Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Арина Артемовна. Сегодня проведу у вас русского языка. -Присаживайтесь, пожалуйста. -Проверим вашу готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, тетрадь, дневник, карточки и пенал. -Проверьте посадку за партой: спинка должна быть ровной, ножки стоят на полу, ручки лежат на парте. -Ребята, посмотрите на доску (слайд 2) и вспомните, о чем у нас шла речь на прошлом уроке? -Что он обозначает? -Верно. Кто помнит, кто к нам на прошлом уроке приходил и помогал изучать новое? -Сегодня он опять пришел к нам на урок, чтобы проверить наши знания, а именно что мы с вами запомнили с того урока. Ведь если мы покажем с вами хороший результат, то он будет нам дальше помогать узнавать что-то новое об этой стране. -Прежде чем начать демонстрировать наши знания дядюшке Глаголу, давайте посмотрим на доску и прочитаем пословицу (слайд 3): Наука _____ только умного -Ребята, что у нас не так в этом предложении? -Какое слово у нас пропущено, кто знает? -Верно. Давайте теперь полностью прочитаем, что у нас получилось -Как вы думаете, о чем эта пословица? | *приветствуют *проверяют рабочее место *Проверяют правильность посадки -Речь шла о глаголе -Действие предмета -Помогал дядюшка Глагол *Читают -У нас пропущено слово -Учит *Читают -Эта пословица о том, что что люди, которые обладают высоким уровнем интеллекта и знаний, лучше всего понимают и в состоянии овладеть наукой. То есть, для того чтобы достичь успеха в области науки, необходимо иметь соответствующий уровень образования и интеллекта | Личностные: имеют положительный настрой на начало учебной деятельности |
Актуализация знаний учащихся и пробного учебного действия Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | -Ребята, посмотрите на эту пословицу и еще раз. Скажите, есть ли в ней глаголы? -Назовите его -Что этот глагол обозначает? -Как вы это определили? -Давайте поработаем с этим глаголом и запишем с вами в тетрадь эту пословицу. Для этого давайте откроем тетради, отступим две строчки вниз, посередине пишем число. В следующей строчке пишем «Классная работа». Минутка чистописания -С красной строки записываем пословицу. Над словом «учит» в скобочках подпишите вопрос, на который отвечает глагол. Также давайте подчеркнем основу предложения. -Итак, что вы написали? -Верно. Ребята, давайте проговорим слова: наука, учит, умного -Что вы можете заметить в словах? Подумайте, что общего? -Верно. Найдите эти слова у себя в тетрадочках, разделите карандашиком слова на слоги и поставьте ударение. Что у вас получилось? В каких слогах стоит ударная «у»? -С какой буквой мы сейчас работали? - Сейчас мы будем прописывать Заглавную и строчную «у», но прежде ответьте мне на вопрос, как нам красиво написать? Что мы должны соблюдать? - Ребята, выпишите себе в тетрадь заглавную «у» (слайд 4). Итак, с красной строки начинаем прописывать соединение и до конца строчки. -В каких случая на письме мы с вами прописываем заглавную «У»? -Верно. Теперь давайте выпишем строчную «у» также до конца строки (слайд 5). -В каких случаях мы пишем строчную букву «у» -Хорошо. Ребята, а теперь в каждой строчке подчеркните карандашом самое красиво написание соединений по вашему мнению. -Поменяйтесь с соседом тетрадями и пусть он вас проверит и отметит карандашиком соединение, которое больше всего ему понравилось у вас. Словарная работа -Верно. Итак, сейчас я вам предлагаю отгадывать загадки. Смотрите, я вам буду задавать загадку, ваша задача написать ответ у себя в тетради. Слова, которые будут являться ответами мы пишем через запятую в единственном числе. Подчеркивайте безударные гласные, ставьте ударение, обозначайте орфограммы в каждом слове. (6 слайд), итак, первая загадка: Зимой в берлоге отдыхает. Молочком парным… -Итак, давайте проверим, верно ли вы разгадали загадки и написали ответ. Берем в руки зеленый карандаш и сами себя проверяем, верно ли у вас записаны слова (7 слайд). Если в тетради есть ошибка, зачеркните ее и затем карандашиком на полях поставьте оценку. Слушаем критерии оценки: если все слова записаны верно, орфограммы все подчеркнуты, ударение стоит, то смело ставьте «5». Если 