СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока по теме "Кристаллические решетки"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме "Кристаллические решетки"

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока по теме "Кристаллические решетки"»













Методическая разработка урока химии



Пояснительная записка

Урок входит в состав рабочей программы по химии 8 класса. Тема из раздела «Вещество»

Урок разработан в классической форме. Предусмотрена работа в парах (малых группах), которая позволяет развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество), регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные ууд (умение структурировать знания, выделять необходимую информацию, анализировать , устанавливать причинно-следственные связи)



Тема урока: « Кристаллические решетки».

Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения урока – изучение нового материала.

Участники – обучающиеся 8 класса.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о кристаллических решетках и установление связи между типом кристаллической решётки и свойствами вещества

Задачи:

  1. образовательные: cформировать понятие о кристаллических и аморфных состояниях твердых тел, ознакомить школьников с понятием «кристаллическая решетка», изучить типы кристаллических решеток и установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества;

  2. развивающие: продолжить формирование критического мышления, умения проводить сравнение и анализ, совершенствовать умение устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки , предсказывать тип кристаллической решетки на основе свойств веществ и наоборот, развивать творческие способности ребят и умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации;

  3. воспитательные: продолжить формирование мировоззрения учащихся, воспитывать умение организовывать свой учебный труд, культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, соблюдать правила работы в коллективе, анализировать свои способности.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты: - формирование познавательных интересов; - самостоятельность в приобретении новых знаний; - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

Метапредметные результаты: - овладение навыками самостоятельного приобретения знаний; - умение ставить цели, планировать работу, вести самоконтроль результатов, давать оценку результатов своей деятельности; - - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные результаты: (учащиеся должны): а) знать: определения понятиям "кристаллическая решётка", "аморфное вещество" , "кристаллическое вещество";  основные типы кристаллических решёток (с конкретными примерами веществ);  б) уметь: определять тип кристаллической решётки и описывать физические свойства веществ по типам кристаллических решёток;  различать два вида твёрдых веществ.

 Формы организации учебной деятельности: Работа в парах, фронтальный опрос, индивидуальная работа.

Образовательные технологии:   технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии , технология критического мышления.

 

Информационные материалы. Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, коллекция «Металлы», «Неметаллы», модели кристаллических решеток различных типов, образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смола, воск, жевательная резинка, мультимедийный проектор, распечатанные листы с заданиями.

Учебно-методический комплект

Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту и федеральному базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования РФ.

Учебно-методический комплект под редакцией Габриелян О.С.

Используемые материалы

  1. Видео «Три состояния воды» (сеть «Интернет»)

Ход урока


1. Организационный момент урока. Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку

Учитель:

Результаты нашей работы мы будем фиксировать в рабочем листе.


2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по темам: «Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ», «Виды химической связи», «Классы неорганических соединений».

Самостоятельная работа .

Просмотр видеосюжета « Три состояния воды» с последующим обсуждением



Работа с рабочим листом.

Учащимся предлагается записать в рабочем листе агрегатные состояния вещества.









3. Постановка темы урока, формулирование цели работы.

Учитель:

Я думаю, что вы удивитесь. Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».

При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –1940С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре –218,80С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.

Но посмотрите на уже знакомую нам схему. Она изменилась. Значит, и твердые вещества тоже могут быть разными.

Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?

Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока. Запишите её в рабочем листе.

А вот цель работы на уроке каждому предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого воспользуйтесь маршрутной картой темы. Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь, какие практические навыки приобретёте. Запишите цель урока в рабочий лист.

Прием «Выбор цели по маршруту».

Постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения новой темы.

Учащиеся формулируют цели работы на уроке.

4. Основной этап урока. Теоретическое исследование и практическая работа.

Учитель:

Схема требует заполнения. Поэтому сегодня мы будем говорить о твердом агрегатном состоянии вещества.

Твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.


Практическая работа.

Обучающимся необходимо изучить дополнительный материал и заполнить в рабочем листе схему «Классификация твердых веществ» и информационную таблицу.


Приложение 1.Текст «Кристаллические и аморфные вещества».

Учащиеся работают с текстом: читают, отбирают информацию для заполнения таблицы. Учащиеся заполняют таблицу и схему.

Учитель по ходу работы обучающихся корректирует, помогает.


Работа с рабочим листом.






Свойство

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Расположение частиц в пространстве

Регулярное.

Хаотичное.

Температура плавления

Плавятся при определённой температуре.

Не имеет определённой температуры плавления, а при нагревании размягчается.

Примеры

Поваренная соль, лед, железо.

Сливочное масло, стекло, пластилин.


Просмотр видеосюжета. Видеосюжет «Модели кристаллических решеток».

Учитель:

Для того чтобы понять, на что влияет тип кристаллической решетки, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работу вы будете выполнять в парах, можно обсуждать, советоваться. Изучив предложенный текст и текст учебника, заполните таблицу.


Тип кристаллической решетки

Частицы, образующие кристалл

Вид химической связи

Свойства кристаллического вещества

Примеры веществ.

1. Ионная





2. Атомная





3. Молекулярная





4.Металлическая








5. Рефлексия.

Учитель:

Проверьте результаты своей работы. Оцените, насколько вы достигли поставленной в начале урока цели.

Работа с рабочим листом.

Задание: Найти выигрышный путь


NaCl

N2O

Mg(OH)2


CO2

K2S

NH3

Cl2

O2

Аl2O3



МgCl2

H2O

Na


NaNO3

Ca

KOH


K

Cl2

HCl




6. Первичное закрепление знаний. Применение теоретических знаний на практике.

Закрепление практических навыков. Организация самостоятельной работы учащихся.

Организуется работа в группах.

Учитель:

В качестве тренировки знаний и практических умений по теме «Кристаллические решетки» предлагаю практическую работу.


Задание:

Изготовьте модели кристаллических решёток: фторида лития, кислорода, алмаза.

Для выполнения этого задания каждая группа получает карточку инструкцию.


7. Домашнее задание.

Домашнее задание § 22, смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала. В качестве творческого задания предлагается вырастить кристаллы. Для выполнения работы дается памятка



Приложение 1


Кристаллические и аморфные вещества


В кристаллических веществах атомы расположены в строгом порядке – в узлах кристаллической решетки. В аморфных веществах атомы расположены беспорядочно, так же, как и в жидкостях. Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления. Аморфные вещества не имеют строго определенной температуры плавления. Так как в аморфном веществе атомы расположены беспорядочно, то при повышении температуры они приобретают все большую свободу движения, и вещество не плавится, а постепенно размягчается, превращаясь в очень вязкую жидкость. Чем выше температура, тем меньше вязкость, тем более подвижна жидкость. Пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск. Такие вещества называют аморфными,а металлы и хлорид натрия кристаллические. Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.






Приложение 2



Рабочий лист Ф.И.___________________ Класс_____

Тема:______________________________________________


Цель урока:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свойство

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Расположение частиц в пространстве



Температура плавления




Примеры





3 . Заполните таблицу


Тип кристаллической решетки

Частицы, образующие кристалл

Вид химической связи

Свойства кристаллического вещества

Примеры веществ.

1. Ионная





2. Атомная





3. Молекулярная





4.Металлическая






Задание: Найдите выигрышный путь



NaCl

N2O

Mg(OH)2

CO2

K2S

NH3

Cl2

O2

Аl2O3



Карточка-инструкция

Задание:

Изготовьте модель кристаллической решётки вещества_________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!