1. Организационный этап Задача: приветствие обучающихся, организация их внимания | | - Добрый день! -Ребята, вы хотите проверить свои знания и смекалку? Я приветствую зрителей и участников игры "Самый умный"! Сегодня - поединок лиги учеников 3-го класса. На игровой подиум вышли 16 игроков, чтобы побороться за звание "Самый умный", а это значит, что каждый играет сам за себя. И сейчас я с удовольствием представляю вам участников игры. (Называю имена детей, ребенок встает, поворачивается лицом к классу и машет рукой). Ребята, для того чтобы мы сегодня с вами продуктивно поработали и у нас не возникало трудностей с выполнением заданий, что нужно сделать? Верно, нужно выполнить мозговую гимнастику. Начнём с качания головой. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Медленно качайте головой из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает плавную линию. А сейчас мы наденем волшебные шапки на наши ушки, эта шапка поможет вам быть внимательными. (3 раза) Осталось приготовить к работе глаза. Давайте поморгаем. Не двигая головой, посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, нарисуйте глазами круг, а сейчас нарисуйте треугольник. Молодцы! Сейчас вы готовы к работе. | регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания),познавательные УУД (выбирают наиболее эффективные способы решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, строят логические цепочки рассуждений). |
3. Основной этап. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей Задача: создать содержательные и организационные условия для развития познавательных УУД у обучающихся. | | 1-й ТУР Вопросы 1 тура: 1. Какой слог обозначает ноту? а) фу б) фа в) ну г) ха 2. Из чего получается сахар? а) из сахарной свёклы + б) из сахарного сиропа в) из мела г) из сока деревьев
3. Где расположены уши у кузнечика? а) на ногах + б) на голове в) на крыльях г) на спине
4. Как называется начало реки? а) ручей б) исток + в) устье г) впадина
5. Кто из перечисленных животных не является земноводными? а) тритон б) жаба в) змея + г) лягушка
6. Какие листья имеют узорную форму с острыми углами? а) дубовые б) кленовые+ в) еловые г) липовые
7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах? а) торф + б) глина в) песок г) соль
8. Что такое кинология? а) наука о кино б) наука о собаках + в) наука о грибах г) наука о логике
9. Какое из этих слов название цветка? а) неваляшка б) незнайка в) незабудка + г) неумывайка 10. Что не делают из дерева? а) бумагу б) ластик + в) спички г) каранаши 11. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? а) приставка + б) суффикс в)окончание г) основа слова 12.Какая из этих птиц умеет летать? а) пингвин б) курица в)страус г) чайка + А сейчас проверяем результаты, для этого обменяйтесь таблицами с ответами с соседом по парте. Правильный ответ +, не верный ответ – 1. Какой слог обозначает ноту? б) фа | 2. Из чего получается сахар? а) из сахарной свёклы + | 3. Где расположены уши у кузнечика? а) на ногах + | 4. Как называется начало реки? б) исток + | 5. Кто из перечисленных животных не является земноводными? в) змея + | 6. Какие листья имеют узорную форму с острыми углами? б) кленовые+
| 7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах? а) торф + | 8. Что такое кинология? б) наука о собаках + | 9. Какое из этих слов название цветка? в) незабудка + | 10. Что не делают из дерева? б) ластик + | 11. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? а) приставка + | 12.Какая из этих птиц умеет летать? г) чайка + | -Считаем плюсы, встаньте те, у кого от 12 до 6 плюсов. Поздравляю вас, вы переходите во второй тур интеллектуальной игры. -А сейчас встаньте те, у кого меньше 6 плюсов. К сожалению, вы выбываете из игры, но не расстраивайтесь, у вас еще все впереди, а я хочу наградить вас грамотами участников интеллектуальной игры «Самый умный» а так же поздравить вас с тем, что вы дошли до первого тура. Сейчас ваша задача – не мешать процессу игры и оставшимся участникам, соблюдать дисциплину. Если победителей больше шести, участникам даются дополнительные вопросы. Во второй тур проходят те, кто первым справится с большим количеством вопросов. После каждого дополнительного вопроса проверяется результат, есть ли победители.
