1. Мотивация к учебной деятельности. 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 7 мин.
3. Решение проблемы. 10 мин
4. Первичное закрепление. 8 мин.
5. Организация самостоятельной работы (самопроверка по эталону). 5 мин.
6. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.
Этапы урока, задачи этапов | Методы и приёмы воспитания и обучения | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат с учётом формируемых УУД |
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: сконцентрировать внимание обучающихся на учителе и смотивировать их на предстоящую деятельность | Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я. - Ребята, а для чего мы с вами изучаем буквы? - А кому из вас хочется научиться читать, чтобы прочитать много-много интересных книг? (Презентация – выставка книг) - Мне рассказали, что вы очень внимательные, активные и умные ребята, но я хочу убедиться в этом сама, поэтому, сядьте правильно, подтяните спины, ноги поставьте на пол всей ступнёй, а я посмотрю, кто красивее всех сидит. Мне нравится, как сидит, Миша. Очень красиво сидит, Вика, …, …. - Молодцы, ребята! | Личностные УУД (самоопределение) Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: повторить изученный материал, выявить проблемы, сформулировать тему и задачи урока, воспитывать у обучающихся интерес к урокам обучения грамоте, развивать личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли. | По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа); наглядные (демонстрация). По уровню включения в продуктивную деятельность: объяснительно-иллюстративные, Методы формирования ответственности и обязательности: формирование понимания личностной значимости, педагогическое требование; Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа, игра. | Ребята, а кто знает какой сегодня день? Какое сегодня число? (16 ноября). Верно, а какой месяц следует за ноябрем? (декабрь). А к какому времени года принадлежит декабрь? К лету, весне, осени или зиме? (К зиме). Верно, совсем скоро начнется самая настоящая зима. И сегодня к нам пришло письмо одно, Очень странное оно. Вместо марок – Три снежинки, А конверт – из чистой льдинки, А письмо не на листке, А на беленьком снежке.: - Скоро, скоро к вам примчу, На метелях прилечу. Запляшу и закружу, Снегом землю наряжу, И деревья, и дома… - И подписано … (зима). - Посмотрите, что нам принесла зима в своем письме? (снежинки). Это волшебные снежинки, с буквами. - Что можно с ними сделать? (разбить на группы). - А на какие группы можно разделить? (буквы, обозначающие гласные и согласные звуки). - Верно, разделим эти буквы на 2 группы, обозначающие гласные и согласные звуки. Сейчас выйдем по очереди к доске и определим буквы, обозначающие звуки на 2 группы – согласные и гласные. (дети выходят к доске по очереди и определяют буквы по столбикам) - Для чего мы выполняли это задание? - Хорошо, ребята, сегодня на урок к нам пришли два гостя. Хотите познакомиться с ними? Для этого сейчас посмотрим фрагмент мультфильма, а вы отгадайте, кто же к нам пришел в гости. (просмотр фрагмента из мультфильма «Два веселых гуся» с 00:43 до 01:34). - Итак, кто к нам пришел в гости? (гуси). -Совершенно верно, это гуси. - А кто знает, как гогочут гуси? (Га-га-га-га-га). -Какой новый звук услышали? - Вы знакомы с этим звуком и буквой, что ее обозначает? - Кто готов назвать тему урока? Звуки [г], [г], буква «Гг» - Тогда что мы узнаем сегодня, исходя из темы урока? С чем познакомимся? Познакомиться со звуками [г], [г] и буквой «Г» - Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужно знать новый звук и букву? (на доску букву Г, из кассы букв). | Личностные УУД (самоопределение); Регулятивные УУД(целеполагание, саморегуляция); Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, анализ); Коммуникативные УУД (умение с точностью выражать свои мысли). |
| | А сейчас немного отдохнем и разомнемся. Для этого сидя за партой повторяем движения за мной. Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) Даже ветер не шумит. Рано утром солнце встало, Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки). АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Продолжим работу. | |
