демонстрационные: карточка с примерами, аншлаг с темой и целью урока, алгоритм, фразы для рефлексии.
индивидуальные: карточка с алгоритмом, учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями.
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
2. Актуализация опорных знаний (5 мин)
3. Выявление проблемы (5 мин)
4. Решение проблемы (9 мин)
5. Физминутка (2 мин)
6. Первичное закрепление (10 мин)
7. Информация о домашнем задании (3 мин)
8. Рефлексия учебной деятельности (4 мин)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом МИНОБРНАУКИ РФ № 1598 от 19.12.2014 г.
2. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1023
3. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4. Рабочая программа учебного предмета «Математика». Предметная линия системы учебников «Школа России», 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, 2-е издание, переработанное.
Этап фрагмента урока | Образовательна я задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности | Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание. | Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: Педагогическое требование Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (объяснение) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию) | -Здравствуйте ребята, меня зовут Екатерина Максимовна. Сегодня урок математики у вас проведу я. -Для того чтобы настроиться на предстоящую деятельность посмотрите друг на друга и подарите свои улыбки. -Предлагаю проверить вашу готовность, на парте у вас лежат учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями и дневник. Все ненужное уберите в портфель. -Вижу, что все готовы. -Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики. -Не забывайте про правильную посадку, спина прямая, ноги стоят ровно на полу, руки лежат на парте полочкой. -Хочу напомнить вам, что отвечаем мы по поднятой руке. Ведь если вы будете отвечать хором, то я не услышу ваших ответов. -Можем начинать наш урок. | Приветствуют учителя. Улыбаются друг другу. Проверяют готовность. Садятся на свои места. Слушают правило поднятой руки. | Ф, И. | - | ОК, СК. | Личностные: обучающиеся демонстрируют мотивацию учения; Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Актуализация опорных знаний | Актуализировать знания обучающихся о таблице умножения. | Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: Педагогическое требование Упражнение Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Создание ситуации успеха Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (объяснение) Наглядные (демонстрация) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) | -Ребята, предлагаю начать урок с устного счета. -Как вы думаете, для чего мы выполняем устный счет? Отвечаем по поднятой руке. -Конечно, устный счет в начале урока нам поможет размяться и потренироваться решать примеры. -Предлагаю начать! *проговариваю и показываю пример на доске* 1. 45 разделить на 5 2. 63 разделить на 9 3. 24 разделить 3 4.12 разделить на 4 5.48 разделить 8 6.35 разделить на 7 7. 18 разделить на 9. -Ребята, вы большие молодцы. Ведь вы справились, и вам удалось решить все примеры. | Поможет размяться. Слушают учителя. Решают примеры. 9. 7. 8. 3. 6. 7. 2. | Ф, И. | демонстрационные: карточка с примерами. | ОК, СК. | Личностные: обучающиеся проявляют познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Выявление проблемы | Вывести на тему и цель урока. | Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: Педагогическое требование Упражнение Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Создание ситуации успеха Поощрение и порицание Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (объяснение) Наглядные (демонстрация) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) | -Ребята, на прошлом уроке вы начали изучать тему: «деление трехзначного числа на однозначное число». -Сегодня мы с вами продолжим изучать эту тему. *вывешиваю тему урока на доску* -Посмотрите внимательно на тему и подумайте, какую цель на урок мы поставим перед собой. -…, как ты считаешь? -…, а ты? -Вы были близки. Сегодня предлагаю поставить на урок такую цель: повторить действие деления трехзначного числа на однозначное число. -Таким образом мы с вами узнали тему урока и поставили цель. А это значит, что мы можем двигаться дальше. -Ребята, для того чтобы правильно и красиво писать предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику, которая называется «Колечки». -Внимательно смотрите на меня и повторяйте за мной. -Покажите мне левую руку. -Соединяем большой палец с указательным. -Соединяем большой палец со средним. -Соединяем большой палец с безымянным. -Соединяем большой палец с мизинцем. -Попробуем по быстрее, указательный, средний, безымянный, мизинец. -Теперь попробуем правой рукой. -Попробуем чуть быстрее. -Молодцы, закончили. -Встряхнули руки. -Откройте тетрадь. Возьмите ручку синего цвета. Отступите 4 клетки вниз от прошлой записи и запишите дату, сегодня у нас 19 декабря и классная работа. В слове классная пишем удвоенную букву с. В конце не забудьте поставить точку. -Напоминаю вам о правильной посадке, спина прямая, ноги стоят ровно на полу. Ручку держим правильно в руке. Тетрадь лежит под наклоном влево. | Слушают учителя. Высказывают предположения. Слушают учителя. Слушают инструкцию учителя. Выполняют пальчиковую гимнастику. Записывают дату и классную работу. Проверяют посадку. | Ф, И. | демонстрационные: аншлаг с темой и целью урока. индивидуальные: тетрадь, пенал с письменными принадлежностями. | ОК, СК. | Личностные: обучающиеся демонстрируют мотивацию учения; проявляют познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
Решение проблемы | Найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. | Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: Педагогическое требование Упражнение Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Создание ситуации успеха Поощрение и порицание Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) | *Алгоритм деления трехзначного числа да однозначное число, вывешиваю на доску (пока дети записывают дату)* -Предлагаю вспомнить, как решаются примеры действия деления трехзначных чисел на однозначные числа. -А для этого вспомним алгоритм деления. -Сейчас я каждому из вас его дам. Пододвиньте карточку с алгоритмом к себе. *выдаю карточки с алгоритмом* 1. Нахожу первое неполное делимое… 2. Определяю количество цифр в записи частного… 3. Разделю … 4. Умножу… 5. Вычту… 6. Сравню остаток с делителем… | -Предлагаю вместе воспользоваться алгоритмом для того, чтобы объяснить решение примера. -Сейчас все внимательно смотрят и слушают, как решаем примеры деления трехзначного числа на однозначное число. -Обратите внимание на доску. -456 разделить на 8 = 57 40 -56 56 0 -Нахожу первое неполное делимое. -4 не можем разделить на 8. Значит, берем число 45, сможем разделить его на 8. И первое число получится с остатком. -Определяем количество цифр в записи частного, будет 2 цифры. -Вспомним таблицу умножения и методом подбора найдем число, которое делится на 8. -Разделю 45 на 8. -Получаю 5. Записываем цифру 5 в значение частного. -Умножаю 5 на 8. Получу 40. -Число 40 пишем под числом 45. -Вычту 40 из 45. Получаем остаток 5. Столько десятков осталось разделить. -Записываем остаток 5 под десятками. -Смотрим на десятки. Рядом с 5 десятками пишем 6 единиц. -Вспоминаем, что 56 разделить на 8, будет 7. -Записываем цифру 7 в значении частного. -Умножаем 7 на 8, получаем 56. Запишем число 56 под числом 56. Записываем остаток 0. -Кто желает попробовать повторить решение этого примера с помощью алгоритма деления трехзначного числа на однозначное число? -…, попробуй. Остальные внимательно слушают. -Молодец! -Ребята, мы с вами вспомнили алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. -Теперь предлагаю одному выйти к доске и попробовать решить пример с полным пояснением своих действий по алгоритму. -решать будем номер 376. -…, выходи. *выполняем №376* 768:6=96 72 48 48 0 Объяснение: 7 сотен нельзя разделить на 8 так, чтобы в частном получились сотни. Делю десятки. 76 десятков — это первое неполное делимое, значит, в записи частного будет 2 цифры. Разделю 76 на 8, получу 9 — столько десятков будет в частном. Умножу 9 на 8, получу 72 — столько десятков разделили. Вычту 72 из 76, получу 4 — столько десятков осталось разделить. Сравню остаток с делителем: число оставшихся десятков меньше, чем 8. Делю единицы. 4 десятка и 8 единиц, всего 48 единиц — это второе неполное делимое. Разделю 48 на 8, получу 6 — столько единиц будет в частном. Умножу 6 на 8, получу 48 — столько единиц разделили. Вычту 48 из 48, получу 0 — число разделили полностью. Читаю ответ: 96. 2367:3=789 21 26 24 27 27 0 Объяснение: 2 тысячи нельзя разделить на 3 так, чтобы в частном получились тысячи. Делю сотни. 2 тысячи 3 сотни, всего 23 сотни. Это первое неполное делимое, значит, в записи частного будет 3 цифры. Разделю 23 на 3, получу 7 — столько сотен будет в частном. Умножу 7 на 3, получу 21 — столько сотен разделили. Вычту 21 из 23, получу 2 — столько сотен осталось разделить. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем 3. Делю десятки. 2 сотни и 6 десятков, всего 26 десятков – это второе неполное делимое. Разделю 26 на 3, получу 8 — столько десятков будет в частном. Умножу 8 на 3, получу 24 — столько десятков разделили. Вычту 24 из 26, получу 2 — столько десятков осталось разделить. Сравню остаток с делителем: число оставшихся десятков меньше, чем 3. Делю единицы. 2 десятка и 7 единиц, всего 27 единиц — это третье неполное делимое. Разделю 27 на 3, получу 9 — столько единиц будет в частном. Умножу 9 на 3, получу 27 — столько единиц разделили. Вычту 27 из 27, получу 0 — число разделили полностью. Читаю ответ: 789. -Смотри на алгоритм и проговаривай последовательность своих действий. - Мы с вами потренировались решать примеры на деление трехзначных чисел на однозначное число. -У вас хорошо получается. Молодцы! | Слушают учителя. Пододвигают карточку с алгоритмом. Смотрят и слушаю объяснение решения примера. Один решают пример у доски, остальные в тетради. Слушают учителя. | Ф, И. | демонстрационные: алгоритм. индивидуальные: карточка с алгоритмом, учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями. | ОК, СК. | Личностные: обучающиеся демонстрируют мотивацию учения; проявляют познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, обобщение; умение понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; умение комментировать процесс вычисления, решения. Предметные: обучающиеся демонстрируют умение решать примеры на деление трехзначного числа на однозначное число. |
Физминутка. | Снять мышечное и эмоциональное напряжение обучающихся, собрать внимание. | Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: Педагогическое требование Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (объяснение) Наглядные (демонстрация) | -Я вижу, что вы устали. Предлагаю немного отдохнуть. -Встаньте так, чтобы не мешать друг другу. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну – ка плечи распрямите, Поднимите, отпустите. Вправо, влево поверитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. -Молодцы, можете садиться. Напоминаю вам о правильной посадке. -Я вижу, что все сидят правильно, продолжим. | Слушают инструкцию учителя. Выполняют физминутку. Садятся на свои места. | Ф, И. | - | ОК, СК. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
Первичное закрепление | Закрепить полученные знания у обучающихся. | Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: Педагогическое требование Упражнение Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Создание ситуации успеха Поощрение и порицание Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (беседа, объяснение) Наглядные (демонстрация) Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности Методы эмоционального стимулирования (поощрение) Методы формирования ответственности и обязательности (предъявление педагогических требований, оперативный контроль) | -Для того чтобы узнать насколько вы внимательные предлагаю решить задачу. -Откройте учебники на странице 83. Найдите упражнение № 379. -Кто желает прочитать задачу вслух. -…, читай вслух, остальные внимательно слушают. -Спасибо. -О ком задача? -О чем задача? -Кто желает выйти к доске, и решить задачу? -…, выходи. -остальные решают у себя в тетради. -Мы выяснили, что задача об ученике и страницах, которые он прочитал. -Прочитай вопрос задачи. -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? -Значит, задача, какая? -Конечно, задача составная и будет решаться в несколько действий. -Ребята, что нужно узнать, чтобы решить задачу? -Вы правы нужно, узнать, сколько страниц прочитал ученик за 5 дней, и сколько осталось прочитать еще. -Что сделаем первым действием? Как узнаем, сколько ученик прочитал страниц за 5 дней? -Молодцы. 1) 18*5 = 90 (стр.) – прочитал за 5 дней. -Нашли, сколько мальчик прочитал за 5 дней. Как найдем, сколько осталось прочитать страниц? -Молодцы. 2) 150 – 90 = 60 (стр.) – осталось прочитать. -Как узнаем, сколько дней ученик читал по 20 страниц в день? -Молодцы! 3) 60:20 = 3 (д.) – читал по 20 страниц. -Прочитаем вопрос задачи. -как ответим на вопрос задачи? 4) 5+3 = 8 (д.) – прочитал повесть. -Запишем ответ: за 8 дней прочитал всю повесть. - Вы отлично справились с решением этой задачи. Вижу, что вы были очень внимательны. Молодцы! | Слушают учителя. Открывают учебник на 83 странице. Ищут задание №379. Читает задачу. Об ученике О страницах, которые прочитал ученик. Выходит к доске. Слушают учителя. За сколько дней он прочитал эту повесть? Нет. Составная. Сколько страниц прочитал за 5 дней. Решают задачу. Слушают учителя. | Ф, И. | индивидуальные: учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями. | ОК, СК. | Личностные: обучающиеся демонстрируют мотивацию учения; проявляют познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; умение устанавливать причинно – следственные связи; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; умение применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, обобщение; умение понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; решения. Предметные: обучающиеся демонстрируют умение решать составную задачу. |
Информация о домашнем задании | Объяснить выполнение домашнего задания, зафиксировать его в дневнике. | Методы воспитания Методы формирования социального опыта детей: Педагогическое требование Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (объяснение) | -Откройте дневники, запишем домашнее задание. Страница 83 №378. -Кто записал домашнее задание, закройте дневник и отложите его на край парты. -Откройте учебник на странице 83 и найдите №378. -Обратите внимание на таблицу, в первой строке даны числа, во второй строке выражение 96: а. -Вам необходимо вместо буквы «а» подставить числе из 1 строки. -Например, 96:96. -Выполняете вы это задание в тетради письменно, записывая ответ к каждому примеру. -Поднимите руку, кто не понял, как выполнять домашнее задание. -Вижу, что все поняли. Отлично! -Закройте учебники и отложите все на край парты. | Открывают дневники. Записывают дз. Слушают инструкцию по выполнению дз. Дают обратную связь. Убирают все ненужное. | Ф,И. | индивидуальные: учебник, тетрадь, пенал с письменными принадлежностями, дневник. | ОК, СК | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно – следственные связи. |
Рефлексия учебной деятельности | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками. | Методы воспитания Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе Создание ситуации успеха Поощрение и порицание Методы обучения По источнику получения новых знаний Словесные (беседа, объяснение) | Наш урок подходит к концу. -Предлагаю вспомнить тему нашего урока. Отвечаем по поднятой руке. -Все верно, тема урока – Деление трехзначного числа на однозначное число. -Ребята, что нового на уроке вы сегодня узнали? -Что сегодня на уроке делали? -Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам закончить предложения. -Я узнал… -Мне понравилось… -Мне было интересно … -Поднимите руку, кто желает поделиться своим мнением. -Благодарю вас за ответы. -Мне понравилось сегодня с вами работать, вы были внимательными и любознательными. -Урок окончен. -До свидания! | Вспоминают тему урока. Вспомнили, как решать примеры на деление трехзначного числа на однозначное. Решали примеры, задачу. Продолжают фразу, высказывая свое мнение. Слушают учителя. Прощаются. | Ф, И. | демонстрационные: фразы для рефлексии. | ОК, СК. | Личностные: обучающиеся демонстрируют мотивацию учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию; умение устанавливать причинно – следственные связи. |