Дополнительные вопросы 1-го тура:
13.Сколько цветов у радуги? а) 6 цветов б) 7 цветов + в) 12 цветов г) 8 цветов
14. Что значит «бить баклуши»? а) бездельничать+ б) тяжело работать в) мечтать г) драться
15. Какой продукт не делают из молока? а) сыр б) творог в) подсолнечное масло+ г) сметану
16. Что происходит весной с почками? а) они опадают б) они лопаются + в) они взрываются г) они сворачиваются
17.Какое животное изображено на гербе России? а) лев б) медведь в) лебедь г) орел +
18.Кто написал сказку «Конек – горбунок»? а) Пушкин б) Ершов + в) Жуковский г) Толстой
19. Какое полное имя у Риты? а) Регина б) Арина в) Мария г) Маргарита +
20.Эти грибы растут дружной семейкой на пне? а) опята + б) боровики в) маслята г) рыжики
21. Назовите музыкальный инструмент Папы Карло? а) гусли б) шарманка + в) баян г) рояль 22. В каком месяце меньше всего дней? а) в мае б) в июле в) в феврале + г) в октябре 23. Какое дерево сбрасывает на зиму хвою? а) ель б) кедр в) сосна г) лиственница + | регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания),познавательные УУД (выбирают наиболее эффективные способы решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, строят логические цепочки рассуждений). |
3. Основной этап. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей Задача: создать содержательные и организационные условия для развития познавательных УУД у обучающихся. | | 2-й ТУР - Еще раз огромное спасибо ребятам, которые принимали участие в игре, нок сожалению, проиграли. А мы пожелаем удачи всем тем, кто прошёл в полуфинал! Итак, передо мной 6 полуфиналистов. Они показали лучшие результаты в первом туре и будут бороться дальше за выход в финал. Но прежде, чем определить порядок ответов, мы проведём конкурс "дешифровщик".
Сопоставить слова из двух столбиков: Вид спорта | Инвентарь | футбол | клюшка | хоккей | брусья | теннис | мяч | биатлон | лыжи | легкая атлетика | ракетка | - Вам нужно сопоставить слова из двух столбиков. Например: футбол - мяч Чем меньше времени вы затратите, тем выше порядковый номер вашего выступления при дальнейших ответах. Внимание! Начали! Участники выполняют задание, подводятся итоги.
- Итак, стартовать участники будут в таком порядке... (называю имена)
Категории знаний: Пословицы | Мультфильмы | Жилище | Цвета | Писатели и поэты | Животные | - Каждый игрок в порядке очередности выбирает категорию. Каждому игроку будет задано по 10 вопросов, где он должен как можно больше дать правильных ответов. Итак, на 10 вопросов у вас есть 5 минут, поэтому отвечаем быстро. Если затрудняетесь ответить, говорите «следующий», это значит, вы пропускаете вопрос, а я читаю следующий. -Кому непонятно, что мы сейчас будем делать, поднимите руку.
Пословицы: * Утро вечера… (мудренее) * Тише едешь, … (дальше будешь) * Грамоте учиться всегда …. (пригодится) * Труд – кормит, а лень … (портит) * Нет друга – ищи, а нашёл … (береги) * Не будь тороплив, а будь … (терпелив) * Не спеши языком, торопись … (делом) * Не учись разрушать, а учись … (строить) * У семи нянек дитя без … (глаза) * Любишь кататься, люби и … (саночки возить) Писатели и поэты: * Кто рассказал нам про дядю Стёпу? (С. Михалков) * Кто автор "Золушки”? (Ш. Перро) * Назови имя Барто. (Агния) * Кто придумал малышей: доктора Пилюлькина, Незнайку, Пончика?(Н. Носов) * Кто написал сказку "Три медведя”? (Л. Толстой) * Чьи это герои: Бармалей, Муха-цокотуха? (К. Чуковского) * Автор сказки "Снежная Королева”? (Х. Андерсен) * Какого плюшевого героя создал Александр Милн? (Винни-Пуха) * Как называются сказки, которые сочинил народ? (Русские народные) * Назови фамилию поэта Самуил Яковлевич … (Маршак) Цвета: * Козлик, живший у бабушки? (серенький) * Кузнечик, сидевший в траве? (зелёненький) * Убивший дедушку лопатой? (рыжий) * Вагон, который бежит, качается? (голубой) * Головной убор девочки, нёсшей пирожки бабушке? (красный) * Цвет медведя, который водится в Сибири? (бурый) * Халат, у того, кто сидел под деревом и лечил животных? (белый) * Назови третий цвет радуги. (жёлтый) * Цвет цветочка, похожего на звоночек? (синий) * Какими чернилами чертили чертёж четыре чумазеньких чертёнка? (чёрными)
