Конструкт урока по предмету ОРКиСЭ
Класс:4
Программа: Школа России
Тема урока: Семья, семейные ценности.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье
Планируемый результат:
Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к теме урока; положительно относятся к двигательной активности; демонстрируют представления о нравственных нормах; проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; демонстрируют развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; демонстрируют воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;
Метапредметные:
регулятивные (умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводят под понятия, выделяют следствия поиска средств ее осуществления)
познавательные (волевая саморегуляция; умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют внесение в алгоритм изменений; умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умеют слушать и слышать других, способны к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
Задачи:
Воспитательная: создать мотивацию к учебной и творческой деятельности; сформировать интерес к теме урока; создать условия для положительного отношения к двигательной активности; сформировать представление о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;
познавательные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить под понятия, выделять следствия поиска средств ее осуществления)
регулятивные УУД (волевая саморегуляция; уметь осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск и внесение в него изменений; уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, уметь слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем).
Принципы обучения:
доступности;
наглядности;
систематичности;
последовательности.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, упражнение)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации).
Методы воспитания:
1.Методы формирования социального опыта детей (пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование:
Индивидуальное: учебник, опросник
Демонстрационное: презентация, репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка», ромашка, аудиозапись Гимн семьи, словарь русского языка С. И. Ожегова
Техническое: ноутбук, телевизор
Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-fedora-reshetnikova-opyat-dvojka/ (Анализ картины «Опять двойка»)
http://www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-reshetnikov.html (Биография Ф. Решетникова)
http://xreferat.com/81/95-1-religiya-i-vospitanie-cheloveka.html (Значение семьи в религиях мира)
Структура урока: (40 мин)
Мотивация к учебной деятельности.(1-2 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(5мин)
Решение проблемы.(10мин)
Физминутка (3 мин)
Первичное закрепление.(10мин)
Организация самостоятельной деятельности.(5мин)
Рефлексия учебной деятельности.(5 мин)
Оформление учебного кабинета, доски:
Тема: Семья 1 задача: 2 задача: | 16 мая. Классная работа. Ромашка | картина Ф. Решетникова «Опять двойка» |
Ход урока
Этапы урока, задачи | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности. Задача: мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность. | Метод получения новых знаний: беседа, художественное слово | - Добрый день, ребята! Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Учебник на столе у вас? А ручка и тетрадка? Тогда урок начнем сейчас Раз все у вас в порядке! - Присаживайтесь. - Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения. | Проявляют регулятивные УУД: волевая саморегуляция коммуникативные УУД: умение слушать |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: Упражнение Постановка проблемной ситуации. | -Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. - Отгадайте загадку. (показать на фотографии рукой) У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? (СЕМЬЯ) -Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? (о семье) Тема: Семья -Что такое семья? Семья – это… -Арина готова нам прочитать, что такое семья по словарю С. И. Ожегова семья – группа живущих вместе близких родственников с.930(1) - Давайте из всего сказано, сформулируем цель урока. -Кто может сформулировать цель из ходя из того, что предмет у нас ОРКСЭ и тема семья (о семье, об отношениях в семье) Цель: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье | Проявляют регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: логические – анализ, обобщение, формулирование проблемы коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание |
3.Решение проблемы. Задача: спланировать задачи урока, найти ответ на них. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Постановка проблемной ситуации | -Ребята, давайте рассмотрим картину - Как выдумаете, как можно озаглавить картину? ( «Опять двойка») - Кто главный герой? (мальчик - ученик) -Как художник показал, что ученик - главный герой картины? (школьник изображен на переднем плане картины. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка - смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя) -Определите возраст мальчика. (мальчику примерно лет 8-9, учится примерно в 3 классе) -Это современная картина или она написана много лет назад?( как можно это определить? (форма, фартук – по сестре) -Как вы думаете, кто раньше носили красный галстук? (пионеры) -У мальчика нет галстука, почему он не пионер? (Учится не важно, нет галстука красного как у сестры. После 10 лет только принимали в пионеры и самых достойный) -Почему он стоит расстроен? (потому что получил двойку, поэтому картина и называется опять двойка) -Что вы можете сказать о выражении его лица и позе? (Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот- вот расплачется.) -Как относятся к появлению школьниками сестра и мать? (Они с тревогой и жалостью смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчена мать.) -Они столько осуждают, сколько жалеют и сопереживают неудачи ребенка. -Вот в этом и заключается понятие семьи, что при любой неудачи тебя поймут, пожалеют и помогут. -Многие семьи включают в свои семьи четвероногих друзей как членов семьи. -Подумайте, какова основная мысль картины? (то, что в любом огорчении поддержит семья) -В первую очередь придет на помощь именно семья. Семья - главное в жизни человека. Семья – это ваша крепость. | Проявляют регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, умение на основе анализа объектов делать выводы; моделирование, рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание |
4. Физминутка Задача: снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности. | По источнику получения знаний: словесные(объяснение) | -А теперь физминутка, а проведет ее Даша. «______» | Проявляют Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
5.Первичное закрепление Задача: найти решение на поставленные задачи | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. Методы формирования социального опыта: пример | -А теперь я вам расскажу на каком месте стоит значение семьи в разных религиях. В иудаизме одной из главнейших заповедей является брак и рождение детей, поэтому огромным наказанием для семьи являлось бездетность. Иудаизм - Что является одной из главнейших заповедей в иудаизме о семье? (брак и рождение детей) - А что считалось огромным наказанием? (бездетность) В исламе, ребята, на взрослого мусульманина возлагается самая главная обязанность – это создание крепкой семьи и воспитание потомства, а дети в свою очередь должны свято чтить родителей. Ребята, вдумайтесь в слова, которые как то сказал пророк Мухаммед «Рай находится под ногами наших матерей». Какие сильные слова. Мать, мама – это святое. Ислам - Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина? (создать крепкую семью и воспитать потомство) - Как дети должны относиться к родителям? (почитать своих родителей) Ребята, а вы знали, что в буддизме все верующие делятся на две группы? на мирян и монахов. Для мирян семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах. А монахи в свою очередь являются чем-то вроде учителей нравственности. Буддизм - На какие группы делятся все верующие в буддизме? (На мирян и монахов) - Почему для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни? (Потому что брак должен заключаться не только для счастья двоих, но и ради интересов общества. Семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах) В православии семью называют малой Церковью. Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которой живут и строят свои отношения на основе закона любви. В храме есть общий устав. А дома человек сам должен придерживаться правил и церковных наставлений. Сам, без приглашения, становиться на молитву, учиться, непрестанно служить ближнему. Раньше храмы устраивали в жилищах. Именно в семье как и в школе благочестия , формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а , значит, и к своему народу. В христианской семье верующие родители воспитывают детей в любви к Богу и в уважении друг к другу и главное в верности. Вопросы. Православие - Как именуется семья в православии? (малой Церковью) - Как должны жить люди в христианском браке? (В любви и верности) - Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях) | Проявляют Познавательные УУД (умение на основе анализа объектов делать выводы; умение оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные УУД (умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
6.Организация самостоятельной деятельности. Задача: проверить уровень усвоения пройденного материала. | Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация; Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. | -Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…) -О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь. (чтение одним из обучающихся) «Как появилась дружная семья» Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) -Называйте качества, а я буду переворачивать лепестки ромашки с названием качеств. Слова на лепестках ромашки: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба -На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье. Работа в парах, обсудите между собой шепотом. -Ребята, у вас меньше трех минут. Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей, и т. д. | Проявляют Личностные УУД : демонстрируют мотивацию к целенаправленной деятельности Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевому усилию, навыки самоконтроля, умение планировать собственную деятельность Познавательные УУД: демонстрируют навыки анализа. Коммуникативные УУД: демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. |
7.Информация о домашнем задании Задача: дать информацию о домашнем задании | Метод получения знаний: беседа, объяснение | -Откройте дневники и запишите домашнее задание. -Приготовить проект «Моя семья» с фотографиями на листе А4 (альбомный лист) | Проявляют Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста |
8. Рефлексия учебной деятельности. Задача: организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма. | По источнику получения знаний: словесные: беседа, объяснение; практические: упражнение. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования) | -Вот урок подошел к концу. -Для того, чтобы проверить как Вы усвоили материал, ответьте на вопросы. Сейчас я их вам выдам (опросник) -Кто закончит работать первым, подходит, сдает работу и отмечает на доске в таблице уровень удовлетворенности за этот урок. Так как вы отряд ЮИД, я выбрала цвета красный, желтый, зеленый. Зеленый – путь открыт, иди вперед, ваша сегодня работа была отличной, много отвечали, вы все поняли, вы чувствуете себя прекрасно, вы довольны собой. Желтый- все параметры выражены слабее, где то есть пробелы в знаниях, где то что то не поняли. Красный тревожность, непонимание материала, слабая активность на уроке. (звучит Гимн Семьи на фоне) | Проявляют регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение |
Опросник.
Тема: Семья. Семейные ценности
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Продолжи предложение.
Христианство Семья – это______________________
Ислам Семья – это___________________________
Иудаизм Семья – это___________________________
Буддизм Семья – это___________________________
Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение сына, ответственность и забота о детях и родителях, монахах
2. Для чего человеку нужна семья?
3. Какие ценности являются общими для всех семей?
Опросник.
Тема: Семья. Семейные ценности
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Продолжи предложение.
Христианство Семья – это______________________
Ислам Семья – это___________________________
Иудаизм Семья – это___________________________
Буддизм Семья – это___________________________
Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение сына, ответственность и забота о детях и родителях, монахах
2. Для чего человеку нужна семья?
3. Какие ценности являются общими для всех семей?