Мотивационный этап | Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас после таких длительных летних каникул! Начинается урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку. Читает стих: «Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»». Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие за знаниями. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 | Приветствуют учителя, готовятся к уроку. | Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. |
Актуализация знаний и целеполагание | Ребята, на какой планете мы живем? А какую форму имеет наша планета? Верно. Скажите, где мы можем встретить уменьшенный макет нашей планеты? Правильно! А где еще мы можем увидеть изображение Земли в уменьшенном виде, кроме фотографий? Это верный ответ. Итак, поскольку сегодня у нас урок-путешествие вместе с исследователями Смешариками, то какую цель на сегодняшний урок мы с вами поставим? Что станет объектом нашего исследования? Отлично, отправимся с вами в путешествие за знаниями! | -На Земле -Шар. -Самый известный макет Земли-это глобус. -На карте. -Объектами исследования станут глобус и карта Земли. | Метапредметные результаты : Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. |
Открытие нового знания | Как вы уже знаете, чтобы представить себе внешний вид Земли люди создали её модель-глобус. Сравните фотографию нашей планеты из космоса и глобус. Что у них общего? Верно. Знали ли вы, что Земля на самом деле имеет форму не идеального шара, а шарообразную? Земля имеет такую форму из-за того, что у полюсов немного сплюснута. Показывает полюса на глобусе Обратите внимание, что глобус закреплен на оси, и эта ось проходит через Южный и Северный полюса Земли. Посмотрите, на глобусе есть так же линии вертикальные и горизонтальные. Предположите, для чего они нужны. Чтобы ваши предположение были близкими, вспомните игру «Морской бой». Итак, вертикальные линии называют МЕРИДИАНАМИ, они соединяют юг и север. Посмотрите на глобус внимательно, заметьте, пожалуйста, самую толстую меридиану - это нулевая меридиана. Теперь обратите внимание на горизонтальные линии, их называют ПАРАЛЛЕЛЯМИ. И самая длинная параллель – это ЭКВАТОР. Давайте обратимся к учебнику и узнаем, что собой представляет экватор, откройте страницу 9-10 и прочитайте абзац, который начинается в конце 9 страницы, заканчивается вначале 10. Итак, что же такое экватор? Верно. Как вы думаете, есть ли в реальной жизни параллели и меридианы? Правильно. Их самая главная функция - помогать в определении положения географического объекта на поверхности земного шара. Многое можно показать на глобусе. Но если вы ищите какой-то объект на глобусе, то видите не все полушария. Чтобы рассмотреть все полушария, глобус необходимо поворачивать. Кроме того, на нëм нельзя изобразить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А большой глобус неудобно брать в дорогу. Как вы думаете, что придумали ученые, чтобы можно было взять глобус с собой, например, в путешествие? Верно. Любой участок земной поверхности можно изобразить на ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ. Обратимся к учебнику на странице 21, первый абзац и узнаем, для чего служит географическая карта. Представьте себе, что мы разделили глобус на две части по ЭКВАТОРУ, распрямили эти части на листе бумаги и получили географическую карту. Показывает географич.карту Мы видим два полушария, показывает на них: Северное и Южное. А теперь представим, что глобус мы разрезали еще и по нулевому меридиану, посмотрите на карту: мы получаем Западное и Восточное полушария. Есть разные типы карт: Карты полушарий Карты материков Карты океанов Карты стран, областей и регионов Контурная карта нужна для самостоятельной работы. На ней лишь условно обозначены моря озёра и границы стран, но их названия вы должны подписывать сами. | - и глобус и планета имеют одинаковую форму. -да, знали/нет, не знали. Высказывают свои предположения. Открывают учебник на страницах 9-10,читают абзац. -Экватор-это такая параллель, которая делит земной шар на два полушария: Северное и Южное. -Нет, это воображаемые линии. -Создали географическую карту. Открывают страницу 21. Географическая карта передает расположение и очертания материков, океанов и других объектов на земной поверхности с помощью знаков и цветов. | Предметные результаты: Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте. Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию. |
Первичное закрепление | Вы все сейчас меня внимательно слушали, поэтому легко дадите определения следующим понятиям (работа устная): Меридианы – это … Параллели – это … Экватор – это … Молодцы! | Меридианы – это вертикальные линии на глобусе, соединяющие север и юг. Параллели – это горизонтальные линии на глобусе. Экватор – это самая длинная параллель. | Предметные результаты: Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте. Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы.. Личностные: проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию. |
Закрепление и систематизация знаний | Перед вами лежат карточки №1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. На карточках есть два изображения Земли. Возьмите синий карандаш, проведем с вами параллели на левом изображении. Как мы их проведем? Верно, проведите параллели. Теперь возьмите красный карандаш и проведите на правом изображении меридианы. Как мы их проведем? Отлично, проведите. | Открывают карточки №1 -горизонтально. Проводят параллели. -вертикально. Проводят меридианы. | Предметные результаты: Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте. Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы. Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Теперь вам предстоит работать самостоятельно. Переверните карточки№2 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Вы уже давно знакомы с материками, ваша задача - подписать какие материки находятся в южном полушарии, а какие в северном. Итак, проверим. В северном полушарии находятся: Евразия, Северная Америка, Африка В южном полушарии находятся: Южная Америка, Антарктида, Африка, Австралия . | Открывают карточки №2, выполняют задания на ней. Проверяют ответы. | Предметные результаты: Научиться использовать знания о координатах (меридианы и параллели) на глобусе и карте. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: проявлять интерес к изучению карт Земной поверхности и их практическому использованию. |