Жилище: * Где жили лягушка, петушок, мышка и ёжик? (в теремке) * Жилище бобра. (хатка) * Пришли рабочие без топоров, срубили избу без углов. (муравейник) * Зимнее лежбище медведя. (берлога) * Дом без окон, без дверей, полна горница людей. (огурец, арбуз) * Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном. Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки. (скворечник) * По узкой дорожке – голова да рожки. Кто так медленно ползёт, на себе свой дом везёт? (улитка) * Жилище туриста. (палатка) * Бревенчатый дом. (изба) * Жилище лисицы. (нора) Мультфильмы: * Как звали корову из Простоквашино? (Мурка) * Какие слова говорил Али-Баба, чтобы открылась пещера? ("Сим-Сим, откройся”) * А что говорил Маугли, когда ему нужна была помощь? ("Мы с тобой одной крови.Ты и я”) * Имена трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф) * Как звали великана, который женился на принцессе Фионе? (Шрек) * К кому ходили в гости Винни Пух и Пятачок? (к Кролику) * Друг Малыша. (Карлсон) * Где находилось поле чудес? (в стране Дураков) * Старуха, у которой была крыса Лариска? (Шапокляк) * В какой сказке в декабре собирали подснежники? ("Двенадцать месяцев”)
Животные: * Ушки чуткие торчком, хвост, взлохмаченный крючком. В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (собака) * Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: страшен в гневе этот зверь. (рысь) * Какая птица выводит птенцов зимой? (клест) * Любит сладкое он очень, а когда приходит осень, лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (медведь) * Сок из цветов она берёт и в сотах копит сладкий мёд. (пчела) * Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (хомячок) * Что за зверь, скажите, братцы, может сам в себя забраться? (норка) * Кто на задних лапах скачет, в тёплой сумке сына прячет? Кто, вставая в полный рост, опирается на хвост? (кенгуру) * В камышах она живёт, дом у неё среди болот, там, где водятся лягушки, цап! – и нет одной квакушки! (цапля) * Всех огромней в джунглях зверь, напролом шагает – верь! Грозно бивнями блестит, вкусно листьями хрустит. (слон) -Итак, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами встанем и немного отдохнем. (Видеофизминутка) ФИНАЛ: -Итак, в финал вышли 2 финалиста, которые продолжат борьбу за звание «Самого умного» дальше, а остальные, кто выбыл на этом этапе игры, не расстраивайтесь, я говорю вам огромное спасибо за участие и награждаю вот этими почетными грамотами. Итак, грамоты вручаются участникам, дошедшим до полуфинала интеллектуальной игры «Самый умный», а именно … - Поздравляем участников финала! А я напоминаю, что у нас финал игры, и поэтому участникам нужно быть особенно внимательными и сосредоточенными, а для этого вы, дорогие участники, проявите уважение к своим одноклассникам и соблюдайте тишину. Вышедшие 2 финалиста помашите мне ручкой. -Сейчас вы выбираете вопрос по желанию на 1 балл, на 3 балла, на 5 баллов по очереди… Первым будет выбирать тот, кто вытянет короткую полосочку, а тот, кто вытянет длинную, соответственно будет выбирать вторым. -Финалисты, я прошу вас подойти ко мне. Вопросы на 1 балл: 1. Кого хотел убедить Винни-Пух, что он тучка, а не медведь? (пчёл) 2. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (смородина) 3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое) 4. На ком совершила своё путешествие в тёплые края Дюймовочка? (на ласточке) Вопросы на 3 балла: Ношу их много лет, а счёта им не знаю. (волосы) Цирковая площадка для выступлений. (арена) Какая буква является последней в отчестве любого мужчины? (буква ч) Дурная голова им покоя не даёт. (ногам)
Вопросы на 5 баллов: Какая главная денежная единица в России? (рубль) Назови форму множественного числа слову «человек»? (люди) Сколько часов в одних сутках? (24) Чем кончается всё? (буквой ё)
Подведение итогов.Награждение победителя. (Звучат фанфары, победитель награждается грамотой и почетным званием «Самый умный», второй участник также награждается грамотой «Почетный финалист интеллектуальной игры «Самый умный»). | регулятивные УУД (целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция), коммуникативные УУД (планируют учебное сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строят монологические высказывания),познавательные УУД (выбирают наиболее эффективные способы решения задач, анализ, синтез, сравнение, классификация, строят логические цепочки рассуждений). |