СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по ОРКСЭ на тему "Семья, семейные ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемый результат:

  • Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности;  проявляют интерес к  теме урока; положительно относятся к двигательной активности; демонстрируют представления о нравственных нормах; проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; демонстрируют развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; демонстрируют воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;
  • Метапредметные:
  • регулятивные (умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умеют  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводят  под понятия, выделяют следствия поиска средств ее осуществления)
  • познавательные (волевая саморегуляция; умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют внесение в алгоритм изменений; умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
  • коммуникативные (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умеют слушать и слышать других, способны  к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевают способностью инициативно сотрудничать  с учителем)
  • Предметный: имеют  представления об исторической роли семьи в традиционных религиях

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по ОРКСЭ на тему "Семья, семейные ценности"»

Конструкт урока по предмету ОРКиСЭ

Класс:4

Программа: Школа России

Тема урока: Семья, семейные ценности.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Цель: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье

Планируемый результат:

  • Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к теме урока; положительно относятся к двигательной активности; демонстрируют представления о нравственных нормах; проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; демонстрируют развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; демонстрируют воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;

  • Метапредметные:

  • регулятивные (умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводят под понятия, выделяют следствия поиска средств ее осуществления)

  • познавательные (волевая саморегуляция; умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют внесение в алгоритм изменений; умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)

  • коммуникативные (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умеют слушать и слышать других, способны к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)

  • Предметный: имеют представления об исторической роли семьи в традиционных религиях

Задачи:

  • Воспитательная: создать мотивацию к учебной и творческой деятельности; сформировать интерес к теме урока; создать условия для положительного отношения к двигательной активности; сформировать представление о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;

  • Развивающая:

  • познавательные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить под понятия, выделять следствия поиска средств ее осуществления)

  • регулятивные УУД (волевая саморегуляция; уметь осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск и внесение в него изменений; уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)

  • коммуникативные УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, уметь слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем).

  • Образовательная: формирование представлений об исторической роли семьи в традиционных религиях

Принципы обучения:

  • психологической комфортности;

  • доступности;

  • наглядности;

  • систематичности;

  • последовательности.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, упражнение)

2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)

3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации).

Методы воспитания:

1.Методы формирования социального опыта детей (пример).

2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).

3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование:

  • Индивидуальное: учебник, опросник

  • Демонстрационное: презентация, репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка», ромашка, аудиозапись Гимн семьи, словарь русского языка С. И. Ожегова

  • Техническое: ноутбук, телевизор

Источники информации:

  1. ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков

  3. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-fedora-reshetnikova-opyat-dvojka/ (Анализ картины «Опять двойка»)

  4. http://www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-reshetnikov.html (Биография Ф. Решетникова)

  5. http://xreferat.com/81/95-1-religiya-i-vospitanie-cheloveka.html (Значение семьи в религиях мира)

Структура урока: (40 мин)

  1. Мотивация к учебной деятельности.(1-2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(5мин)

  3. Решение проблемы.(10мин)

  4. Физминутка (3 мин)

  5. Первичное закрепление.(10мин)

  6. Организация самостоятельной деятельности.(5мин)

  7. Рефлексия учебной деятельности.(5 мин)

Оформление учебного кабинета, доски:

Тема: Семья

1 задача:


2 задача:

16 мая.

Классная работа.

Ромашка


картина

Ф. Решетникова «Опять двойка»




Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность.

Метод получения новых знаний:

беседа, художественное слово

- Добрый день, ребята! Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

Учебник на столе у вас?

А ручка и тетрадка?

Тогда урок начнем сейчас

Раз все у вас в порядке!

- Присаживайтесь.

- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

Проявляют

регулятивные УУД:

волевая саморегуляция

коммуникативные УУД: умение слушать

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача:

совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию.

Метод получения новых знаний:

объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

Упражнение

Постановка проблемной ситуации.

-Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно.

