1.Мотивация к учебной деятельности | Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы обучения музыке: словесный: беседа, | -Здравствуйте ребята, меня зовут Ксения Александровна. Сегодня урок музыки проведу у вас я. -Проверьте, чтобы у вас на партах должен лежать только пенал -Присаживайтесь! Не забывайте о правильной посадке! Покажите, как сидят настоящие ученики. Спинка ровная, ноги стоят на полу, руки лежат на парте -Вижу, что все готовы! -Для того, чтобы настроиться на урок я предлагаю вам простучать ритмы. Я буду простукивать ритм кулачком по столу, а вы сначала внимательно слушаете, а после простукиваете этот же ритм сами у себя на парте. -Попробуем! (выполняем 5 простукиваний) -Вы большие молодцы, справились со всеми заданными ритмами. -Мы готовы работать на уроке продуктивно и активно! | -приветствую педагога -проверка готовности -проверка посадки -выполняют | Ф | -------- | Само, учитель | Личностные: демонстрируют развитие этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД демонстрируют коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»). |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. | актуализировать знания детей о прошлой теме урока | По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: беседа Методы музыкального воспитания: связи музыки с жизнью, Методы обучения музыке: словесный: беседа | -Кто помнит, какая тема была у нас на прошлом уроке? -Умничка! -Тема урока у вас была «Интонация» -Умнички! Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что же такое интонация. У вас на парте лежат карточки. Ваша задача вставить слова из справок на место пропусков. -…, что мы сейчас будем делать? -Молодец! Приступайте к работе. Кто будет готов ставит ручку на локоток. -Обменяйтесь работами с соседом по парте. У меня на доске есть правильные ответы на это задание. Если пропуск вставлен верно, то вы ставите «+», а если нет – «-» -Верните работы своим соседям. Поднимите руку, у кого нет ошибок, поднимите руку у кого 1 ошибка, поднимите руку, у кого 2 и более ошибок? -Те, у кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Сейчас мы с вами снова вспомним определение и больше у вас не будет ошибок в этом определении -Прочитайте еще раз про себя определение. -Заканчиваем! Передайте карточки с задних парт на первые! -Сейчас предлагаю вспомнить чему мы научились с помощью схемы. На доске есть начало схемы «Виды интонации». И есть три стрелочки, там мы с вами вставим виды интонации. Какие виды интонации вы помните? -Верно! Есть интонация восклицательная, вопросительная и повествовательная. -…, выходи к доске и вставь виды интонаций в нашу схему. -Спасибо! Я вижу, что вы хорошо усвоили материал с прошлого урока. А все ли виды интонации вы изучили на прошлом уроке? -Действительно не все. Сегодня я предлагаю вам продолжить их изучение. А чтобы узнать какие виды интонации нам осталось изучить я предлагаю вам прочитать их название, только они оказались перевернуты. Ваша задача прочитать их и назвать их. -Кто готов поднимите руку! -Какой вид интонации первый? -Верно! Выразительная интонация, а какой вид интонации второй? -Молодцы! Изобразительная. -Тема нашего урока: «Выразительная и изобразительная интонация в музыке» -А какую цель мы можем поставить на урок? -Спасибо за ваши предположения! Целью урока станет «Узнать о выразительной и изобразительной интонации в музыке» -Теперь, когда у нас есть тема и цель на урок мы можем приступать к изучению нашей темы! | -интонация -вставлять на место пропусков слова из справок -проверка выполнения -восклицательная, вопросительная, повествовательная -выполняют -нет -выразительная -изобразительная -узнать о выразительной и изобразительной интонации | Ф, И | мультимедийная презентация на тему «Интонация в музыке», аншлаг с темой, аншлаг с целью, схема «Виды интонации», карточка «Интонация» | Само учитель | Личностные: демонстрируют развитие этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); демонстрируют познавательные УУД (умеют устанавливать причинно-следственные связи, демонстрируют первичные умения анализа музыкальных сочинений, усваивать элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов); демонстрируют коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять виды интонации в речи и в музыке, знают виды музыкальной интонации. |
Решение проблемы | выявить пути решения проблемы. | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: беседа Методы обучения музыке: словесный: беседа, рассказ; наглядно – слуховой: звучание музыкальных произведений, наглядно – зрительный: презентация, иллюстрации. | -Как вы думаете какая интонация называется выразительной? -Интересные предположения! Выразительная интонация выражает настроение, показывает нам, какое настроение передает слушателям музыка. -Какое настроение может передавать музыка? -Молодцы! Музыка может передавать веселое, грустное, спокойное, задорное настроение -А что такое изобразительная интонация? -Спасибо за ваши ответы! Изобразительная интонация – это интонация, которая изображает разные звуки, шумы. -Какие еще вы можете назвать? -Молодцы! Это может быть шум моря, пение птиц и даже голос человека Значит, в музыке интонация может выражать эмоции и настроение человека, а также - может изображать какие-то события или какой - нибудь образ, персонаж. - В музыке интонация - это главное выразительное средство. Поэтому в музыке интонация может быть выразительной (выражает чувства, настроение человека) и изобразительной (изображает звуки, шумы, голоса птиц, человека -Вижу, что вы немного устали и предлагаю вам отдохнуть. Поднимайтесь со своих мест. Я буду проговаривать стихотворение и показывать движения, а вы повторяйте за мной А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело! -Теперь тихо присаживается 1 ряд, затем еще тише 2 ряд, а теперь очень-очень тихо 3 ряд. Помните о правильной посадке. Я смотрю как сидят настоящие ученики -Я предлагаю вам потренироваться в определении выразительной и изобразительных интонаций в музыке. Для этого мы используем композицию Эдварда Грига «Утро». -А вы уже слушали какие-нибудь композиции этого композитора? Если да, то какие? -А знаете ли вы что-то о самом композиторе? Сейчас я вам расскажу о нем и его творчестве. Эдвард Григ – известный композитор и дирижер. Биография Грига очень интересна тем, что он является автором музыки 600 песен и романсов, одного полноценного концерта и более чем 20 музыкальных пьес. Музыкант активно работал и выпустил множество различных музыкальных произведений, в том числе и на сюжеты сказок Ганса Христиана Андерсена. Эдвард Григ получил народное признание среди слушателей. -Сейчас мы с вами прослушаем эту композицию. Можете лечь на парту и закрыть глазки. При прослушивании представляйте картины раннего утра, так как Эдвар Григ называл музыку «Утро», а после мы с вами поделимся своими впечатлениями. Мы постараемся узнать, какое настроение передано в музыке, что музыка выразила и что же музыка изобразила? -Начнем ваши ответы с определения настроения в музыке. Какое вы почувствовали настроении в музыке? (спокойное, радостное….) Значит выразительная интонация передала спокойное настроение в музыке. -Теперь поделитесь своими впечатлениями о изобразительной интонации, что музыка изобразила, как начинается утро в природе? -Какие картины вы представили? -Какие интересные картины вам представились. Мне представлялось утро, восход солнышка, как просыпаются птички и звери в лесу. | -веселое, грустное …. -та, что передается от предметов -предположения -выполняют -ответы -ответы -слушают -ответы -ответы -ответы детей | Ф, И | мультимедийная презентация на тему «Интонация в музыке», аншлаг с темой, аншлаг с целью | Само, учитель | Личностные: демонстрируют развитие этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); демонстрируют познавательные УУД (умеют устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать речевые и музыкальные интонации; делать выводы; демонстрируют первичные умения анализа музыкальных сочинений, усваивать элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов); демонстрируют коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять виды интонации в речи и в музыке, знают виды музыкальной интонации. |
Первичное закрепление | закрепить полученные знания | По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение. По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные, объяснительное-иллюстративные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности: беседа Методы музыкального воспитания: связи музыки с жизнью, метод двигательного моделирования, ритмопластика Методы обучения музыке: словесный: беседа, рассказ; наглядно – слуховой: звучание музыкальных произведений, наглядно – зрительный: презентация, иллюстрации. | -Кто нам напомнит, какая тема нашего урока? -Верно! «Выразительная и изобразительная интонация в музыке» -Сейчас я предлагаю вам послушать композицию еще раз. Сейчас я включу вам эту композицию, а вы внимательно слушайте и смотрите сопровождение музыки видеороликом. Ваша задача услышать, какие выразительные и изобразительные интонации там используются. -Настроимся на слушание музыки. Садитесь как вам удобно, я включу сейчас эту композицию *ПРОСЛУШИВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ* -Теперь садитесь как настоящие ученики! Я смотрю, как вы сидите! Ноги стоят на полу, спинка ровная, руки лежат на парте. -Какие выразительные интонации вы услышали в этой композиции? -Интересные у вас предположения! Я тоже внимательно послушала композицию и услышала там спокойную и радостную интонацию. -А какие изобразительные интонации вы услышали? -Спасибо за ваши ответы! Я когда слушала эту композицию, услышала шум деревьев. - Вы оказались правы, ребята! Музыка «Утро» норвежского композитора Э. Грига — это поэтический музыкальный пейзаж, отображающий восход солнца и пробуждающуюся природу, но, помимо того, он передаёт состояние полной безмятежности и душевного покоя. «Утро» рисует картину пробуждения северной природы, нежные краски утренней зари, поля с изумрудной травой, прозрачные родники и скалистые берега. Восходит солнце и у человека появляется чувство спокойствия и надежда на то, что с началом нового дня всё изменится к лучшему: невзгоды улетучатся, и все жизненные препятствия будут преодолены. -Вы большие молодцы! Все задания выполнили верно. Я вам предлагаю дома выполнить рисунок по прослушанной музыке «Утро» и нарисовать ту картину, которую вам сегодня выразило и изобразило данное произведение. А на следующем уроке мы устроим выставку ваши рисунков. Сейчас я предлагаю вам спеть уже знакомую нам песню. На экране будет видео, а у вас на партах лежат тексты этой песни. -Перед началом выполним гимнастику для рта. - Сейчас предлагаю выполнить гимнастику для нашего рта, чтобы четко и правильно петь песню. Я буду показывать вам упражнение, а вы повторяйте за мной! -Первое упражнение «Часики». Мы будем касаться языком правого и левого уголка рта, как будто ходят часики. Повторяйте за мной -Молодцы! Следующее упражнение «Хомячок». Надуваем правую щечку и легонько хлопнем по ней кулачком и надуем левую щечку. Теперь поменяем. -Молодцы! Последнее упражнение «ОУ». Сначала мы губками сделаем буковку о и пропоем ее, а потом буковку у и пропоем -Молодцы! Теперь наш ротик готов, мы будем петь четко и правильно! - Давайте все вместе вспомним первый куплет. Я буду проговаривать слова этой песни, а после мы с вами вместе их проговорим для закрепления. Лучик солнца отразился в чистом отблеске воды, Ветер синий закружился над просторами земли. Золотистым листопадом рассыпаясь в высоте, Опустился на ладошку листик жёлтенький ко мне. -Теперь все вместе повторим -Сейчас вспомним припев этой песни. Листик-листик-листопад, Кто же в этом виноват, Может ветер озорной, Поиграть решил с листвой? Листик-листик-листопад, Листья желтые летят, Кружат в танце надо мной, Увлекая за собой. -Сейчас проговорим вместе -Сейчас я включу песню, а мы с вами все вместе будем ее петь! Лучик солнца отразился в чистом отблеске воды, Ветер синий закружился над просторами земли. Золотистым листопадом рассыпаясь в высоте, Опустился на ладошку листик жёлтенький ко мне. Припев: Листик-листик-листопад, Кто же в этом виноват, Может ветер озорной, Поиграть решил с листвой? Листик-листик-листопад, Листья желтые летят, Кружат в танце надо мной, Увлекая за собой. -Теперь вспомним второй куплет Капли дождика искрятся и сверкают на воде, Лист осенний уплывает, как кораблик, по реке. Загадаю три желанья, тихо ветру прошепчу, Листик желтый, словно птицу, Из ладошки отпущу. -Сейчас проговорим все вместе. -Слова в куплете повторяются Припев: Листик-листик-листопад, Кто же в этом виноват, Может ветер озорной, Поиграть решил с листвой? Листик-листик-листопад, Листья желтые летят, Кружат в танце надо мной, Увлекая за собой. -Сейчас споем второй куплет и припев -Умнички! А сейчас я предлагаю спеть всю песню целиком! Лучик солнца отразился в чистом отблеске воды, Ветер синий закружился над просторами земли. Золотистым листопадом рассыпаясь в высоте, Опустился на ладошку листик жёлтенький ко мне. Припев: Листик-листик-листопад, Кто же в этом виноват, Может ветер озорной, Поиграть решил с листвой? Листик-листик-листопад, Листья желтые летят, Кружат в танце надо мной, Увлекая за собой. 2 Капли дождика искрятся и сверкают на воде, Лист осенний уплывает, как кораблик, по реке. Загадаю три желанья, тихо ветру прошепчу, Листик желтый, словно птицу, Из ладошки отпущу. -Вы большие молодцы! | -выразительная и изобразительная интонация в музыке -слушают композицию -ответы детей -ответы детей -выполняют -поем песню | Ф, И | мультимедийная презентация на тему «Интонация в музыке», аншлаг с темой, аншлаг с целью | Само, учитель | Личностные: демонстрируют развитие этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); демонстрируют познавательные УУД (умеют устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать речевые и музыкальные интонации; делать выводы; демонстрируют первичные умения анализа музыкальных сочинений, усваивать элементы музыкального языка как средства создания музыкальных образов); демонстрируют коммуникативные УУД (готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять виды интонации в речи и в музыке, знают виды музыкальной интонации. |
Рефлексия | подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Наш урок подходит к концу. Кто помнит, как звучала тема урока? -Замечательно! Тема урока «Выразительная и изобразительная интонация в музыке» -А какая цель была на урок? -Молодцы! Целью урока было «Узнать о выразительной и изобразительной интонации в музыке» -Достигли мы этой цели? -А с помощью чего? -Верно! Цель мы достигли при помощи прослушивания композиции Эдварда Грига «Утро» -Сейчас я предлагаю вам поднять зеленый скрипичный ключ, если урок вам понравился, и вы узнали что-то новое и интересное для себя, и поднимите синий скрипичный ключ, если на уроке было трудно или не узнали ничего нового -Я хочу поблагодарить… за активное участие, … за верные ответы на уроке, и конечно всех вас за этот урок, вы большие молодцы! -Большое спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания! | -выразительная и изобразительная интонация в музыке -узнать о выразительной и изобразительной интонации в музыке -да -прослушивания песни -рефлексируют -прощаются с педагогом | Ф, И | мультимедийная презентация на тему «Интонация в музыке», аншлаг с темой, аншлаг с целью, карточка для рефлексии | Само, учитель | Личностные: демонстрируют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; |