на тему: «Картины природы в произведении А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарование!»
Выполнили: Молоткова С, Зайкова В, Чувашева А.
Методист: Григорьева О.В.
Словесные (объяснение, инструктаж, учебный диалог).
Наглядные (портрет поэта, компьютерная презентация).
Практические (раздаточный материал, учебные задания).
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок Добрый день, класс. Начинается урок литературного чтения. Садитесь. Проверяет готовность к уроку. Спинка к спинке, кулачок, учебник рядом и начнем урок. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы поэты. И вот вы гуляете по осеннему парку, а вокруг листья: красные, оранжевые, желтые, кленовые, дубовые и разные - разные. Эта картина вам подарила вдохновение как поэтам написать стихотворение. Расскажите, о чем вы напишите. Посмотрите, как много разных стихотворений у вас получится. Поднимите руки те, кто хочет узнать об одном очень знаменитом стихотворении про осень. | Доброжелательный настрой на урок. Проверяют готовность к уроку. Фантазируют на тему того, о чем напишут в своем стихотворении об осени. Поднимают руки. | Личностные: выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске |
Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала Но перед началом нашего урока передайте, пожалуйста, листы с домашним заданием. (предыдущий урок посвящен стихотворению «Туча» - д/з- к каждой строфе нужно было нарисовать свою иллюстрацию – всего их 3шт). Крепит все рисунки на доску. -А сейчас один желающий выходит к доске и комментирует нарисованное цитатами из стихотворения. | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ Передают рисунки. Один выходит, комментирует рисунок, подкрепляя цитатами из стихотворения. | Предметные: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста Метапредметные: соблюдать правила речевого этикета; анализировать текст. Личностные: выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. |
Актуализация знаний и целеполагание. Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением -Вспомните стихотворение «Туча», как вы думаете, в какое время года мы можем чаще всего наблюдать ту картину, которую описал автор. -Что показывает в стихотворении автор? -А теперь сравните свои рисунки с иллюстрациями на слайде. СЛАЙД 1 В их чем отличие? Верно. -Согласитесь, авторы в своих произведениях описывают разные времена года, разную погоду, передают разное настроение. Сегодня вы продолжаем знакомство с творчеством А.С.Пушкина (крепит потрет писателя на доску) На этот раз это произведение будет иным по настроению. -Поставьте цель на урок. -Верно! | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением -Осенью. -Пушкин показывает, что пора ненастья миновала. -Это разные погодные условия. -Познакомиться с произведением А.С.Пушкина про осень, проанализировать его. | Предметные: демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения. Метапредметные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге. Личностные: Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине |
Открытие нового знания Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие Перед тем, как мы непосредственно перейдем к чтению стихотворения, выполним речевую разминку. Упражнения для дыхания: Вдох-выдох Вдох, а на выдохе произносим звуки [п], [с], [ш]. Выдох, а на выдохе произносим слоги «во», «ре», «ва». Вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова. Упражнение для развития речевого аппарата: Ло-ло-ло – на дворе _____(тепло). Лу-лу-лу- стол стоит в _____(углу). Ул-ул-ул- у нас сломался _____(стул). Оль-оль-оль- мы купили ____(соль). Упражнение для интонации: Лара и Воля играют на рояле. Произнесите радостно, с чувством огорчения, с чувством обиды. Отлично. Откроем учебник на странице 69. Рассмотрим иллюстрации. Какое время года изображено на них? Скажите, а чем эти картины отличаются? А похоже ли время суток на картинах? Отлично. Стихотворение, с которым мы будем работать называется: «Унылая пора! Очей очарование!» Как вы уже догадались, что стихотворение про осень. Подумайте над названием и скажите, почему очень он называет унылой порой? с каким настроением он относится к осени? Верно. Послушаем выразительное чтение стихотворения, внимательно следим за текстом. Как было прочитано стихотворение? С какими чувствами? Отлично. Теперь перед вами раздаточный материал. Ваша задача сделать интонационную разметку текста, слушая аудио чтение. В разметке используем следующие знаки: |-короткая пауза ||-длинная пауза _____- слово, на которое падает логическое ударение. Включает повторно аудиозапись. Теперь, на первом ряду каждый ученик читает по строчке вслух, соблюдая свою интонационную разметку текста с чувством радости. Второй ряд- с унынием и сожалением Третий ряд – с восхищением. | Воспринимают произведение Выполняют речевую разминку. На картинах изображена осень. На первой уже пожелтели листья, а на другой осень только начинается. (внимательные скажут:) на первой изображен день, а на второй вечер. Потому что уходит лето, приходят холода, все растения, цветы, деревья теряют свои листья и лепестки – то есть увядают. Осень для Пушкина – унылая пора, но, несмотря на это, она его очаровывает. Трепетно, размеренно, неторопливо, с выражением. Выполняют интонационную разметку текста. Читают по рядам стихотворение. | Предметные: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения. владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Метапредметные: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения. Личностные: приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально - эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы |
Динамическая пауза | Вспомним на физкультминутке еще одно произведение А.С.Пушкина и отдохнем. Уж небо осенью дышало (глубокий вдох и выдох) Уж реже солнышко блистало (руками тянемся вверх к солнышку) Короче становился день (сели на корточки) Лесов таинственная сень (покачиваясь с поднятыми вверх руками встают на ноги) С печальным шумом обнажалась (покачиваясь, опускаются на корточки) Ложился на поля туман (нагнуться с вытянутыми вперёд руками) Гусей крикливых караван тянулся к югу (стоя на ногах, машут руками как птицы) Приближалась довольно скучная пора (шаг на месте) Стоял ноябрь уж у двора.(остановились). | Выполняют физкультминутку. | Метапредметные: Осуществлять контроль процесса и результата деятельности |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. (Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного (Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Организация работы по выявлению первичного восприятия Скажите, какие картины осени рисует Пушкин в своем стихотворении? Работаем в парах. Перед вами чистый лист. Ваша задача выписать неизвестные слова на него и узнать благодаря словарю их значение. Ребята, а всегда ли осень такая яркая и приятная, как в стихотворении? А какой она еще бывает? Продолжайте работать в парах. Перед вами лист. В левой колонке написано описание осени из стихотворения, а ваша задача в правую колонку записать противоположное описание осени. Ярко одетые леса - Свежее дыхание ветра - Небеса, покрытые мглой - Редкий солнца луч - Унылая пора - | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения Осень у автора рисуется приятной, очаровательной, пышной, яркой. Проводят словарную работу. Не всегда. Холодной, пасмурной, дождливой… Выполняют задание на раздаточном материале. | Предметные: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря. участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Метапредметные: Коммуникативные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам. Совместная деятельность: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело. Личностные: понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения Посмотрите на доску. Перед вами цитаты из стихотворения. Но не везде они правильные. Ваша задача определить, где цитата взята из стихотворения и является верной, а где неверной, то есть она искажена. Где цитата неверная - вам придется ее исправить. «Приятна мне твоя начальная краса» - (проверка: учитель переворачивает цитату и дети видят слово «ложь») «Люблю пышное садов цветение» - ложь «В багрянец и в золото одетые леса»- истина «И мглой волнительной покрыты небеса» - ложь «И редкий солнца луч и последние морозы» - ложь «И отдаленной белой зимы угрозы» - ложь | Самостоятельное чтение текста Определяют верные/ложные цитаты, исправляют их. | Предметные: владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения Метапредметные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам. Личностные: понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме Помните, в начале урока вы представляли себя поэтами. Теперь ваша задача объединиться в группы. Каждой команде я раздам по иллюстрации осени. Ваша задача – составить рассказ по картине, используя минимум 7 эпитетов. | Синтез. Составляют групповой рассказ по картинам. | Предметные: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Метапредметные: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело Личностные: становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине. выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске. понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора. Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности. |
Рефлексия Задачи: рефлексия учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексия чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся Эмоциональная рефлексия - Перед вами три осенних листа Кленовый – красный Дубовый – оранжевый Березовый – коричневый Поднимите красный, если вам было комфортно работать, у вас осталось положительное впечатление. Поднимите дубовый лист, если вам было частично некомфортно, или немного испортилось настроение. Поднимите коричневый лис, если вам было совершенно некомфортно работать, ваше настроение испортилось. Познавательная рефлексия - кубик. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Оценивают свою работу на уроке. | Предметные: демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения Метапредметные: соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге Личностные: Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей |
Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | Проведение инструктажа В рабочей тетради выполните упражнение 1 на стр 21 и упр 4 на стр 22. В первом задании вам нужно соотнести примеры художественной выразительности с их прмиерами, а в 4вспомнить все названия стихотворение Пушкина об осени. | Осмысление домашнего задания Записывают домашнее задание, задают вопросы. | Предметные: демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения Метапредметные: Осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе Личностные: Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности. |