- Отгадайте загадку. (показать на фотографии рукой)

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

-Назовите тему урока. О чем мы будем говорить?

(о семье)

Тема: Семья

-Что такое семья? Семья – это…

-Арина готова нам прочитать, что такое семья по словарю С. И. Ожегова

семья – группа живущих вместе близких родственников с.930(1)

- Давайте из всего сказано, сформулируем цель урока.

-Кто может сформулировать цель из ходя из того, что предмет у нас ОРКСЭ и тема семья

(о семье, об отношениях в семье)

Цель: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье

Проявляют

регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: логические – анализ, обобщение, формулирование проблемы

коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание

3.Решение проблемы.

Задача:

спланировать задачи урока, найти ответ на них.

Метод получения новых знаний:

объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

упражнение.

Постановка проблемной ситуации

-Ребята, давайте рассмотрим картину

- Как выдумаете, как можно озаглавить картину?

( «Опять двойка»)

- Кто главный герой? (мальчик - ученик)

-Как художник показал, что ученик - главный герой картины?

(школьник изображен на переднем плане картины. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка - смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя)

-Определите возраст мальчика.

(мальчику примерно лет 8-9, учится примерно в 3 классе)

-Это современная картина или она написана много лет назад?( как можно это определить?

(форма, фартук – по сестре)

-Как вы думаете, кто раньше носили красный галстук?

(пионеры)

-У мальчика нет галстука, почему он не пионер?

(Учится не важно, нет галстука красного как у сестры. После 10 лет только принимали в пионеры и самых достойный)

-Почему он стоит расстроен? (потому что получил двойку, поэтому картина и называется опять двойка)

-Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?

(Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот- вот расплачется.)

-Как относятся к появлению школьниками сестра и мать?

(Они с тревогой и жалостью смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчена мать.)

-Они столько осуждают, сколько жалеют и сопереживают неудачи ребенка.

-Вот в этом и заключается понятие семьи, что при любой неудачи тебя поймут, пожалеют и помогут.

-Многие семьи включают в свои семьи четвероногих друзей как членов семьи.

-Подумайте, какова основная мысль картины?

(то, что в любом огорчении поддержит семья)

-В первую очередь придет на помощь именно семья.

Семья - главное в жизни человека.

Семья – это ваша крепость.

Проявляют

регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция

познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, умение на основе анализа объектов делать выводы; моделирование, рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения

коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание

4. Физминутка

Задача:

снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности.

По источнику получения знаний:

словесные(объяснение)

-А теперь физминутка, а проведет ее Даша.

«______»





Проявляют

Личностные:

положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

5.Первичное закрепление

Задача:

найти решение на поставленные задачи


Метод получения новых знаний:

объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

упражнение.

Методы формирования социального опыта:

пример

-А теперь я вам расскажу на каком месте стоит значение семьи в разных религиях.

В иудаизме одной из главнейших заповедей является брак и рождение детей, поэтому огромным наказанием для семьи являлось бездетность.

Иудаизм

- Что является одной из главнейших заповедей в иудаизме о семье? (брак и рождение детей)

- А что считалось огромным наказанием? (бездетность)

В исламе, ребята, на взрослого мусульманина возлагается самая главная обязанность – это создание крепкой семьи и воспитание потомства, а дети в свою очередь должны свято чтить родителей. Ребята, вдумайтесь в слова, которые как то сказал пророк Мухаммед «Рай находится под ногами наших матерей». Какие сильные слова. Мать, мама – это святое.

Ислам

- Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина? (создать крепкую семью и воспитать потомство)

- Как дети должны относиться к родителям? (почитать своих родителей)

Ребята, а вы знали, что в буддизме все верующие делятся на две группы? на мирян и монахов. Для мирян семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах. А монахи в свою очередь являются чем-то вроде учителей нравственности.

Буддизм

- На какие группы делятся все верующие в буддизме? (На мирян и монахов)

- Почему для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни? (Потому что брак должен заключаться не только для счастья двоих, но и ради интересов общества. Семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах)

В православии семью называют малой Церковью. Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которой живут и строят свои отношения на основе закона любви. В храме есть общий устав. А дома человек сам должен придерживаться правил и церковных наставлений. Сам, без приглашения, становиться на молитву, учиться, непрестанно служить ближнему. Раньше храмы устраивали в жилищах. Именно в семье как и в школе благочестия , формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а , значит, и к своему народу. В христианской семье верующие родители воспитывают детей в любви к Богу и в уважении друг к другу и главное в верности.

Вопросы. Православие

- Как именуется семья в православии? (малой Церковью)

- Как должны жить люди в христианском браке? (В любви и верности)

- Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях)

Проявляют

Познавательные УУД

(умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные УУД

(умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Коммуникативные УУД

(умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

6.Организация самостоятельной деятельности.

Задача:

проверить уровень усвоения пройденного материала.

Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;

Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение.

-Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

-О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

(чтение одним из обучающихся)


«Как появилась дружная семья»

Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

-Называйте качества, а я буду переворачивать лепестки ромашки с названием качеств.

Слова на лепестках ромашки:

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба


-На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье. Работа в парах, обсудите между собой шепотом.

-Ребята, у вас меньше трех минут.


  • Уважайте мнение всех членов семьи.

  • Старайтесь понять каждого и если надо простить.

  • Никогда не смейтесь над кем-то.

  • Уважайте родственников.

  • Почитайте родителей, и т. д.


Проявляют

Личностные УУД : демонстрируют мотивацию к целенаправленной деятельности

Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевому усилию, навыки самоконтроля, умение планировать собственную деятельность

Познавательные УУД: демонстрируют навыки анализа.

Коммуникативные УУД:

демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

7.Информация о домашнем задании

Задача:

дать информацию о домашнем задании

Метод получения знаний:

беседа, объяснение

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Приготовить проект «Моя семья» с фотографиями на листе А4 (альбомный лист)


Проявляют

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текста

8. Рефлексия учебной деятельности.

Задача:

организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма.

По источнику получения знаний: словесные:

беседа, объяснение; практические: упражнение.

Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности

(Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)

-Вот урок подошел к концу.

-Для того, чтобы проверить как Вы усвоили материал, ответьте на вопросы. Сейчас я их вам выдам (опросник)

-Кто закончит работать первым, подходит, сдает работу и отмечает на доске в таблице уровень удовлетворенности за этот урок.

Так как вы отряд ЮИД, я выбрала цвета красный, желтый, зеленый.


Зеленый – путь открыт, иди вперед, ваша сегодня работа была отличной, много отвечали, вы все поняли, вы чувствуете себя прекрасно, вы довольны собой.

Желтый- все параметры выражены слабее, где то есть пробелы в знаниях, где то что то не поняли.

Красный тревожность, непонимание материала, слабая активность на уроке.

(звучит Гимн Семьи на фоне)

Проявляют

регулятивные УУД:

контроль, оценка, волевая саморегуляция

познавательные УУД:

общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение






















Опросник.

Тема: Семья. Семейные ценности

ФИ_________________________ 4 «Б» класс


1.Продолжи предложение.


Христианство Семья – это______________________

Ислам Семья – это___________________________

Иудаизм Семья – это___________________________

Буддизм Семья – это___________________________


Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение сына, ответственность и забота о детях и родителях, монахах


2. Для чего человеку нужна семья?





3. Какие ценности являются общими для всех семей?







Опросник.

Тема: Семья. Семейные ценности

ФИ_________________________ 4 «Б» класс


1.Продолжи предложение.


Христианство Семья – это______________________

Ислам Семья – это___________________________

Иудаизм Семья – это___________________________

Буддизм Семья – это___________________________


Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение сына, ответственность и забота о детях и родителях, монахах


2. Для чего человеку нужна семья?





3. Какие ценности являются общими для всех семей?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!