышления) посредством рисования ажурной ограды.
Задачи:
Коррекционно - Воспитательная: воспитывать у обучающихся навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; положительный эмоциональный настрой на работу
Коррекционно - Развивающая: Развивать у обучающихся:
регулятивные УУД: владение навыками планирования и грамотного осуществления учебных действий в соответствии с поставленной задачей; владение навыками рационального построения совместной творческой деятельности; волевую саморегуляцию
коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других;
познавательные УУД: владение логическими действиями сравнения, анализа, развития мышления
Коррекционная работа: развивать навыки оценивания и самооценивания, осознанную саморегуляцию познавательной деятельности и поведения посредством создания общего продукта и его оценивания
Коррекционно - Образовательная: научить различать ажур, элементы ажурной ограды; демонстрируют умение рисовать ажурную ограду
Изобразительный: создание условий для передачи в аппликации содержания несложных произведений в соответствии с темой «Ажурная ограда»
Технический: создать условия для формирования навыков рисования карандашом, краской или гуашью
Цветовой: формирование умения подбирать цвета для рисунка в соответствии с темой «Ажурная ограда» и предметом изображения - оградой
Композиционный: создание условий для совершенствования композиционных навыков использования линий симметрии в рисунке
Принципы обучения и воспитания
Принципы обучения:
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип целостности
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Принцип связи с жизнью
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма;
Воспитание через взаимодействие.
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
1. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, педагогическое требование, повторение
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
2. По уровню включения в продуктивную деятельность:
3. На основе методологии целостного подхода к деятельности:
4. Метод развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей:
5. Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
Методы воспитания:
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение и порицание
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая
Средства обучения:
Демонстрационные: тема, цель, презентация по теме «Ажурная ограда», основа для общей работы (ватман)
Индивидуальные: простой карандаш, ластик, непроливайка, акварель, кисточка, восковые карандаши, ножницы
Раздаточные: шаблон ограды
Тип урока: урок открытия новых знаний
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока (6 минут)
3. Первичное усвоение новых знаний и способов действий (12 минут)
Физминутка (2 минуты)
4.Самостоятельная работа (15 минут)
5.Рефлексия учебной деятельности (8 минуты)
Информационные источники:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599)
2) Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития)
3) Учебник: Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А., Ломоносова М.Т., Островская О.В. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. М.: Просвещение, 2014 (стр. 56-59)
Ход урока
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку Коррекционно - Воспитательная: воспитывать у обучающихся навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; положительный эмоциональный настрой на работу | Метод формирования ответственности и обязательности: (предъявление педагогических требований.) Метод развития познавательного интереса: (формирование готовности к восприятию) | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алёна Андреевна, я сегодня у вас проведу урок изобразительного искусства. -На парте должны лежать простой карандаш, акварель, восковые карандаши, тоненькая кисть, непроливайка и основа для работы – альбомный лист -У кого всё есть, можете присаживаться -Прежде чем начать занятие, я предлагаю поиграть в игру и посмотреть какие вы внимательные -Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук. Теперь правой рукой мы держим кончик носа, а левой рукой держим противоположное ухо. -Закончили. Молодцы, вы очень внимательные. -Как вы думаете, какими вы должны быть на уроке, чтобы работу на нём можно было бы назвать успешной? - Будьте активными, внимательными, заинтересованными предстоящей работой и у вас всё получится. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | Личностные УУД: проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; интерес к изобразительной деятельности, положительный эмоциональный настрой на работу; |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка целей и задач урока Задача: вспомнить то, что изучали на прошлом уроке; поставить тему и цель урока Коррекционно - Воспитательная: воспитывать у обучающихся навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; Коррекционно - Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: владение навыками планирования и грамотного осуществления учебных действий в соответствии с поставленной задачей; волевую саморегуляцию | Метод получения новых знаний (беседа; демонстрация). Метод закрепления и повторения изученного материала (беседа; повторение) | -Ребята, вспомните и скажите, чем вы занимались на прошлом уроке изобразительного искусства и что вы изображали? (парки и скверы) -Подумайте и ответьте, каким образом люди выделяют границы своей территории? ( Ставят ограждения) -А какие могут быть ограждения? -Ограждения бывают разные: забор, ограда, решетка. Но человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее. И для этого он декорирует предметы, которые его окружают. -А что значит «декорировать» ? -В изобразительном искусстве есть термин «декор», что в переводе с латинского языка - означает «украшение» - (слайд 1) Посмотрите, что в этом городе сделали люди, чтобы он стал красивее? (ажурные ограды) -Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Ажурные ограды) -Тема сегодняшнего урока: Ажурные ограды -Ребята, для нас поступил заказ – изготовить ажурные ограды для этого здания. (на доске) -Что мы должны получить в конце урока. Что мы изобразим? (изобразим ажурные ограды) -Верно, к концу урока мы должны изобразить ажурные ограды -Для того чтобы это сделать мы составим план урока. Посмотрите на доску. План урока перепутан. Давайте выстроим его в правильной последовательности План урока: 1.Определение понятия «Ажур» 2.Элементы декоративных ограждений 3.Изображение 4.Оценивание -По этому плану мы должны будем идти весь урок | Личностные УУД: проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; Регулятивные УУД: проявляют умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; волевую саморегуляцию |
3. Первичное усвоение новых знаний и способов действия Задача: узнать, что такое ажур; узнать, какие бывают элементы декоративного ограждения Коррекционно - Воспитательная: воспитывать у обучающихся навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; Коррекционно - Развивающая: Развивать у обучающихся: коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других; Коррекционно - Образовательная: научить различать ажур, элементы ажурной ограды; | Метод получения новых знаний (беседа; объяснение; демонстрация). | -Какой пункт плана мы будем сейчас выполнять. Что мы будем делать? -Как вы думаете, что такое ажур? -(слайд 2) Прочитайте со слайда, какое определение дает Толковый словарь Кузнецова Ажур – сквозной узор, рисунок из переплетённых нитей, тонких прутьев и т.п. -Маша, прочитай всему классу определение -Таким образом, мы выполнили первый пункт плана и дали определение понятию слова «Ажур» -А где мы еще можем встретиться с ажуром в жизни? (ажурная ткань, вышивка в виде сквозного рисунка) -Давайте перейдём ко второму пункту плана и рассмотрим элементы декоративных ограждений - (слайд 3) Давайте рассмотрим фотографии -Какие элементы декоративных ограждений мы увидели? (листья, цветы, стебли и т.д.) -Художники придумывают свои произведения, используя красоту природы. -Мы рассмотрели разные ажурные ограды. -Какой цвет преобладает в этих оградах? -Значит, какой цвет мы будем использовать в нашей работе? (Чёрный) -Как вы думаете, красивее будет, когда на ограде будет много декоративных элементов, и они будут соответствовать единой композиции или когда декоративных элементов будет мало и они не будут единой тематике? -Таким образом, мы узнали, какие элементы декоративных ограждений бывают, выполнив второй пункт плана. | Личностные УУД: проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; коммуникативные УУД: проявляют умение вести диалог; Предметный: обучающиеся имеют представление об определении понятия «ажур», элементах ажурного ограждения; |
Физминутка Задача: снять эмоциональное и мышечное напряжение Коррекционно - Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: волевую саморегуляцию | Метод получения новых знаний (объяснение; демонстрация). | -Что бы немного отдохнуть, предлагаю провести физминутку Вставайте со своих мест. -Правую руку кладём на живот, левую руку на голову. Одновременно правой рукой гладим себя по животу, а левой рукой похлопываем по голове. Теперь наоборот -Закончили -Теперь правую руку вверх и отводим назад, а левую руку вперед. Теперь наоборот -Молодцы, присаживайтесь | Регулятивные УУД: проявляет волевую саморегуляцию |
4.Самостоятельная работа Задача: создать условия для выполнения практической работы. Коррекционно - Воспитательная: воспитывать у обучающихся навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; Коррекционно - Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: волевую саморегуляцию коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других; Коррекционно - Образовательная: научить рисовать ажурную ограду Изобразительный: создание условий для передачи в аппликации содержания несложных произведений в соответствии с темой «Ажурная ограда» Технический: создать условия для формирования навыков рисования карандашом, краской или гуашью Цветовой: формирование умения подбирать цвета для рисунка в соответствии с темой «Ажурная ограда» и предметом изображения - оградой Композиционный: создание условий для совершенствования композиционных навыков использования линий симметрии в рисунке | Метод получения новых знаний (объяснение). Метод выработки учебных умений и накопления опыта (практическая работа) Метод развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей: (творческое задание) | - Ребята! Представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а художники-дизайнеры, которые создадут свои проекты ажурных оград, чтобы он стал еще красивее и наряднее. -На партах у вас есть шаблон ограды. Ваша задача изобразить узор для вашей ограды. -В конце работы мы будем оценивать работы по критериям оценивания. -Маша, прочитай критерии оценивания -Критерии оценивания работы: 1.аккуратность 2.соответствие цвета 3.использование различных элементов декорации ограды -Оценка будет у каждого -На выполнение работы 8 минут. Вы можете приступать к работе -Прошла уже половина времени, осталось 4 минуты -На выполнение работы осталась 1 минута -Ребята, закончили работу -Таким образом, мы выполнили третий пункт плана | Личностные УУД: проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию Коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других; Предметный: обучающиеся проявляют умение рисовать ажурную ограду Изобразительный: умеют передавать работе содержание несложных произведений в соответствии с темой изображения «Ажурная ограда»; Технический: продолжают развивать навыки рисования в нетрадиционной технике (акварель + восковые карандаши) Цветовой: умеют подбирать цвета для рисунка в соответствии с темой и предметом изображения – ажурной оградой; Композиционный: используют элементы орнамента при изображении ажурных оград. |
5.Рефлексия учебной деятельности Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом построение и применение нового знания Коррекционно - Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к изобразительному искусству Коррекционно - Развивающая: Развивать у обучающихся: регулятивные УУД: волевую саморегуляцию коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других; познавательные УУД: владение логическими действиями сравнения, анализа, развития мышления Коррекционная работа: развивать навыки оценивания и самооценивания, осознанную саморегуляцию познавательной деятельности и поведения посредством создания общего продукта и его оценивания | Метод закрепления и повторения изученного материала (беседа; повторение) Метод эмоционального стимулирования (поощрение и порицание) Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: (метод взаимной проверки) | -Какой пункт плана нам осталось выполнить? -Давайте проведем взаимооценку работ. Каждый по очереди будет выходить, представлять свою работу, а все остальные будут оценивать работу по критериям. После представления и оценивания работы, мы будем ограждать наше здание -Начнем 1 критерий. Аккуратность. Если вы считаете, что эта работа аккуратна, поднимите руку. Ставлю + 2 критерий. Соответствие цвета. Ставлю + 3 критерий. Использование различных элементов декорации ограды . Ставлю + 3 плюса – это оценка «5» 2 плюса – это оценка «4» 1 плюс – это оценка «3» -Таким образом, мы выполнили 4 пункт -Давайте оградим наше здание оградой -Скажите ребята, с каким новым определением в изобразительном искусстве мы сегодня познакомились? (ажур) -Посмотрите на доску, на ней написаны незаконченные предложение. Я предлагаю, каждому по очереди выбрать одно из предложений и закончить его: Сегодня я узнал(а)… Было трудно… Я не понял(а)… -Мне очень понравилось, как сегодня на уроке старались давать четкие, полные и правильные ответы…. -За активную работу, хочу похвалить… -За хорошее поведение, хотелось бы похвалить… -Мне понравилось, как слаженно работала … группа -Я вас благодарю за урок, вы старались, с вами было приятно работать. Урок окончен. Можете наводить порядок на рабочих местах | Личностные УУД: проявляют интерес к изобразительной деятельности Регулятивные УУД: проявляют волевую саморегуляцию Коммуникативные УУД: умение вести диалог; слушать и понимать других Познавательные УУД: владение логическими действиями сравнения, анализа, развития мышления Результаты коррекционной работы: обучающиеся демонстрируют развитие навыков оценивания и самооценивания, развитие осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения, создания общего продукта и его оценивания |