Самоопределение к деятельности (Орг. момент) Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность. | Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование. | Обучающиеся сидят в группах по 4 человека. - Добрый день, ребята! - Садитесь, пожалуйста, на свои места. - Давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. У вас на партах должны быть: дневник, пенал, цветные ручки, фломастеры. - Для того чтобы на протяжении всего урока у вас было отличное настроение улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу удачи. - А я вам желаю плодотворной и хорошей работы на уроке. | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определить проблему и поставить учебную задачу. | По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; наглядные: демонстрация. Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. Методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведения: художественное слово. | - Для того чтобы вспомнить материал прошлого урока проведем небольшой опрос. - Перечислите названия нашей страны от ее возникновения до настоящего времени. (Древняя Русь, Удельная Русь, Русское царство, Российская империя, Российская Республика, РСФСР, СССР, Российская Федерация) - Назовите порядок расположения цветов российского флага. (белый, синий, красный) Что означают каждый цвет? (белый – чистота, правда, мир; синий – небо, вера, верность; красный – отвага, героизм) - Опишите герб нашей страны. (герб РФ представляет собой красный щит, на котором распростер крылья золотой двуглавый орел под тремя коронами – двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла мы видим изображение серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона. - Что символизируют короны, скипетр и держава? (символизируют сильную и единую государственную власть, всадник – готовность народа встать на защиту родины) - Что такое гимн? (торжественная песня) Когда исполняется Гимн? (в особых, торжественных случаях; звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей органов государственной власти, во время встреч и проводов глав государств, во время спортивных состязаний и военных мероприятий; когда звучит гимн, все молча, встают) - Молодцы. Я вижу, что вы освоили материал прошлого урока. - Для того чтобы определить тему урока послушайте отрывок из сказки: Слайд 1 Делать нечего: бояре, Потужив о государе, И царице молодой, В спальню к ней пришли толпой. Объявили царску волю — Ей и сыну злую долю, Прочитали вслух указ, И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян — Так велел-де царь Салтан. - Узнали ли вы, что это за сказка? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…») - А возможна ли такая ситуация в наши дни? Почему? (нет, не возможна, потому что так делали только в царские времена) - А кто управляет страной в наши дни? (президент) -А как вы думаете, имеет ли право президент по собственной воле назначить наказание? (нет, не имеет) - Кто следит за исполнением законов и назначает наказания? (за исполнением законов следит суд, а назначает наказания - полиция) - А знаете ли вы, каким основным законом руководствуются судьи, полиция в своих действиях? (Конституцией Российской Федерации) Слайд 2 - Предположите тему сегодняшнего урока. Тема урока «Основные законы страны – Конституция России. Президент РФ – глава государства». - Что мы должны узнать на уроке? Какую информацию? Слайд 3 - Цель урока: обобщить знания об основном законе страны – Конституции России; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства. - План урока выглядит, так: - Приступим к достижению цели. - Для того чтобы мы запомнили информацию по теме урока выполним упражнение «Кулак, ребро, ладонь». При команде «кулак» вы показываете ладонь, сжатую в кулак. «Ребро» - ладонь ребром с вытянутыми пальцами. «Ладонь» - просто показываете ладонь. - Попробуем одной рукой. А теперь двумя. Я говорю команды, вы их внимательно слушаете и показываете. Повторение команд 8-10 раз. | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Комплексное применение и систематизация знаний Задача: решение проблемы и обсуждение её решения. | По источнику получения знаний: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: демонстрация. Частично-поисковый метод. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. | - Для того чтобы достичь цели урока вспомним, что есть в любом государстве? (власть, законы) Как вы понимаете, что такое законы? (это правила, которые должны соблюдать каждый гражданин страны) - Зачем нужны законы в государстве? (для соблюдения порядка, охраны прав граждан) - То есть без законов государство существовать не может. Законы защищают граждан, их права. - В каком основном документе страны записаны законы? (Конституции РФ) - Предположите, что означает слово «конституция»? - Конституция – слово латинское и означает «устройство», «установление». - Рассмотрим подробнее, как устроена Конституция РФ. - Каждой группе я раздаю брошюры Конституции РФ и карточку с планом, по которому вы будете самостоятельно ее изучать. - А фиксировать информацию вы будете в интеллект-карте. Вспомните правила составления карты. Все принадлежность у вас уже лежат на партах. - Запишем ключевое слово интеллект-карты. Как вы думаете, какое? Что вы сейчас будете рассматривать? (Конституция РФ) Запишите. Записываю на доске. - Посмотрим на план. Вам необходимо указать в карте: когда и кем принят закон; записать название глав; права и свободы гражданина; указать кратко информацию о Президенте РФ, Федеральном Собрание и Правительстве РФ. 1. Понятие «законы». 2. Понятие «конституция». 3. Когда и кем принят закон. 4. Содержание документа (главы). 5. Права и свободы гражданина. 6. Президент РФ. 7. Федеральное Собрание. 8. Правительство РФ. - На рассмотрение и составление интеллект-карты у вас есть 10 минут. В группе должны работать все. Кому непонятно задание? Завершаем работу. Закройте брошюру Конституции РФ. - Сейчас немного отдохнем. Встаньте. Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, то есть возьмитесь правой рукой за кончик носа, а левой рукой за мочку левого уха, и повторите упражнение. - Спасибо, присаживайтесь. | Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе. |
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности Задача: проверить полученные знания. | По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация. Методы контроля и самоконтроля. | - Проверим, какую информацию вы указали в интеллект-карте. - Назовите дату, когда был принят основной закон страны и кем. (принят Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) - Из скольких глав состоит закон? Прочитайте их. (Основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебная власть, местное самоуправление, конституционные поправки и пересмотр Конституции) Хорошо. - Обратимся к главе закона «Права и свободы человека и гражданина». Какие права, записанные в главе Конституции, вы указали? (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести, свобода мысли и слова и т.д.) - Какие обязанности определяет Конституция? (каждый обязан платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защита Отечества) - Теперь обратимся к главе «Президент Российской Федерации». Назовите информацию, которую вы указали. (Президент РФ – глава государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства) - На какой срок избирается глава государства? (6 лет) Кем? (гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) - Назовите имя действующего Президента РФ. (В.В. Путин) - Посмотрим на главу закона «Федеральное Собрание». Что это такое? (парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ) - Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? (из двух – Совета Федерации и Государственной Думы) - Какую информацию вы указали о Правительстве РФ? (осуществляет исполнительную власть, состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров) - Таким образом, мы рассмотрели основной закон страны – Конституцию России, права и обязанности человека, полномочия Президента РФ. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; познавательные УУД: структурирование информации. Обучающиеся демонстрируют умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения; наличие в ответе обоснованного, логически непротиворечивого объяснения. |
Рефлексия деятельности (итог урока) Задача: самооценка результатов деятельности. | По источнику получения знаний: словесные: беседа. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Прием «Незаконченные предложения». | - Наш урок подходит к концу, в течение урока какие трудности у вас возникли? Как их преодолеть? - Предлагаю вам заполнить небольшую анкету для того чтобы оценить результаты своей деятельности на уроке. 1. На уроке я работал | активно / пассивно | 2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен | 3. Урок мне показался | коротким /длинным | 4. За урок я | не устал /устал | 5. Мое настроение стало | лучше/хуже | 6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен /скучен | 7. Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным/ неинтересным | - Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны. - Урок закончен. До свидания! | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |