Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку! На парте должен лежать учебник. Поднимете его. – Теперь поднимите рабочую тетрадь. – Поднимите свой пенал. – Возьмите в руки дидактический материал. – Молодцы! Всё проверили. - Давайте вспомним какие способы сравнения величин мы с вами знаем? -Верно. Знания этого материала вам сегодня пригодятся! | *Здороваются *Проверяют - Мы знаем такие способы сравнения величин как наложение, приложение и на глаз | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз». Личностные: Положительный настрой на учебную деятельность Метапредметные: Регулятивные: проверять готовность к уроку, организованность, аккуратность Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | -Ребята. Предлагаю начать наш урок с работы с подготовленными карточками. Посмотрите внимательно. Что изображено на этих карточках? -Хорошо. Давайте посмотрим, какой предмет у нас будет длиннее всех? -А какой предмет будет самым коротким? -Что вы можете сказать о ручке? -Верно. Ребята, мы сейчас с вами обращаем внимание на то, какой предмет: длиннее/короче, то о какой величине идет речь? - Какой способ сравнения мы сейчас использовали? -Верно, в данном случае мы не можем ни наложением, ни приложением сравнить предметы. Можем только на глаз. -Хорошо, теперь давайте достанем из своих пеналов ручку и карандаш. Положите их рядом. Что мы можем сказать о них? -Да, действительно, у вас у всех получились разные результаты, но давайте скажем, какой способ сравнения мы сейчас использовали? -Опять же, какой величиной мы пользовались? -А почему именно длинной? -Теперь давайте возьмем две большие одинаковые полосочки. Их нам нужно сложить. Как мы будем сравнивать? Какой это способ сравнения? -Да, мы с вами наложили две полосочка друг на друга таким образом, чтоб все уголки совпадали. Что мы можем сказать о длине полосочек? -Верно. А как вы думаете, как нам узнать длину полоски? Что нам нужно сделать? -Да. Итак, давайте возьмем желтую мерку и постепенно/ последовательно накладываем на полосочку. -Сколько раз у вас получилось наложить желтую полосочку? -Давайте теперь возьмем синюю полосочку и проделаем те же самые действия. Наложите последовательно синюю мерку на красную. -Сколько раз у вас получилось наложить красную полосочку? -Верно. Как вы думаете, почему у нас получились разные результаты? -Сначала у нас была мерка больше, какая величина получилась, больше или меньше? -Далее у нас мерка была меньше, какая величина получилась? -Какой вывод мы можем с вами сделать? -Молодцы! А чтобы нам точно измерить величину, что нужно сделать? -А как называется эта мерка? -У нас возникло затруднение. Что нужно сделать? -Где у нас возникло затруднение? -Почему оно возникло? -Используя слова я не смог/не смогла раскройте ситуацию затруднения в индивидуальной деятельности. -Что нам поможет выйти из ситуации затруднения? | -На этих карточках изображена ручка, карандаш и кисточка -Длиннее всех у нас будет кисточка. -Самым коротким будет карандаш. -Что ручка длиннее карандаша и короче кисточки -Речь идет о длине -Мы использовали способ на глаз -Ручка длиннее карандаша/ карандаш длиннее ручки -Мы использовали приложение -Длинной -Потому что когда мы говорим, что короче этот предмет или длиннее, то это как раз и называется – длина. -Наложение -Они одинаковые -Нам нужно выбрать мерку *накладывают -Желтую полосочку получилось наложить 2 раза *накладывают -Красную полосочку получилось наложить 5 раз. -Разные результаты, так как разные мерки. -Меньше -Больше -Чем больше мерка, тем меньше величина, а чем меньше мерка, тем больше величина. -Нужно выбрать единую мерку. *затрудняются ответить -Остановиться и подумать -Затруднение возникло в названии/выборе мерки -Потому что мы не знаем какую мерку нужно выбрать и ее название -Я не смог этого сделать, потому что мы не проходили/ я не смогла этого сделать, потому что не понимаю как -Нам поможет учебник, знания учителя, знания одноклассников | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз». Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявляют познавательный интерес, активность, инициативность в ходе учебной деятельности и аккуратность в процессе выполнения практических заданий |
3. Действие целеполагание | -Ребята давайте откроем учебник на странице шесть и шесть, шестьдесят шесть. Поставьте пальчик на тему и прочитаем ее жужжащим чтением. -То есть как у нас с вами будет называться мерка? -Теперь, нашли треугольник и снова ставим пальчик. Читаем в пол голоса. -Итак, чем мы сегодня будем заниматься? -Ребята, давайте посмотрим на доску и определим какая последовательность наших личностных целей должна быть сегодня ан урок. | -Сантиметр -Мерка будет называться сантиметр -Будем учиться измерять отрезки в сантиметрах (при числах: 1 см, 5 см) и чертить отрезки заданной длины. -Мы будем измерять отрезки в см, чертить отрезки заданной длины. -Первая цель: я узнаю, что такое сантиметр Вторая цель: я узнаю сколько клеток занимает сантиметр Третья цель: я узнаю, как на письме обозначать сантиметр Четвертая цель: я узнаю, ка измерять отрезки в сантиметрах Пятая цель: я научусь чертить отрезки по заданной длине Шестое: я узнаю, что линейка является основным инструментом измерения длины. | Метапредметные: Регулятивные: по цели формулировать название темы урока, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность.; Коммуникативные: воспринимают и формулируют суждения |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения Задача: решение ситуации затруднения | -Итак ребята, как вы думаете, что такое сантиметр? -Поставим пальчик на клеточки, найдем 1 сантиметр. Давайте посчитаем сколько клеточек составляет 1 сантиметр. - Давайте посмотрим, как обозначается сантиметр. Посмотрите на карточки. Что мы видим? -Что обозначают эти буквы, как вы думаете? Кто догадался? -Верно. СМ – это сокращенно в математике сантиметр. -Итак смотрим, у нас 1 см занимает две клеточки. Как мы будем записывать 1 сантиметр?! Смотрим внимательно на доску. Цифру 1 мы пишем в одной клеточке, то ость от серединки к уголку, от уголка к серединке. И теперь прописываем буквы с и м. Букву с – пишем в одной клеточке, букву м в другой клеточке. Итак, давайте откроем тетради и запишем обозначение одного сантиметра. -Ребята, а сколько еще сантиметров может быть отрезок? -Да, давайте запишем 2 сантиметра, то есть 2 мы пишем в одной клеточке, буковку с пишем в одной, м пишем в другой. -Итак, а какая у нас еще может быть длина отрезка в сантиметрах? -Хорошо. Давайте запишем 3 сантиметра сами у себя в тетрадочках без моей помощи. -А теперь поменяйтесь с соседом тетрадками и проверьте, правильно ли ваш сосед записал обозначение трех сантиметров -Если у вас неправильно, запишите ниже правильный вариант. Должно получиться: 3 см (записываю на доске) -Итак, давайте обобщим немного. Как мы с вами обозначаем сантиметр? -Верно, молодцы! Давайте теперь возьмем модель сантиметра, которая лежит у вас на столах. Теперь нам этой моделькой нужно измерить зеленую полосочку (10 см). Постепенно накладывая, мы измеряем полосочку. (Давайте ускоримся) -Какова величина полосочки? -Ребята, а вам удобно было измерять? -У нас с вами есть инструмент, который называется линейка. Она нам с вами поможет при измерении полоски, но для того, чтобы убедиться, насколько она нам поможет давайте посмотрим, чему равно расстояние от начала линеечки, до первого деления. Давайте возьмем и наложим наш сантиметр, чтобы узнать. Чему равно? -Теперь давайте посмотрим от одного деления до второго деления. Сколько получилось? -Теперь давайте посмотрим от двух до трех -Ребята, а может от 3 до 4 у нас будет другая величина? -А от четырех до пяти? -Тогда нам необязательно пользоваться сантиметром, так как удобнее и легче использовать линейку. -Давайте проговорим правила пользования линейкой используя нашу зеленую полосочку (10 см). Как мы будем прикладывать линейку? -Давайте найдем конечный результат? Где конец полоски? На каком числе? -Молодцы | -Сантиметр – это единица измерения длины -1 сантиметр составляет 2 клеточки -Мы видим цифру 1 и буквы С и М -Эти буквы обозначают сантиметр *записывают -Два сантиметра *записывают *предлагают варианты *записывают *Проверяют -Мы обозначаем числом и двумя буквами «с» и «м» *измеряют -Величина полоски – 10 см -Нет, потому что все время надо передвигать - Один сантиметр -Получился опять один сантиметр -Тоже один сантиметр -Нет, тоже один сантиметр -Снова один сантиметр -Мы берем линейку, прикладываем полосочку таким образом, чтобы начало линейки совпадало с началом полосочки. - Конец полоски на цифре 10, значит длина полоски равна десяти сантиметрам | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз», знать единицу длины сантиметр, уметь чертить и измерять отрезок линейкой. Метапредметные: Познавательные: делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Физминутка | -А теперь давайте встанем и подвигаемся немного Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою три кивка. На 4 – ноги шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик сесть опять. | *Повторяют за учителем | |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача: тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи | -Итак, давайте сейчас возьмем линеечку и с ее помощью определим, сколько сантиметров каждый отрезок в перовм задании, там где клеточки. Смотри на самый верхний отрезок. Как будем измерять? -На какой цифре? -Значит какая длина? Как запишем? -Как обозначим на письме 4 сантиметра? -Верно. Смотрим на следующий отрезок. Как будем измерять? -Отрезок заканчивается на цифре 3, значит что мы можем сказать? -Как мы обозначим три сантиметра? -Хорошо. Идем дальше. Давайте измерим третий отрезок. Как будем измерять -Как мы обозначим два сантиметра? -Молодцы. Посмотрите на последний отрезок. Что мы можем о нем сказать? Какой он? -Как мы это поняли? Каким способом воспользовались в данном случае? -Значит чему у нас будет равняться этот отрезок? -Как мы обозначим три сантиметра? -Верно. Давайте с вами перейдем к следующему заданию. Мы с вами видим отрезок. Давайте в нем посчитаем количество сантиметров. Как нам это сделать? -Итак, давайте посчитаем, сколько получится? -Значит какая длина будет у этого отрезка? -Смотрим ниже на отрезок. Как здесь будем определять длину? -Верно, давайте приложим линейку и посмотрим какая длина будет у отрезка -Как вы это поняли? -Давайте посмотрим на отрезок ниже, на линейку и отрезок. Давайте посмотрим, сколько сантиметров у нас будет отрезок? -Как определили? -Давайте посмотрим на длину карандаша. Что о нем мы можем сказать? Как опредедлить длину? -Как вы это определили? | -Приложим начало линейки к началу отрезка. Далее смотрим где заканчивается отрезок, на какой цифре. -Отрезок заканчивается на 4 -Длина 4 сантиметра -Цифру 4 пишем в одной клеточке, букву «с» в первой, «м» во второй -Будем измерять также, прикладываем начало линейки к началу отрезка и смотрим на какой цифре заканчивается отрезок. -Мы можем сказать, что длина второго отрезка равна трем сантиметрам - Цифру 3 пишем в одной клеточке, букву «с» в первой, «м» во второй -Также, как и предыдущие. Прикладываем начало линейки к началу отрезка и смотрим на какой цифре заканчивается отрезок. На цифре 2, значит длина отрезка будет равняться двум сантиметрам - Цифру 2 пишем в одной клеточке, букву «с» в первой, «м» во второй -Мы можем сказать, что этот отрезок точно такой же, как и второй -На глаз -Этот отрезок будет равняться 3 сантиметрам. - Цифру 3 пишем в одной клеточке, букву «с» в первой, «м» во второй -Сложить все деления по одному сантиметру (все отрезочки по 1 см) -Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Получилось семь раз по одному сантиметру -У этого отрезка длина равна 7-и сантиметрам -Можно определить с помощью линейки. -У отрезка длина равна пяти сантиметрам. -Приложили линейку к началу отрезка, посмотрели на какой цифре останавливается отрезок. На цифре 5, значит длина равна пяти -Отрезок будет равен 8 сантиметрам -Мы увидели, что начало линейки и начало отрезка совпадают, потом мы посмотрели на какой цифре заканчивается отрезок. На цифре 8. Значит, что длина отрезка равна 8 -Определить длину можно также, как и в предыдущем задании. Длина карандаша будет равна 9. -Мы сначала посмотрели на начало карандаша и начало отрезка – они совпадают. Потом нашли на какой цифре заканчивается карандаш – девять. Значит длина отрезка равна девяти | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз», знать единицу длины сантиметр, уметь чертить и измерять отрезок линейкой. Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Задача: закрепление новых знаний и умений | -Итак, давайте откроем рабочую тетрадь и немного поработаем там. Откройте страницу 24. Прочитайте первое задание и ответьте на вопрос, что нам нужно сделать? -Верно. Работаем с этим заданием самостоятельно. -Итак, проверим себя по эталону, так ли у вас получилось. -Итак, кто объяснит, почему вы выбрали именно эти два кружочка? -Верно. Выполняем следующее задание. Что нам нужно сделать? -Как мы с вами обозначаем длину? -Верно. Выполните это задание также самостоятельно и далее мы проверим по эталону. -Итак, проверяем, что должно получиться -На что вы ориентировались, выполняя это задание? -Хорошо, молодцы! | -Нам нужно закрасить кружки с номерами отрезков, которыми можно обозначить красный и зеленый карандаши *закрашивают -Мы выбрали именно эти кружочки, потому что мы можем увидеть, что красный карандаш и зеленый карандаш равны. Ручка, больше карандашей, но меньше кисточки. Значит отрезки для карандашей будут самыми маленькими из всех и одинаковыми -Нам нужно записать длину каждого отрезка -Мы записываем в первой клеточке цифру, далее буквы «С» и «М» в каждой клеточке *записывают -На цифру, возле которой заканчивается отрезок и на одинаковое начало отрезка и линейки | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз», знать единицу длины сантиметр, уметь чертить и измерять отрезок линейкой. Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
7. Включение понятия в систему понятий | - Ребята, что нарисовано на полях учебника? - Верно. Вам необходимо будет найти длину отвёртки и записать ответ в тетрадку, точно так же измерить длину шурупа. - Как мы будем измерять длину? - Верно, начинаем считать. - Я вижу, что все готовы. -Давайте проверим, что у вас получилось -Сколько сантиметров отвертка? -Сколько сантиметров болтик? -На сколько отвертка больше болтика? -Верно, молодцы! | - Отвёртка и шуруп - Мы будем прикладывать начало линейки к началу измеряемого предмета и посмотрим на результат. Запишем в тетрадь. -Отвертка 6 см -Болтик 3 см -Отвертка больше болтика на 3 см | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз», знать единицу длины сантиметр, уметь чертить и измерять отрезок линейкой. Метапредметные: Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
8. Итог урока (рефлексия учебной деятельности) Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме | -Ребята, какая у нас тема была на уроке? -Чему мы с вами сегодня учились? -Как вы поняли, что такое сантиметр? -С помощью чего мы сегодня сравнивали длины отрезков? -Для чего нам нужна линейка? -Я сейчас выдам вам кружочки, а вы оцените себя на уроке. Если вы все поняли сегодня и у вас нет вопросов, то поднимите зеленое яблочко. Если что-то плохо поняли, и у вас остались вопросы, то поднимите желтое яблочко, а если вообще ничего не поняли и совсем нечего непонятно, то красное | -Сантиметр -Мы учились измерять отрезки в сантиметрах (и чертить отрезки заданной длинны) -Это единая мерка, которая равна двум клеточкам -С помощью линейки -Для того, чтобы мы могли быстрее измерять длину, так как сантиметр нам неудобен | Предметные: знать способы сравнения предметов: наложением, приложением и «на глаз», знать единицу длины сантиметр, уметь чертить и измерять отрезок линейкой. Метапредметные: Познавательные: Умеют делать выводы Регулятивные по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока Коммуникативные включаться в диалог, в коллективное обсуждение; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
9. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания | | | |