Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся, определить проблему и поставить учебную задачу. | По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение. Методы закрепления и повторения изученного материала: повторение. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. | - Для того чтобы проверить, как вы усвоили тему прошлого урока, предлагаю вам решить кроссворд. Посмотрите на кроссворд. Задайте мне вопрос, если что-то не понятно. На решение кроссворда 6 минут. - Завершаем работу. Обменяйтесь кроссвордами с соседом по парте. Посмотрите на экран. Сверьте ответы одноклассника с эталоном. Критерии оценивания у вас написаны внизу листа, поставьте по ним отметки. - Поднимите руку те, у кого стоит отметка «5», у кого «4», у кого «3». Молодцы! Я вижу, что большинство усвоили тему прошлого урока. - Для того чтобы определить тему урока послушайте фрагмент аудиозаписи. Звучит запись песни «С чего начинается Родина». - Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (потому что, говорить сегодня мы будем о нашем родном крае) Да, совершенно верно. - Значит, какая тема урока? Тема урока «Родной край – часть большой страны». - Какую цель мы перед собой поставим? Цель урока: обобщить и расширить знания о родном крае – Свердловской области. - Приступим к достижению цели. | Обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Комплексное применение и систематизация знаний Задача: решение проблемы и обсуждение её решения. | По источнику получения знаний: словесные: рассказ, объяснение, беседа; наглядные: демонстрация. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. | - Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается Родина? - Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом - это не только жилой дом, это еще и село, в котором ты родился, край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. - Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине? - А что значит любить Родину? (любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь Родину. - А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете не учениками, а путешественниками, путешествовать мы будем по родному краю. - Путешествовать будем по группам, которые будут искать определенную информацию о нашей области. Каждой группе раздаю листы с заданием. 1 группа - рассмотреть физическую карту России; - определить в каком направлении от Москвы находится Свердловская область; - какие животные и птицы живут на территории Свердловской области. 2 группа - перечислить крупные города других областей, граничащих с Свердловской областью; - определить, в какой природной зоне расположена Свердловская область; - рассказать о климате. - В помощь группам на первых партах лежат различные карты России и Свердловской области, энциклопедии и учебники. Группы ищут информацию. - Заканчиваем работу. - Сейчас каждая группа представляет свою информацию. Первая группа представляет свой материал, вторая фиксирует все в интеллект-карте и наоборот. Первая группа представляет свою информацию, вторая заполняет интеллект-карту. Свердловская область находится в восточном направлении от Москвы в 1500 км. Животные: лось, северный олень, кабан, бурый медведь, волк, рысь, лисица, выдра, барсук и др. Птицы: ворона, дрозд, кукушка, ласточка, чибис, трясогузка, чиж, воробей, коршун, сойка и др. - Сейчас немного отдохнем. Встаньте. По родному городу Дружно мы шагаем. Справа от нас - зеленый луг. (Поворот) Слева находится лес. (Поворот) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (Махи руками) Солнце над березами светит нам. (Повороты головами) Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны) - Спасибо, присаживайтесь. - Прошу вторую группу представить свой материал. Вторая группа представляет свою информацию, первая заполняет интеллект-карту. Города: Пермь, Ханты-Мансийск, Тюмень, Челябинск, Копейск и др. Природная зона: тайга, зона широколиственных лесов. Климат: континентальный; средняя температура января от −16 до −20 °C , средняя температура июля от +19 до +20 °C; количество осадков — около 500 мм в год. - Спасибо за информативные выступления групп. - Сейчас мы соберем одну большую интеллект-карту. Прошу учеников из первой и второй групп выйти к доске и составить интеллект-карту. - Присаживайтесь. Поднимите руку те, кто согласен с картой. - Таким образом, мы с вами обобщили знания о нашем родном крае – Свердловской области. | Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в группе. Обучающиеся демонстрируют умение отделять факты от субъективного мнения; способность находить конструктивные пери решения, руководствуясь ценностями духовного порядка. |
Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности Задача: проверить полученные знания. | По источнику получения знаний: словесные: объяснение. Методы контроля и самоконтроля. | - Для того чтобы проверить как вы знаете информацию по теме урока, предлагаю выполнить задание, в котором вам необходимо вставить пропущенные слова/словосочетания, связанные с нашей областью. Посмотрите внимательно на задание. На выполнение 6 минут. Кому непонятно? - Заканчиваем работу. Полина и Женя соберут у вас листы с заданием. - Таким образом, мы вспомнили достопримечательности нашего города, его историю, государственные символы и краткую характеристику города. - Закончить урок хотелось бы словами писателя Юрия Яковлева «В большой стране у каждого человека есть свой маленький любимый уголок – город, деревня, улица, дом, де он родился и вырос. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит Великая Россия». | Обучающиеся демонстрируют познавательные УУД: структурирование информации. |
Рефлексия деятельности (итог урока) Задача: самооценка результатов деятельности. | По источнику получения знаний: словесные: беседа. Прием «Карта настроения». | - Наш урок подходит к концу, в течение урока какие трудности у вас возникли? Как их преодолеть? - Предлагаю вам написать на листочках свое мнение об уроке, которые мы положим в небольшую корзинку. - Я обязательно прочту ваши мнения и их учту. - Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны и активны. - Урок закончен. До свидания! | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД: самоопределение; действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |