СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по окружающему миру на тему: "Изображение Земли на глобусе. О чем расскажет карта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по окружающему миру на тему: "Изображение Земли на глобусе. О чем расскажет карта"»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО СОПК)










Конспект урока по окружающему миру

на тему: «Изображение Земли на глобусе. О чем расскажет карта»

УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс






Выполнили студентки 216н группы

Чувашева А., Зайкова В..



Екатеринбург, 2022





Тема: Изображение Земли на глобусе. О чем расскажет карта.

Перспективная цель: Развивать интерес к изучению географии.

Актуальная цель: Сформировать представление у обучающихся о карте и картографических проекциях.


Задачи:

Обучающая – Сформировать у обучающихся представление о карте и картографических проекциях.

Развивающая – Создать условия для развития наблюдательности. Развивать пространственное мышление.

Воспитательная – воспитывать интерес к изучению карт и их использованию в реальной жизни.

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

  • Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы.

Познавательные:

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.


Личностные (соответствуют поставленным задачам):

  • проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию.


Оборудование. методическое: глобус, карта полушарий Земли, раздаточный материал (карточки для выполнения задания).

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Принципы: наглядность, научность, доступность, воспитания и развития, активности учащихся в обучении, психологической комфортности.

Методы, приемы: словесные методы (беседа), наглядные методы (представление изучаемого объекта в презентации), практические методы (задания).

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. №15785; раздел III, п. 19.5 Программы отдельных учебных предметов, курсов)

Учебник "Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях." авт.: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А.Разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Примерная программа по окружающему миру.


















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивационный этап

Здравствуйте, дети.

Я рада видеть вас после таких длительных летних каникул!

Начинается урок окружающего мира.

Проверьте свою готовность к уроку.

Читает стих:

«Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»».


Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие за знаниями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы.


Проверка домашнего задания

-(1 тема после летних каникул)



Актуализация знаний и целеполагание

Ребята, на какой планете мы живем?

А какую форму имеет наша планета?

Верно.

Скажите, где мы можем встретить уменьшенный макет нашей планеты?

Правильно!

А где еще мы можем увидеть изображение Земли в уменьшенном виде, кроме фотографий?

Это верный ответ.

Итак, поскольку сегодня у нас урок-путешествие вместе с исследователями Смешариками, то какую цель на сегодняшний урок мы с вами поставим? Что станет объектом нашего исследования?

Отлично, отправимся с вами в путешествие за знаниями!

-На Земле

-Шар.



-Самый известный макет Земли-это глобус.





-На карте.






-Объектами исследования станут глобус и карта Земли.

Метапредметные результаты :

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;


формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные:

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.



Открытие нового знания

Как вы уже знаете, чтобы представить себе внешний вид Земли люди создали её модель-глобус.

Сравните фотографию нашей планеты из космоса и глобус. Что у них общего?

Верно.

Знали ли вы, что Земля на самом деле имеет форму не идеального шара, а шарообразную?

Земля имеет такую форму из-за того, что у полюсов немного сплюснута.

Показывает полюса на глобусе

Обратите внимание, что глобус закреплен на оси, и эта ось проходит через Южный и Северный полюса Земли.

Посмотрите, на глобусе есть так же линии вертикальные и горизонтальные.

Предположите, для чего они нужны.

Чтобы ваши предположение были близкими, вспомните игру «Морской бой».

Итак, вертикальные линии называют МЕРИДИАНАМИ, они соединяют юг и север.

Посмотрите на глобус внимательно, заметьте, пожалуйста, самую толстую меридиану - это нулевая меридиана.

Теперь обратите внимание на горизонтальные линии, их называют ПАРАЛЛЕЛЯМИ. И самая длинная параллель – это ЭКВАТОР.

Давайте обратимся к учебнику и узнаем, что собой представляет экватор, откройте страницу 9-10 и прочитайте абзац, который начинается в конце 9 страницы, заканчивается вначале 10.

Итак, что же такое экватор?













Верно.

Как вы думаете, есть ли в реальной жизни параллели и меридианы?

Правильно.

Их самая главная функция - помогать в определении положения географического объекта на поверхности земного шара.


Многое можно показать на глобусе. Но если вы ищите какой-то объект на глобусе, то видите не все полушария. Чтобы рассмотреть все полушария, глобус необходимо поворачивать. Кроме того, на нëм нельзя изобразить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А большой глобус неудобно брать в дорогу. Как вы думаете, что придумали ученые, чтобы можно было взять глобус с собой, например, в путешествие?

Верно.

Любой участок земной поверхности можно изобразить на ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ.


Обратимся к учебнику на странице 21, первый абзац и узнаем, для чего служит географическая карта.





Представьте себе, что мы разделили глобус на две части по ЭКВАТОРУ, распрямили эти части на листе бумаги и получили географическую карту.

Показывает географич.карту

Мы видим два полушария, показывает на них:

Северное и Южное.

А теперь представим, что глобус мы разрезали еще и по нулевому меридиану, посмотрите на карту: мы получаем Западное и Восточное полушария.


Есть разные типы карт:

Карты полушарий

Карты материков

Карты океанов

Карты стран, областей и регионов

Контурная карта нужна для самостоятельной работы. На ней лишь условно обозначены моря озёра и границы стран, но их названия вы должны подписывать сами.






- и глобус и планета имеют одинаковую форму.


-да, знали/нет, не знали.













Высказывают свои предположения.

















Открывают учебник на страницах 9-10,читают абзац.



-Экватор-это такая параллель, которая делит земной шар на два полушария: Северное и Южное.



-Нет, это воображаемые линии.




















-Создали географическую карту.






Открывают страницу 21.

Географическая карта передает расположение и очертания материков, океанов и других объектов на земной поверхности с помощью знаков и цветов.

Предметные результаты:

Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

формулировать ответы на вопросы.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию.


Динамическая пауза

Проводит физкультминутку:

«На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись!»

Выполняют движения вместе с учителем.


Первичное закрепление

Вы все сейчас меня внимательно слушали, поэтому легко дадите определения следующим понятиям (работа устная):

Меридианы – это …



Параллели – это …


Экватор – это …


Молодцы!





Меридианы – это вертикальные линии на глобусе, соединяющие север и юг.

Параллели – это горизонтальные линии на глобусе.

Экватор – это самая длинная параллель.

Предметные результаты:

Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

формулировать ответы на вопросы..

Личностные:

проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию.

Закрепление и систематизация знаний

Перед вами лежат карточки №1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

На карточках есть два изображения Земли.

Возьмите синий карандаш, проведем с вами параллели на левом изображении. Как мы их проведем?

Верно, проведите параллели.

Теперь возьмите красный карандаш и проведите на правом изображении меридианы. Как мы их проведем?

Отлично, проведите.

Открывают карточки №1






-горизонтально. Проводят параллели.




-вертикально. Проводят меридианы.

Предметные результаты:

Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

формулировать ответы на вопросы.

Познавательные:

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Теперь вам предстоит работать самостоятельно.

Переверните карточки№2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вы уже давно знакомы с материками, ваша задача - подписать какие материки находятся в южном полушарии, а какие в северном.


Итак, проверим.

В северном полушарии находятся:

Евразия, Северная Америка, Африка

В южном полушарии находятся:

Южная Америка, Антарктида, Африка, Австралия .

Открывают карточки №2, выполняют задания на ней.










Проверяют ответы.

Предметные результаты:

Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию.


Рефлексия

Подведем итоги урока.

Спрашивает каждого:

Если вы чувствовали затруднения на уроке, но справились с ними, то поставьте себя на первую ступень. Если вам удалось решить не все свои затруднения и у вас осталось пара вопросов, то на вторую.

А если вы совсем ничего не поняли и урок вызвал у вас панику и страх, то на третью.










Оценивают свою деятельность в устном виде.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Ваша задача, выписать, какие материки расположены в западном полушарии, а какие в южном.

Если вопросов нет, то урок окончен, можете идти на перемену.

Записывают задание на дом.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!