СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Картины природы в произведении А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарование!» УМК «Школа России», 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по литературному чтению на тему: «Картины природы в произведении А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарование!» УМК «Школа России», 4 класс»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное учреждение Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «Картины природы в произведении А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарование!»

УМК «Школа России», 4 класс






Выполнили: Молоткова С, Зайкова В, Чувашева А.

Методист: Григорьева О.В.






Екатеринбург

2022

Тема: Картины природы в произведениях А.С.Пушкина

Перспективная цель: Развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина, расширять читательский кругозор, углубить представление о разнообразии природы.

Актуальная цель: Ознакомить учащихся с лирическим произведением Пушкина «Унылая пора Очей очарование!», создать условия для полноценного восприятия произведения.


Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся со стихотворением « Унылая пора! Очей очарование!».

Развивающая: развивать речь, умения выразительного чтения, развивать логическое мышление (анализ) в процессе работы со стихотворением.

Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, воспитывать эстетические чувства в процессе анализа произведения.


Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения.

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа).

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.


Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам.

Познавательные: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения. Анализировать текст: определять главную мысль. исследовать текст: находить средства художественной выразительности. использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей

Регулятивные: самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга. Определять цель выразительного исполнения и работы с текстом. Осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе

Совместная деятельность: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело


Личностные (соответствуют поставленным задачам):


(Гражданско – патриотическое воспитание) становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине.

(Духовно – нравственное воспитание ) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

(Эстетическое воспитание) приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально - эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

(Ценность научного познания) понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


Оборудование: компьютерная презентация, колонки, ватман, портрет поэта.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок

Принципы: 1. Доступность; 2. Единство теории и практики; 3. Систематичность и последовательность; 4. Прочность усвоения знаний; 5. Воспитание и развитие; 6. Наглядность.

Методы, приемы:

Словесные (объяснение, инструктаж, учебный диалог).

Наглядные (портрет поэта, компьютерная презентация).

Практические (раздаточный материал, учебные задания).

Литература: примерная рабочая программа по литературному чтению (2021г), материал учебника УМК «Школа России» 4 класс 1 часть, стр. 68-69.

Электронные ресурсы: https://youtu.be/Di3nj1ze83o -чтение стихотворения.

Конструкт урока

Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

Добрый день, класс. Начинается урок литературного чтения.

Садитесь.

Проверяет готовность к уроку.

Спинка к спинке, кулачок, учебник рядом и начнем урок.

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы поэты. И вот вы гуляете по осеннему парку, а вокруг листья: красные, оранжевые, желтые, кленовые, дубовые и разные - разные. Эта картина вам подарила вдохновение как поэтам написать стихотворение. Расскажите, о чем вы напишите.


Посмотрите, как много разных стихотворений у вас получится.

Поднимите руки те, кто хочет узнать об одном очень знаменитом стихотворении про осень.

Доброжелательный настрой на урок.




Проверяют готовность к уроку.






Фантазируют на тему того, о чем напишут в своем стихотворении об осени.




Поднимают руки.


Личностные:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске



  1. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение

Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала

Но перед началом нашего урока передайте, пожалуйста, листы с домашним заданием.

(предыдущий урок посвящен стихотворению «Туча» - д/з- к каждой строфе нужно было нарисовать свою иллюстрацию – всего их 3шт). Крепит все рисунки на доску.

-А сейчас один желающий выходит к доске и комментирует нарисованное цитатами из стихотворения.

Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ

Передают рисунки.







Один выходит, комментирует рисунок, подкрепляя цитатами из стихотворения.









Предметные:

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста

Метапредметные:

соблюдать правила речевого этикета; анализировать текст.

Личностные:

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.




  1. Актуализация знаний и целеполагание.


Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением



-Вспомните стихотворение «Туча», как вы думаете, в какое время года мы можем чаще всего наблюдать ту картину, которую описал автор.

-Что показывает в стихотворении автор?

-А теперь сравните свои рисунки с иллюстрациями на слайде. СЛАЙД 1

В их чем отличие?

Верно.

-Согласитесь, авторы в своих произведениях описывают разные времена года, разную погоду, передают разное настроение.

Сегодня вы продолжаем знакомство с творчеством А.С.Пушкина (крепит потрет писателя на доску)

На этот раз это произведение будет иным по настроению.

-Поставьте цель на урок.



-Верно!

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением


-Осенью.



-Пушкин показывает, что пора ненастья миновала.


-Это разные погодные условия.









-Познакомиться с произведением А.С.Пушкина про осень, проанализировать его.

Предметные: демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения.

Метапредметные:

соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге.

Личностные:

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине


  1. Открытие нового знания


Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста

Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие


Перед тем, как мы непосредственно перейдем к чтению стихотворения, выполним речевую разминку.

  1. Упражнения для дыхания:

Вдох-выдох

Вдох, а на выдохе произносим звуки [п], [с], [ш].

Выдох, а на выдохе произносим слоги «во», «ре», «ва».

Вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова.

  1. Упражнение для развития речевого аппарата:

Ло-ло-ло – на дворе _____(тепло).

Лу-лу-лу- стол стоит в _____(углу).

Ул-ул-ул- у нас сломался _____(стул).

Оль-оль-оль- мы купили ____(соль).

  1. Упражнение для интонации:

Лара и Воля играют на рояле. Произнесите радостно, с чувством огорчения, с чувством обиды.


Отлично.

Откроем учебник на странице 69.

Рассмотрим иллюстрации.

Какое время года изображено на них?

Скажите, а чем эти картины отличаются?


А похоже ли время суток на картинах?


Отлично. Стихотворение, с которым мы будем работать называется: «Унылая пора! Очей очарование!»

Как вы уже догадались, что стихотворение про осень. Подумайте над названием и скажите, почему очень он называет унылой порой?





с каким настроением он относится к осени?


Верно.


Послушаем выразительное чтение стихотворения, внимательно следим за текстом.

Как было прочитано стихотворение? С какими чувствами?



Отлично.

Теперь перед вами раздаточный материал. Ваша задача сделать интонационную разметку текста, слушая аудио чтение.

В разметке используем следующие знаки:

|-короткая пауза

||-длинная пауза

_____- слово, на которое падает логическое ударение.

Включает повторно аудиозапись.


Теперь, на первом ряду каждый ученик читает по строчке вслух, соблюдая свою интонационную разметку текста с чувством радости.

Второй ряд- с унынием и сожалением

Третий ряд – с восхищением.


Воспринимают произведение


Выполняют речевую разминку.






















На картинах изображена осень.

На первой уже пожелтели листья, а на другой осень только начинается.


(внимательные скажут:) на первой изображен день, а на второй вечер.





Потому что уходит лето, приходят холода, все растения, цветы, деревья теряют свои листья и лепестки – то есть увядают.


Осень для Пушкина – унылая пора, но, несмотря на это, она его очаровывает.





Трепетно, размеренно, неторопливо, с выражением.







Выполняют интонационную разметку текста.





Читают по рядам стихотворение.


Предметные:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.

Метапредметные:

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

Личностные:

приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально - эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы

  1. Динамическая пауза

Вспомним на физкультминутке еще одно произведение А.С.Пушкина и отдохнем.


Уж небо осенью дышало (глубокий вдох и выдох)

Уж реже солнышко блистало (руками тянемся вверх к солнышку)

Короче становился день (сели на корточки)

Лесов таинственная сень (покачиваясь с поднятыми вверх руками встают на ноги)

С печальным шумом обнажалась (покачиваясь, опускаются на корточки)

Ложился на поля туман (нагнуться с вытянутыми вперёд руками)

Гусей крикливых караван тянулся к югу (стоя на ногах, машут руками как птицы)

Приближалась довольно скучная пора (шаг на месте)

Стоял ноябрь уж у двора.(остановились).

Выполняют физкультминутку.

Метапредметные:

Осуществлять контроль процесса и результата деятельности

  1. Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного


(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Организация работы по выявлению первичного восприятия



Скажите, какие картины осени рисует Пушкин в своем стихотворении?


Работаем в парах. Перед вами чистый лист. Ваша задача выписать неизвестные слова на него и узнать благодаря словарю их значение.



Ребята, а всегда ли осень такая яркая и приятная, как в стихотворении? А какой она еще бывает?


Продолжайте работать в парах. Перед вами лист. В левой колонке написано описание осени из стихотворения, а ваша задача в правую колонку записать противоположное описание осени.

Ярко одетые леса -

Свежее дыхание ветра -

Небеса, покрытые мглой -

Редкий солнца луч -

Унылая пора -


Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения


Осень у автора рисуется приятной, очаровательной, пышной, яркой.


Проводят словарную работу.





Не всегда.

Холодной, пасмурной, дождливой…



Выполняют задание на раздаточном материале.








Предметные:

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.

Метапредметные:

Коммуникативные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам.

Совместная деятельность: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.


Личностные:

понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

  1. Закрепление и систематизация знаний (с учителем)

Задача:

Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения

Посмотрите на доску.

Перед вами цитаты из стихотворения. Но не везде они правильные. Ваша задача определить, где цитата взята из стихотворения и является верной, а где неверной, то есть она искажена. Где цитата неверная - вам придется ее исправить.

«Приятна мне твоя начальная краса» - (проверка: учитель переворачивает цитату и дети видят слово «ложь»)

«Люблю пышное садов цветение» - ложь

«В багрянец и в золото одетые леса»- истина

«И мглой волнительной покрыты небеса» - ложь

«И редкий солнца луч и последние морозы» - ложь

«И отдаленной белой зимы угрозы» - ложь


Самостоятельное чтение текста


Определяют верные/ложные цитаты, исправляют их.
















Предметные:

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения

Метапредметные:

соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам.

Личностные:

понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону


Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

Помните, в начале урока вы представляли себя поэтами. Теперь ваша задача объединиться в группы. Каждой команде я раздам по иллюстрации осени. Ваша задача – составить рассказ по картине, используя минимум 7 эпитетов.

Синтез.


Составляют групповой рассказ по картинам.






Предметные:

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.

Метапредметные:

ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело

Личностные:

становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине.

выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.

понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности.




  1. Рефлексия


Задачи: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексия чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

Эмоциональная рефлексия -

Перед вами три осенних листа

Кленовый – красный

Дубовый – оранжевый

Березовый – коричневый


Поднимите красный, если вам было комфортно работать, у вас осталось положительное впечатление.

Поднимите дубовый лист, если вам было частично некомфортно, или немного испортилось настроение.

Поднимите коричневый лис, если вам было совершенно некомфортно работать, ваше настроение испортилось.


Познавательная рефлексия - кубик.


Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.

Оценивают свою работу на уроке.

Предметные:

демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения

Метапредметные:

соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге

Личностные:

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа


В рабочей тетради выполните упражнение 1 на стр 21 и упр 4 на стр 22.

В первом задании вам нужно соотнести примеры художественной выразительности с их прмиерами, а в 4вспомнить все названия стихотворение Пушкина об осени.

Осмысление домашнего задания


Записывают домашнее задание, задают вопросы.

Предметные:

демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения

Метапредметные:

Осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе

Личностные:

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!