СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока окружающего мира на тему "Основной закон нашей страны - Конституция РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира на тему "Основной закон нашей страны - Конституция РФ" с использованием технологии составления  интеллект-карт.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока окружающего мира на тему "Основной закон нашей страны - Конституция РФ"»

Конструкт зачетного урока окружающего мира

студентки группы 46 «Б»

специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Говорухиной Марины Алексеевны

Дата: 18.05.2018 г.

ОУ: № 17

Класс: 4 «а»

ФИО учителя класса: Дьячкова Наталья Викторовна Подпись ______________

Тема: «Основной закон страны – Конституция России. Президент РФ – глава государства»

УМК: «Перспективная начальная школа»

Цель: формирование представления о содержании и значении Конституции Российской Федерации; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга; к основному закону государства – Конституции Российской Федерации; главе государства.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе. Обучающиеся демонстрируют умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения; наличие в ответе обоснованного, логически непротиворечивого объяснения.

Предметные: обучающиеся знают об основном законе страны – Конституции Российской Федерации; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать у обучающихся уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга; к основному закону государства – Конституции Российской Федерации; главе государства.

Развивающие: способствовать развитию личностных УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Способствовать развитию регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Способствовать развитию познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Способствовать развитию коммуникативных УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе. Развивать умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения; наличие в ответе обоснованного, логически непротиворечивого объяснения.

Образовательные: повторить основной закон страны – Конституцию Российской Федерации; права и обязанности человека; полномочия главы государства.

Принципы воспитания:

создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

воспитывать через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип целостности;

принцип минимакса;

принцип деятельности;

принцип психологической комфортности.

Методы воспитания:

методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование;

методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведения: художественное слово;

методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной деятельности: создание ситуации успеха.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний:

словесные: рассказ, объяснение, беседа;

наглядные: демонстрация;

практические: практическая работа;

  • по уровню включения в продуктивную деятельность:

частично-поисковый;

  • методы контроля и самоконтроля;

  • методы развития познавательного интереса:

стимулирование занимательным содержанием;

  • методы закрепления и повторения изученного материала:

повторение;

  • методы эмоционального стимулирования:

поощрение и порицание.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Дидактические средства:

демонстрационные: мультимедийная презентация;

индивидуальные: пенал, дневник;

раздаточные: брошюра Конституции РФ (6 шт.), план (6 шт.), листы А4 (6 шт.), листы на рефлексию (26 шт.).

Тип урока: урок систематизации и обобщения (обобщающий урок)

Структура урока:

  1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент) (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (6 мин)

  3. Комплексное применение и систематизация знаний (21 мин)

  4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности (6 мин)

  5. Информация о домашнем задании (1 мин)

  6. Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин)

Использованная литература:

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 год./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

        2. Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Методическое пособие / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 128 с.

        3. Окружающий мир [Текст]: 4 класс: Учебник: в 2 ч./О.Н.Федотова, Г.В. Трафимов, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – ч 2: 160 с.: цв. ил.

        4. Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе на тему «Конституция России» / студентки ГПОАУ АО АПК А.С. Марковой, 2015.


Эскиз доски



18 мая.

Классная работа.

Основной закон страны – Конституция России. Президент РФ – глава государства.




Ход урока


Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

  1. Самоопределение к деятельности (Орг. момент)

Задача: собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.

Обучающиеся сидят в группах по 4 человека.

- Добрый день, ребята!

- Садитесь, пожалуйста, на свои места.

- Давайте проверим вашу готовность к нашему уроку. У вас на партах должны быть: дневник, пенал, цветные ручки, фломастеры.

- Для того чтобы на протяжении всего урока у вас было отличное настроение улыбнитесь соседу по парте и пожелайте друг другу удачи.

- А я вам желаю плодотворной и хорошей работы на уроке.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определить проблему и поставить учебную задачу.

По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; наглядные: демонстрация.

Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

Методы осмысления детьми своего соц. опыта, мотивации деятельности и поведения: художественное слово.



- Для того чтобы вспомнить материал прошлого урока проведем небольшой опрос.

- Перечислите названия нашей страны от ее возникновения до настоящего времени. (Древняя Русь, Удельная Русь, Русское царство, Российская империя, Российская Республика, РСФСР, СССР, Российская Федерация)

- Назовите порядок расположения цветов российского флага. (белый, синий, красный) Что означают каждый цвет? (белый – чистота, правда, мир; синий – небо, вера, верность; красный – отвага, героизм)

- Опишите герб нашей страны. (герб РФ представляет собой красный щит, на котором распростер крылья золотой двуглавый орел под тремя коронами – двумя малыми и одной большой. Все три короны соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла мы видим изображение серебряного всадника в синем плаще на серебряном коне. Он поражает серебряным копьем черного дракона.

- Что символизируют короны, скипетр и держава? (символизируют сильную и единую государственную власть, всадник – готовность народа встать на защиту родины)

- Что такое гимн? (торжественная песня) Когда исполняется Гимн? (в особых, торжественных случаях; звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей органов государственной власти, во время встреч и проводов глав государств, во время спортивных состязаний и военных мероприятий; когда звучит гимн, все молча, встают)

- Молодцы. Я вижу, что вы освоили материал прошлого урока.

- Для того чтобы определить тему урока послушайте отрывок из сказки:

Слайд 1

Делать нечего: бояре,
Потужив о государе,
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.

Объявили царску волю —

Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.

- Узнали ли вы, что это за сказка? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

- А возможна ли такая ситуация в наши дни? Почему? (нет, не возможна, потому что так делали только в царские времена)

- А кто управляет страной в наши дни? (президент)

-А как вы думаете, имеет ли право президент по собственной воле назначить наказание? (нет, не имеет)

- Кто следит за исполнением законов и назначает наказания? (за исполнением законов следит суд, а назначает наказания - полиция)

- А знаете ли вы, каким основным законом руководствуются судьи, полиция в своих действиях? (Конституцией Российской Федерации)

Слайд 2

- Предположите тему сегодняшнего урока. Тема урока «Основные законы страны – Конституция России. Президент РФ – глава государства».

- Что мы должны узнать на уроке? Какую информацию?

Слайд 3

- Цель урока: обобщить знания об основном законе страны – Конституции России; правах и обязанностях человека; полномочиях главы государства.

- План урока выглядит, так:

- Приступим к достижению цели.

- Для того чтобы мы запомнили информацию по теме урока выполним упражнение «Кулак, ребро, ладонь». При команде «кулак» вы показываете ладонь, сжатую в кулак. «Ребро» - ладонь ребром с вытянутыми пальцами. «Ладонь» - просто показываете ладонь.

- Попробуем одной рукой. А теперь двумя. Я говорю команды, вы их внимательно слушаете и показываете. Повторение команд 8-10 раз.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Комплексное применение и систематизация знаний

Задача: решение проблемы и обсуждение её решения.

По источнику получения знаний: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: демонстрация.

Частично-поисковый метод.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

- Для того чтобы достичь цели урока вспомним, что есть в любом государстве? (власть, законы) Как вы понимаете, что такое законы? (это правила, которые должны соблюдать каждый гражданин страны)

- Зачем нужны законы в государстве? (для соблюдения порядка, охраны прав граждан)

- То есть без законов государство существовать не может. Законы защищают граждан, их права.

- В каком основном документе страны записаны законы? (Конституции РФ)

- Предположите, что означает слово «конституция»?

- Конституция – слово латинское и означает «устройство», «установление».

- Рассмотрим подробнее, как устроена Конституция РФ.

- Каждой группе я раздаю брошюры Конституции РФ и карточку с планом, по которому вы будете самостоятельно ее изучать.

- А фиксировать информацию вы будете в интеллект-карте. Вспомните правила составления карты. Все принадлежность у вас уже лежат на партах.

- Запишем ключевое слово интеллект-карты. Как вы думаете, какое? Что вы сейчас будете рассматривать? (Конституция РФ) Запишите. Записываю на доске.

- Посмотрим на план. Вам необходимо указать в карте: когда и кем принят закон; записать название глав; права и свободы гражданина; указать кратко информацию о Президенте РФ, Федеральном Собрание и Правительстве РФ.

1. Понятие «законы».

2. Понятие «конституция».

3. Когда и кем принят закон.

4. Содержание документа (главы).

5. Права и свободы гражданина.

6. Президент РФ.

7. Федеральное Собрание.

8. Правительство РФ.

- На рассмотрение и составление интеллект-карты у вас есть 10 минут. В группе должны работать все. Кому непонятно задание? Завершаем работу. Закройте брошюру Конституции РФ.

- Сейчас немного отдохнем. Встаньте. Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, то есть возьмитесь правой рукой за кончик носа, а левой рукой за мочку левого уха, и повторите упражнение.

- Спасибо, присаживайтесь.

Обучающиеся демонстрируют  познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; коммуникативные УУД:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе.

  1. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

Задача: проверить полученные знания.

По источнику получения знаний: словесные: беседа; наглядные: демонстрация.

Методы контроля и самоконтроля.


- Проверим, какую информацию вы указали в интеллект-карте.

- Назовите дату, когда был принят основной закон страны и кем. (принят Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)

- Из скольких глав состоит закон? Прочитайте их. (Основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебная власть, местное самоуправление, конституционные поправки и пересмотр Конституции) Хорошо.

- Обратимся к главе закона «Права и свободы человека и гражданина». Какие права, записанные в главе Конституции, вы указали? (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести, свобода мысли и слова и т.д.)

- Какие обязанности определяет Конституция? (каждый обязан платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, защита Отечества)

- Теперь обратимся к главе «Президент Российской Федерации». Назовите информацию, которую вы указали. (Президент РФ – глава государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства)

- На какой срок избирается глава государства? (6 лет) Кем? (гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании)

- Назовите имя действующего Президента РФ. (В.В. Путин)

- Посмотрим на главу закона «Федеральное Собрание». Что это такое? (парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ)

- Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? (из двух – Совета Федерации и Государственной Думы)

- Какую информацию вы указали о Правительстве РФ? (осуществляет исполнительную власть, состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров)

- Таким образом, мы рассмотрели основной закон страны – Конституцию России, права и обязанности человека, полномочия Президента РФ.

Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; познавательные УУД: структурирование информации.

Обучающиеся демонстрируют умение четко, ясно кратко формулировать свою точку зрения; наличие в ответе обоснованного, логически непротиворечивого объяснения.

  1. Информация о домашнем задании

Задача: дать информацию о домашнем задании обучающимся.

По источнику получения знаний: словесные: объяснение.

Методы формирования соц. опыта детей: педагогическое требование.

- Откроем свои дневники и запишем домашнее задание.

- Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу из двух заданий на отдельных листах. Раздаю листы с заданиями. Посмотрите внимательно на задания. Если есть вопросы задавайте их. Кому непонятно задание?

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задача: самооценка результатов деятельности.

По источнику получения знаний: словесные: беседа.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

Прием «Незаконченные предложения».

- Наш урок подходит к концу, в течение урока какие трудности у вас возникли? Как их преодолеть?

- Предлагаю вам заполнить небольшую анкету для того чтобы оценить результаты своей деятельности на уроке.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок мне показался

коротким /длинным

4. За урок я

не устал /устал

5. Мое настроение стало

лучше/хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен интересен /скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным интересным/ неинтересным

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны.

- Урок закончен. До свидания!

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!