2.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» | – Мы с вами сегодня прочитаем рассказ одного замечательного детского писателя, а какого, вы узнаете, разгадав кроссворд, который вам предлагает выполнить Незнайка. Я буду читать отрывок, а вы должны определить из какого он произведения? (Слайд 2) 1.- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врешь! - Нет, правда! 2. Мы подбежали к автомобилю. Я говорю: - Это Волга. А Мишка: - Нет, это Москвич. - Много ты понимаешь! - говорю я. - Конечно, Москвич, - говорит Мишка. - Посмотри, какой у него капор. - Какой, - говорю, - капор? Это у девчонок бывает капор-капор, а у машины - капот! Ты посмотри, какой кузов. Мишка посмотрел и говорит: - Ну, такое пузо, как у Москвича. - Это у тебя, - говорю, - пузо, а у машины никакого пуза нет. 3. Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот: - Вот я тебя проучу как следует!.. 4. - Ребята, - сказал Вадик Зайцев, - я предлагаю сделать красное знамя и на нём написать: “Лучшему огороднику”. Кто первый вскопает участок, у того на участке поставим знамя. - Правильно, - согласились ребята. - А потом будем за это знамя бороться. Кто лучше проведёт посадку, к тому перейдёт на участок знамя. Потом знамя будем передавать за прополку. А у кого окажется самый большой урожай, тому подарим осенью это знамя, и пусть он везёт его с собой в город. Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя. - Как возьмём его в самом начале, так до конца не выпустим и домой увезём, - говорил Мишка. 5. Мы с Вовкой сидели дома, за то, что разбили сахарницу. Мама ушла, а к нам пришел Котька и говорит: - Давайте играть во что-нибудь. - Давайте в прятки, - говорю я. - У, да здесь и прятаться негде! - говорит Котька. - Почему - негде? Я так спрячусь, что ты вовек не найдешь. Надо только находчивость проявить. Произведение, какого писателя мы прочитаем на уроке? Слай№3 - Ребята, вы заметили, что автором всех рассказов, которые встретились нам при решении кроссворда это Н.Н. Носов? |
Дети читают задание про себя. В группах обсуждают. Ответ дает представитель группы. - Фантазёры - Автомобиль - Карасик - Огородники - Находчивость - Н. Носов - да | Личностные УУД -мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Предметные УУД - соотносить автора и название произведения Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в группах. |
3.Открытие нового знания Цель: включение нового знания в систему знаний | - Скажите, пожалуйста, кто являются главными героями в рассказах Н. Носова. - Ребята, можно ли назвать рассказы Н.Н. Носова юмористическими? - Ребята кто знает, что такое юмористический рассказ? - Что высмеивает Н.Н.Носов в своих рассказах? - Ребята, для того что бы узнать какое произведение Н. Носова мы будем с вами сегодня читать вам необходимо расшифровать его. (Слайд 4) Ачадаз анидеф - Ребята, какая тема нашего урока? - Кто написал данный рассказ? - Ребята, сформулируйте цель урока. Первичное восприятие: - Ребята, исходя из темы нашего урока, попробуйте предположить, о чём будет это произведение? - Ребята, сейчас я вам предлагаю прослушать отрывок аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача». Слушайте внимательно, после прослушивания данного отрывка мы будем отвечать на вопросы. Словарная работа - Ребята перед прослушиванием отрывка нам могут встретиться трудные и не знакомые слова, нам необходимо с вами разобрать эти слова. (Слова на слайде) Где мы можем найти значение этих слов? (Слайд 6) Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень. КАФТАН – удлинённый пиджак - Молодцы ребята мы разобрали все трудные и не знакомые слова которые могут встретиться нам в тексте. - Сейчас я предлагаю вам прослушать фрагмент рассказа. Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова. (Слайд 5) - Понравилось вам произведение? - К какому жанру относится произведение? - Ребята, мы можем назвать этот рассказ юмористическим? Почему? Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову) (Слайд 7) Самостоятельное чтение рассказа. - Ребята откройте учебник на странице 166. - Самостоятельно дочитайте рассказ. Читая, обратите внимание на задания. - Сколько всего задач прочитал Федя? Найдите отрывок в тексте описывающий 1 задачу. - Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите отрывок песни, которая очень понравилась Феде и прочитайте его выразительно. - Сколько раз Федя прочитал задачу? - Сколько номеров исполнялось со словами «колокольчик»? - вспомните, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? Найдите в тексте. - Он разговаривает с кем-то или с самим собой? Работа над произведением. - Почему Феде не удалось решить задачу?
- Ребята, приведите примеры героев других произведений похожих Федю Рыбкина?
- Что рассмешило, что показалось грустным при прочтении рассказа «Федина задача»? - В чём главная идея этого произведения? Работа в парах. (Проверка по образцу – слайд.8) Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. (Приложение 2) | Главными героями рассказов Носова являются дети. - да - это небольшие по объёму прозаические произведения, в которых изображена какая-либо смешная ситуация. - достоинства и недостатки Предположения детей: - поменять местами буквы - прочитать задом наперед - Федина задача - Н.Н.Носов Цель: прочитать рассказ Н.Н.Носова «Федина задача». Рассуждение детей Рассуждение и высказывание детей Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полудённом, кафтан, чурбан. В толковом словаре Ожегова. Работа в парах. - да - юмористическое - Федя прочитал 2 задачи - 6 концертных номеров прослушал Федя. - 5 раз Федя прочитал задачу. - 2 мелодии исполнялись со словами колокольчик. Потому, что Федя отвлекался - «Золотые слова» М.М.Зощенко мальчик и девочка Лёля, «Великие путешественники» М.М.Зощенко дети, похожи все допускали глупые ошибки - высказывание детей | Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли; Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Структурирование знаний; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Установление причинно-следственных связей;
Предметные УУД - прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям - воспринимать текст на слух Регулятивные: Контроль, коррекция. Оценка. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Познавательные УУД -Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. -высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному Личностные УУД - Соотносит поступки и события Коммуникативные УУД -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение работать в паре, в группах |
4.Закрепление изученного материала | Эксперемтальная деятельность (Слайд 9) - Ребята, я предлагаю каждому решить задачу из рассказа под музыкальное сопровождение. - Почему у вас получились разные ответы - О чем песня, кто вспомнит слова. -Какой можно сделать вывод (Слайд 10)
Чтение и анализ пословиц. Прочитайте пословицы и скажите: - Какая пословица больше подходит к нашему тексту? За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ум хорошо, а два лучше. Делу время, потехе час. Сделал дело, гуляй смело. Чему учит нас произведение Носова? - В чем заключена его главная мысль? - Нужны ли ребятам его юмористические рассказы? Для чего? – Что нужно для того, чтобы вы смогли быстро и правильно сделать домашнее задание? | Самостоятельная деятельность детей. Сравнение результатов. Рассуждение детей (отвлекала песня) Вывод: делать два дела сразу - решать и слушать песню - трудно, практически невозможно! - выдвигают гипотезу, и аргументируют свой ответ. Каждая группа высказывает свою точку зрения. | Познавательные УУД - анализ, синтез, сравнение - Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера - Определять основную и второстепенную информацию Личностные УУД Устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом Познавательные УУД -определять направление текста обосновывать своё мнение - строить логические цепи рассуждения |