1 ошибку допустили, ставим «4», если 2-3 ошибки, то «3», ну а если 4 и более ошибок, то «2». -С какими словами мы сейчас с вами работали? -Какая общая тема их объединяет? -Ребята, в каком слове у нас есть буква «у»? -Какая она? -Придумайте предложение со словом «лягушка» и любым глаголом. Подчеркните в этом предложении основу и над глаголом в скобочках укажите какой вопрос мы к нему задаем -Давайте проверим, что у вас получилось. Читаете свое предложение, проговариваете грамматическую основу и вопрос, который задаете к глаголу -Давайте вспомним, что такое глагол и что он обозначает? -На какие вопросы эта часть речи отвечает? -Верно. Ваши знания как раз сейчас нам и пригодятся. Посмотрите на доску (8 слайд), перед вами слова. Давайте прочитаем их -Давайте определим какие слова из списка слов являются глаголами, но для начала скажите, как мы будем это определять? -Верно. Итак, какие слова будут глаголами? Отвечаем по руке и выделяем их по порядку -Верно, молодцы -Давайте попробуем устно составить из всех этих слов 6 предложений. Работать будем в группах по 4 человека. Итак, составляем -Давайте проверим, верно ли вы составили (9 слайд). -Молодцы ребята. Давайте теперь с вами запишем любые 3 предложения. -Выделите в этих предложениях подлежащее и сказуемое. Что у вас получилось? -Какой частью речи является сказуемое? -На какие вопросы отвечают сказуемые в ваших предложениях? | -Есть один глагол -Учит -Глагол обозначает действие -Слово обозначает действие предмета и также отвечает на вопрос глагола «что делает?» учит *Записывают *Записывают. Один человек у работает у доски, проговаривает как определить основу предложения -Глагол «учит» отвечает на вопрос «что делает». Основа предложения: подлежащее – наука, сказуемое – учит *Проговариваем -Одинаковое ударение на букву «у» *Выделяют, отвечают -С буквой «у» -Мы должны соблюдать наклон, параллельность линий, правильную высоту строчных и прописных букв *Прописывают -Когда первое слово в предложении начинается на «У», имена, названия городов и т.д. *Прописывают -Если она стоит посредине слова *Выделяют *Проверяют у соседа *Записывают ответы: лягушка, медведь, корова, обезьяна -Со словарными -Это животные -В слове «лягушка» -Ударная *Придумывают, записывают *Подчеркивают *Отвечают 3-4 человека -Глагол — это часть речи, которая обозначает действия предметов *Перечисляют глагольные вопросы *Читают -По значению/ задавать вопрос *Отвечают, называют слово, обосновывают свой выбор *Рассуждают, составляют предложения: Наступает весна. Тает снег. Потемнел на реке лёд. Прилетели грачи. Скоро прилетят скворцы и жаворонки. Птицы в лесу запели песни *Записывают *3-4 человека отвечают -Является глаголом -На вопросы: «что делает?», «что сделал?», «что сделали?», «что сделают?» | Предметные: умеют различать типы словосочетаний, определять грамматические признаки глагола Метапредметные: К: воспринимают и формулируют суждения; умение слушать и слышать мнение других, отвечать на вопросы, вступать в диалог Р: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата; проговаривают последовательность действий П: сравнивают объекты, устанавливают основания для сравнения Личностные: проявляют активность, аккуратность и самостоятельность в ходе урока |
Действие целеполагания | - Итак, ребята, с какой частью речи мы с вами работали? -Что эта часть речи обозначает? -Как мы с вами из ряда слов, можем определить какие из них являются глаголами? -Исходя из нашей работы и небольших выводов, кто догадался, какая будет сегодня тема? -Верно, наша тема сегодня сегодня будет связана с глаголом. Но чтобы понять, что именно мы сегодня будем делать и какая у нас будет цель, давайте выполним следующее задание. Чтобы убедиться, что вы можете определять самостоятельно глаголы в тексте, Дядюшка глагол предлагает нам следующее задание (10 слайд). Нам нужно прочитать текст, определить о чем он, выделить в тексте глаголы и определить для чего они нам нужны. Давайте сначала прочитаем текст -Ребята, как вы поняли, о чем он? -Как мы можем озаглавить его? Почему так? -Давайте перечислим из текста все глаголы по порядку. -Попробуйте убрать теперь все эти глаголы из