3.Решение проблемы. Задача: решить устно задачу и обсудить её решение, зафиксировать новый алгоритм в языке и знаково, формирование понимания значимости изучения звуков и букв, развивать познавательные УУД: анализ, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. Познакомить обучающихся со звуками [з] и [зь], научить характеризовать эти звуки в зависимости от местоположения в слове. Познакомить с буквой «З», которой обозначаются звуки [з] и [зь]. | объяснение, работа с источниками информации, демонстрация, упражнение, частично поисковые, создание ситуаций успеха, поощрение. | Произнесем звук[г]. Он гласный или согласный? Почему? ( Звук (Г) при произнесении в горлышке встречает преграду. Значит он согласный). Найдём его в ленте звуков. Обозначен он синим цветом, подтверждающим согласность звука. - Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, посмотрим, какой же этот звук. - Какой он, звонкий или глухой? (Звонкий). (Показать на звуковой ленте). При произнесении голосовые связки дрожат, значит, он звонкий. - Если звук звонкий, то глухим звук не может быть никогда! Посмотрите внимательно на ленту звуков, каким цветом изображен звук? Значит этот звук может быть и твердым и мягким. - Чтобы узнать какой звук, твёрдый или мягкий, мы сможем только тогда, когда прочитаем слоги или слова. - Обобщите сказанное, какой это звук? (согл, звон, твёрдый) Ребята, звук (г) обозначается буквой Г. Кто найдет нам и покажет эту букву в кассе букв? Нарисуйте пальчиком в воздухе большую букву Г. - На что похожа буква Г? Автоматизация звука Гь. - А сейчас хотите поиграть? Тогда вместе произнесем чистоговорку. Первый раз говорю я, затем повторяем все вместе. Ги - ги - ги - мяч поймал, теперь беги. Ги - ги - ги - Гена, маме помоги. Ги - ги - ги - не забудь про сапоги. Звук [гь] в этих словах твёрдый или мягкий? (Мягкий). - А почему? (есть гласные, которые придают мягкость). (Показать на звуковой ленте). - А сейчас предлагаю звук [г] проговорить в чистоговорке. Автоматизация звука Г. Гу - гу-гу, гу - гу - гу - гусь гуляет на лугу. Го - го - го, го- го-го - говорит конь: "Иго - го-го!" Какой звук мы слышим здесь? Твердый или мягкий? Почему? (нет гласных, которые придают мягкость). Таким образом, звук [г]- это согласный звук, звонкий и в зависимости от гласных может быть и твёрдым, и мягким. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.Познавательные УУД: анализ. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с точностью выражать свои мысли. |
4. Первичное закрепление. Задача: установить правильность и осознанность изученного материала. | Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование. | - Ребята, а теперь обратите внимание на доску. - Даны иллюстрации. Что изображено на первой картинке? (голубь). - Где находится звук [г]? (В начале слова). - Следующая иллюстрация? (лягушка). - Где находится звук [г]? (В середине слова). - Какой можем сделать вывод? - Звук может занимать разное местоположение в слове. - А сейчас поработаем по учебнику. Решим задачку, а для этого сделаем звуковые схемы к словам. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.Познавательные УУД (структурирование знаний). |
| | А теперь поиграем в игру «Самый внимательный». Сейчас я прочитаю стихотворение, в нём встречаются слова, в которых есть звук Г. Когда услышите слово со звуком Г, хлопните в ладоши. Кому непонятно, что мы сейчас будем делать, поднимите руку. Гусята у водицы Гогочут, голосят. Глядит не наглядится, Гусыня на гусят. Глядит не наглядится, Гусятами гордится, ГА-ГА! Гусята эти, Горделивей всех на свете. - Молодцы, вы очень внимательные! | |
5. Организация самостоятельной работы. Задача: обеспечить формирование у обучающихся умений самостоятельно применять знания в новой ситуации. | практические (упражнение); Методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: педагогическое требование; Методы развития психических функций:творческое задание. | - Как я уже говорила, звуки обозначаются буквой. Звуки [г] и [гь] обозначаются буквой Г. - Найдите ее в алфавите. - А теперь, чтобы запомнить, как выглядит буква Г, поиграем в сыщиков. Буква Г спряталась в тексте, ваша задача – отыскать букву Г среди других букв и зачеркнуть ее карандашом. Кто не понял, что мы сейчас будем делать, поднимите руку. Тогда приступаем! Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. Га – га – га, га – га – га – идут гуси на луга. Ги- - ги – ги, ги – ги – ги – Гога, ты на луг беги. На болоте, на лугу стоит блюдо творогу. (Учитель ходит по классу и контролирует деятельность детей). | Регулятивные УУД(волевая саморегуляция); Познавательные УУД (структурирование знаний). |
6. Рефлексия учебной деятельности. Задача: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока. | По источнику получения знаний: словесные (беседа). Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение. | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня с вами изучали? - Какой буквой они обозначаются? - Молодцы, ребята! Мне понравилось работать с вами, особенно меня порадовали … …, …, … И за это я хочу наградить их. - Я благодарю вас за урок, спасибо, урок окончен! | Личностные УУД (самооценка). |
*Если останется время – изобразить букву Г, раскрасить и украсить её.