на тему: «Воздух вокруг нас. Значение воздуха для жизни»
Чувашева А.
Примерная программа по окружающему миру.
Учебник "Окружающий мир. Учебник. 3 класс, 1 часть.. В 2 частях." авт.: Потапов И.В, Ивченкова Г.Г. Разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
УМК «Планета Знаний».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивационный | Здравствуйте, ребята. Начинается урок окружающего мира. Сядем ровно: выпрямим спину, ноги согнуты в коленях, расстояние от края стола до вашего туловища должно быть равно ширине ладони, проверьте, пожалуйста. Теперь я вижу, вы готовы. Читает стих: «Окружающий нас мир Будет к нам открыт и мил; Он нам знания даёт, В экспедицию зовёт. Вы, ребята, не сидите, Сейчас все дружно поспешите, Навстречу приключениям, Бежим мы с нетерпением!» | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Метапредметные результаты Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. |
Проверка домашнего задания | Передайте, пожалуйста, ваше домашнее задание на раздаточном материале. Если вопросов по заданию нет, то мы продолжаем. | Передают раздаточный материал с выполненным домашним зданием. | Метапредметные результаты Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы. |
Актуализация знаний и целеполагание | Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами исследовали всю водную оболочку земли. Перечислите, что входит в гидросферу Земли. Верно. На сегодняшнем занятии мы перейдем к другой оболочке Земли. Ребята, ответьте на простой вопрос, чем мы дышим? Верно. А мы можем видеть воздух? Хорошо. А как же тогда мы можем исследовать воздух? Как его обнаружить? Отлично. Давайте проведем с вами опыт. Вместе со своим соседом по очереди задерживаете дыхание, один из вас замеряет количество времени, на которое ваш приятель задержал воздух, затем поменяйтесь ролями. Сделайте вывод их вашего эксперимента. Верно, воздух нужен нам для жизни. Исходя из этого, мы можем сказать, что он является важнейшей частью нашей жизни. И поскольку это так, давайте же познакомимся с этой знАчимой частью. | Озера, реки, океаны, моря, родники, болота, ледники, подземные воды, ручьи. Мы дышим воздухом. Нет, воздух невидимый/прозрачный. Посмотреть на деревья- если листья шевелятся, значит есть ветер и соответственно воздух. Поймать воздух к пакет Высказывают иные предположения, как обнаружить воздух. Проводят опыт. Человек не может долго обходиться без воздуха. | Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме. |
Открытие нового знания | Итак, мы с вами знаем название водной оболочки Земли – гидросфера. Воздушная оболочка земли будет назваться созвучно АТМОСФЕРА. Это слово можно разделить на два греческих: Атмос- пар Сфера – шар Знаете ли вы, что у атмосферы функция не только давать нам возможность дышать, но и защищать нашу планету? Атмосфера защищает нас от обжигающих лучей Солнца. Эту функцию воздушной оболочки можно сравнить с гигантским одеялом, покрывающим всю планету. Как вы думаете, если бы не было атмосферы, что бы было с жизнь на Земле? Верно! Посмотрите на картинку, какие явления природы вы видите в атмосфере? Отлично! | Знали/ Не знали. Мы бы не смогли дышать, а значит и жить. А еще мы бы не смогли жить под обжигающими лучами Солнца. Дождь, ветер, снег, радуга. | Предметные результаты: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы. Познавательные: Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
Динамическая пауза | Проводит физкультминутку Вместе с ребенком имитируем дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. Ветер дует нам в лицо Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. (присесть) Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх) Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками) Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой) В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево) Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад (2 раза) | Выполняют физкультминутку | |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи | Как вы понимаете значение фразы «окружающая нас воздушная среда»? Верно! Ребята, вы наверняка слышали такую фразу: «Нужен как воздух», как вы понимаете значение этого выражения? Отлично! | Воздух находится повсюду, он составляет среду, которая окружает нас. Воздух для нас очень важен, без него у нас не было бы жизни. Поэтому значение фразы – это необходимость, то без чего невозможно жить или что-то делать. | Предметные результаты: Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
Закрепление и систематизация знаний | Помните, в начале урока я вас спрашивала, как можно обнаружить воздух. Придумайте вместе с соседом опыты, с помощью которых можно обнаружить воздух. Итак, обнаружить воздух можно разными способами, давайте их все соберем в единое целое и огласим. Дыхание доказывает наличие воздуха в среде Если мы откроем бутылку газировки или минеральной воды выйдут пузыри с воздухом. Ветер доказывает наличие воздушной среды вокруг. Если мы завяжем обычный пакет или мешок в нем будет воздух. Мы с вами уже проходили тему «Космос», подумайте, ребята, почему же космонавты берут с собой в полет кислород (воздух)? Верно! А сейчас отгадайте загадки. «Все, чем мы живем и дышим, То, что гор высоких выше. На планете самой первой Появилась ….» Отлично. «Никто его не замечает, а он всю Землю окружает» «Рыба не может жить без воды, как человек без …» | Оглашают придуманные опыты. Космонавты берут с собой кислород, потому что в космосе нет воздуха. Атмосфера. Воздух. Кислорода/Воздуха. | Предметные результаты: Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; формулировать ответы на вопросы. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Откройте учебник на странице 50, в верхнем правом углу посмотрите на диаграмму. Ориентируясь на нее, выполните задание на раздаточном материале. Подпишите части, из которых состоит воздух, раскрасьте эти части. Итак, проверим: правильно вы сделали это здание или нет. Посмотрите на доску. Вот такой вариант у вас должен был получиться. | Выполняют задание на раздаточном материале. Проверяет выполненное задание. | Предметные результаты: освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты: Коммуникативные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
Рефлексия | Итак, перед вами лесенка успеха. Поставьте себя на одной из её ступеней. | Проводят рефлексию собственной деятельности. | Метапредметные результаты: Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Запишите домашнее здание. Страница 48 учебника, ответить устно на вопросы 4,5,6. | Записывают задание на дом. | |