текста и прочитать текст. -Что вам стало непонятным, когда вы читали текст? -Верно. Значит, для чего нам с вами в речи нужны глаголы? -Да. Выпишите из текста второе предложение и выделите основу. Подпишите над подлежащим и сказуемым какими частями речи они являются. -Давайте проверим, что вы написали? -Все согласны? -На какой вопрос у нас будет отвечать сказуемое? -Для чего нам нужен глагол? -Назовите вопросы, которые мы задаем к глаголу -По каким признакам мы определяем глагол среди других слов? -Верно. Исходя из нашей работы как вы думаете, какая будет цель урока? -Хорошо, а что нам нужно сделать, чтобы прийти к нашей цели? Давайте поставим задачи на урок | -Мы работали с глаголом -Действие предмета -По вопросу, смыслу -Тема «Что такое глагол» *Читают *Отвечают на вопросы -Плотничает, цепляется, упирается, постукивает, выпугивает, обежит, не проглядит. *Читают текст без глаголов -Без глаголов не понятно, кто что делает, какие действия происходят. - Значит глаголы нужны для того, чтобы передавать действия предметов. *Записывают *Отвечает 1 человек -Да -«что делает?» -Чтобы указывать на действия предметов *Перечисляют -Вопрос, значение -Наша цель на урок - отработать умение определять глагол среди других частей речи по его значению и поставленным вопросам -Вспомнить вопросы, которые мы задаем к глаголу; повторить значение глагола в речи | Метапредметные Р: планируют действия по достижению цели для получения результата Предметные: умеют определять грамматические признаки глагола; знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений и реализация его | -Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Откройте учебники на странице 71 и найдите упражнение 122. Перед вами стихотворение. Давайте его прочитаем. -О чем это стихотворение? Есть ли главные герои в этом стихотворении? Где происходят события? -Какую картину вы представляли, читая эти строки? -Хорошо, а какие слова вам помогли ярко представить ледоход? -Молодцы. Давайте еще раз посмотрим на текст. Найдите предложение, в котором мы видим описание движения льдин. Прочитайте. -Давайте с вами выпишем это четверостишие. -Подчеркните глаголы членами предложения которыми они являются. -Чем вы подчеркнули? -По каким признакам вы определили, что это глагол? -Давайте каждому глаголу в скобочках подпишем вопрос над ним. -Давайте проверим. Называете мне слово и вопрос, который вы к нему записали. Отвечаем по руке. -А есть ли у нас в других предложениях глаголы? -Давайте мы их тоже выпишем. Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях. -Верно мы определили глаголы? -На какие вопросы отвечают эти глаголы? -Молодцы. Что мы можем сказать о всех глаголах? Что их объединяет? -Какого значение глаголов? -Как мы определяем, что это сказуемое? | *Читают *Рассказывают, о чем прочитали -Читая эти строки, можно представить, как наступила весна, и по реке идёт лёд -Более ярко представить ледоход помогаю слова: льдины прыгают, кружатся, громоздятся, спешат, грохочут, трещат. -Второе предложение. *Читают *Выписывают: Льдины прыгают, кружатся, Друг на друга громоздятся, Друг за другом вдаль спешат, И грохочут, и трещат. *Подчеркивают -Двумя чертами, сказуемое *Объясняют *Подписывают *Отвечают -По вопросу, смыслу *пишет у доски, комментирует -Да *Перечисляют вопросы -Их объединяют значение и то, что они являются сказуемыми -Обозначают действие предмета *Объясняют | Предметные: устанавливают (находят) неопределённую форму глагола; умеют различать предложение и словосочетание и выделять грамматическую основу Метапредметные К: воспринимают и формулируют суждения об отличиях словосочетаний и предложений; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога; П: объединяют глаголы по определённому признаку – глаголы в неопределенной форме Личностные: проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности |
Закрепление и систематизация знаний | -Давайте с вами теперь опять посмотрим на доску, ведь у дядюшки Глагола для нас опять новое задание. Нам с вами нужно прочитать слова и определить по какому принципу они расположены. Затем понять к какой части речи относятся эти слова и по каким признакам мы можем это доказать. Итак, давайте их прочитаем. -Ребята, как вы думаете, почему слова расположены таким образом? -Как вы это определили? -Каким образом у нас здесь проверяются слова? -Значит, что мы можем сказать про пары слов? Какие они? -Почему они однокоренные? -К какой части речи относятся первые слова в парах? -Как вы это определили? -На какой вопрос отвечает каждый глагол? -А к какой части речи относятся вторые слова в парах? -Почему? -Верно | *Читают -Потому что слева пишется слово, а справа проверочное -В каждом первом слове всех пар у нас есть безударная гласная в корне, которую нам надо проверить -С помощью слова с ударной буквой в таком же корне -Однокоренные -Потому что в каждой паре слов одинаковая часть – корень и общее значение -К глаголу -Мы задали вопросы к словам -На вопрос «что делать?» -К существительным -Потому что мы также можем задать вопрос «что?» | Предметные: умеют определять грамматические признаки глагола; знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков; умеют выделять грамматическую основу Метапредметные К: строят устное монологическое высказывание о значении глагола в предложении на основе наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации П: определяют признаки, по которым проведена классификация Личностные: Проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности |
Самостоятельная работа | - Ребята, поработайте сейчас самостоятельно. Выпишите к себе в тетрадь только глаголы. И подчеркните корень и в нем у каждого слова букву, написание которой нам надо проверить. -Давайте проверим, посмотрите на доску и скажите, верно ли вы выделили корень и букву. Возьмите зеленый карандаш, если верно, то ставим «+», если не верно, то «-». -Теперь выберите себе глагол и составьте с ним предложение. Подчерните каким членом предложения он будет являться и над ним в скобочках укажите вопрос, который к нему задаем. -Давайте проверим. Читаете предложение, обозначаете чем является в предложении глагол и называете вопрос к нему. | *Записывают *Проверяют по эталону *Составляют предложение *Отвечают, аргументируют | Предметные: знают, как устанавливать принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных грамматических признаков; доказывают неопределённую форму глагола Метапредметные К: воспринимают и формулируют суждения; П: объединяют глаголы по определённому признаку – глаголы в неопределенной форме Личностные: проявляют активность, аккуратность и самостоятельность в ходе урока |
Рефлексия Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций | - Итак, давайте вспомним какую цель мы ставили на урок? -Мы справились с этим? -Какие задачи мы выполнили? -С каким признаком глагола мы сегодня поработали? -Что мы можем сказать, от чего у нас зависит число глагола? -Как мы можем определить число глагола, если он нам уже дан? -А если нам нужно самим поставить глагол в определенное лицо, что мы будем делать? -Какие у вас трудности возникли на уроке? -Молодцы. А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. У каждого из вас лежит на столе лесенка успеха. Отметьте на ней уровень своей деятельности и понимания на уроке и нарисуйте там солнышко. Если вам сегодня было трудно, и вы мало что поняли, то поставьте солнышко на самой нижней ступеньке, если вам было понятно, но остались вопросы, то на средней, если же у вас сегодня не осталось вопросов и вы поработали хорошо, то нарисуйте солнышко на высокой ступеньке. (14 слайд) | -Мы ставили цель - отработать умение определять число глаголов разными способами -Да -Вспомнили вопросы, которые мы задаем при определении числа; вспомнили от какой части речи мы задаем вопрос к глаголу для определения его числа; повторили взаимосвязь между признаками глагола и признаками Существительного - С числом -Число глагола зависит от существительного -Мы можем определить по окончанию -Мы будем задавать вопрос от существительного и смотреть на его число -Ответы детей *Оценивают свою деятельность | Метапредметные: К: воспринимают и формулируют суждения Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. Личностные: проявляют активность, инициативность, самостоятельность в процессе учебной деятельности |