Методическая разработка урока химии
Пояснительная записка
Урок входит в состав рабочей программы по химии 8 класса. Тема из раздела «Вещество»
Урок разработан в классической форме. Предусмотрена работа в парах (малых группах), которая позволяет развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество), регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные ууд (умение структурировать знания, выделять необходимую информацию, анализировать , устанавливать причинно-следственные связи)
Тема урока: « Кристаллические решетки».
Тип урока: открытие новых знаний
Форма проведения урока – изучение нового материала.
Участники – обучающиеся 8 класса.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о кристаллических решетках и установление связи между типом кристаллической решётки и свойствами вещества
Задачи:
образовательные: cформировать понятие о кристаллических и аморфных состояниях твердых тел, ознакомить школьников с понятием «кристаллическая решетка», изучить типы кристаллических решеток и установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества;
развивающие: продолжить формирование критического мышления, умения проводить сравнение и анализ, совершенствовать умение устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от химической связи и типа кристаллической решетки , предсказывать тип кристаллической решетки на основе свойств веществ и наоборот, развивать творческие способности ребят и умение самостоятельно работать с источниками знаний, развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации;
воспитательные: продолжить формирование мировоззрения учащихся, воспитывать умение организовывать свой учебный труд, культуру поведения и общения в процессе учебной деятельности, соблюдать правила работы в коллективе, анализировать свои способности.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты: - формирование познавательных интересов; - самостоятельность в приобретении новых знаний; - формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
Метапредметные результаты: - овладение навыками самостоятельного приобретения знаний; - умение ставить цели, планировать работу, вести самоконтроль результатов, давать оценку результатов своей деятельности; - - умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предметные результаты: (учащиеся должны): а) знать: определения понятиям "кристаллическая решётка", "аморфное вещество" , "кристаллическое вещество"; основные типы кристаллических решёток (с конкретными примерами веществ); б) уметь: определять тип кристаллической решётки и описывать физические свойства веществ по типам кристаллических решёток; различать два вида твёрдых веществ.
Формы организации учебной деятельности: Работа в парах, фронтальный опрос, индивидуальная работа.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии , технология критического мышления.
Информационные материалы. Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, коллекция «Металлы», «Неметаллы», модели кристаллических решеток различных типов, образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смола, воск, жевательная резинка, мультимедийный проектор, распечатанные листы с заданиями.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту и федеральному базисному учебному плану, утвержденному Министерством образования РФ.
Учебно-методический комплект под редакцией Габриелян О.С.
Используемые материалы
Видео «Три состояния воды» (сеть «Интернет»)
Ход урока
1. Организационный момент урока. Приветствие.
Проверка готовности обучающихся к уроку
Учитель:
Результаты нашей работы мы будем фиксировать в рабочем листе.
2. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос по темам: «Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ», «Виды химической связи», «Классы неорганических соединений».
Самостоятельная работа .
Просмотр видеосюжета « Три состояния воды» с последующим обсуждением
Работа с рабочим листом.
Учащимся предлагается записать в рабочем листе агрегатные состояния вещества.
3. Постановка темы урока, формулирование цели работы.
Учитель:
Я думаю, что вы удивитесь. Любое вещество можно получить в твердом, жидком и газообразном виде. Железный пар и твердый воздух -не правда ли - странное сочетание слов? Однако это вовсе не чепуха: и железный пар, и твердый воздух существуют в природе, но только не при обычных условиях. Наша жизнь протекает в относительно мало меняющихся условиях. Вполне естественно, что мы привыкли к этим обычным условиям и поэтому, говоря простые истины вроде: «железо – твердое тело, воздух – газ», мы забываем добавить: «при нормальных условиях».
При каких условиях это происходит? Металлы при нормальных условиях находятся в твердом состоянии, при нагревании начинают размягчаться, и при определенной температуре переходят в жидкое состояние - плавятся. При нагревании до температуры кипения металлы начинают испаряться, т.е. переходить в газообразное состояние. Оказывается, и любой газ можно перевести в жидкое и твердое состояние, понижая температуру. Например, кислород, который при температуре –1940С превращается в жидкость голубого цвета, при температуре –218,80С затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета.
Но посмотрите на уже знакомую нам схему. Она изменилась. Значит, и твердые вещества тоже могут быть разными.
Возникает вопрос: как объяснить существование веществ в различных состояниях со столь различными свойствами?
Секрет кроется в строении кристаллической решетки вещества. Это тема нашего урока. Запишите её в рабочем листе.
А вот цель работы на уроке каждому предстоит сформулировать самостоятельно. Для этого воспользуйтесь маршрутной картой темы. Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь, какие практические навыки приобретёте. Запишите цель урока в рабочий лист.
Прием «Выбор цели по маршруту».
Постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения новой темы.
Учащиеся формулируют цели работы на уроке.
4. Основной этап урока. Теоретическое исследование и практическая работа.
Учитель:
Схема требует заполнения. Поэтому сегодня мы будем говорить о твердом агрегатном состоянии вещества.
Твёрдые вещества можно классифицировать, в зависимости от расположения частиц твердого вещества в пространстве, их можно разделить на две группы. Какие? Давайте вместе найдем ответ.
Практическая работа.
Обучающимся необходимо изучить дополнительный материал и заполнить в рабочем листе схему «Классификация твердых веществ» и информационную таблицу.
Приложение 1.Текст «Кристаллические и аморфные вещества».
Учащиеся работают с текстом: читают, отбирают информацию для заполнения таблицы. Учащиеся заполняют таблицу и схему.
Учитель по ходу работы обучающихся корректирует, помогает.
Работа с рабочим листом.
Свойство | Кристаллическое тело | Аморфное тело |
Расположение частиц в пространстве | Регулярное. | Хаотичное. |
Температура плавления | Плавятся при определённой температуре. | Не имеет определённой температуры плавления, а при нагревании размягчается. |
Примеры | Поваренная соль, лед, железо. | Сливочное масло, стекло, пластилин. |
Просмотр видеосюжета. Видеосюжет «Модели кристаллических решеток».
Учитель:
Для того чтобы понять, на что влияет тип кристаллической решетки, предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работу вы будете выполнять в парах, можно обсуждать, советоваться. Изучив предложенный текст и текст учебника, заполните таблицу.
Тип кристаллической решетки | Частицы, образующие кристалл | Вид химической связи | Свойства кристаллического вещества | Примеры веществ. |
1. Ионная | | | | |
2. Атомная | | | | |
3. Молекулярная | | | | |
4.Металлическая | | | | |
5. Рефлексия.
Учитель:
Проверьте результаты своей работы. Оцените, насколько вы достигли поставленной в начале урока цели.
Работа с рабочим листом.
Задание: Найти выигрышный путь
NaCl | N2O | Mg(OH)2 | |
CO2 | K2S | NH3 |
Cl2 | O2 | Аl2O3 |
МgCl2 | H2O | Na | |
NaNO3 | Ca | KOH | |
K | Cl2 | HCl | |
6. Первичное закрепление знаний. Применение теоретических знаний на практике.
Закрепление практических навыков. Организация самостоятельной работы учащихся.
Организуется работа в группах.
Учитель:
В качестве тренировки знаний и практических умений по теме «Кристаллические решетки» предлагаю практическую работу.
Задание:
Изготовьте модели кристаллических решёток: фторида лития, кислорода, алмаза.
Для выполнения этого задания каждая группа получает карточку инструкцию.
7. Домашнее задание.
Домашнее задание § 22, смоделировать кристаллическую решётку любого вещества из любого материала. В качестве творческого задания предлагается вырастить кристаллы. Для выполнения работы дается памятка
Приложение 1
Кристаллические и аморфные вещества
В кристаллических веществах атомы расположены в строгом порядке – в узлах кристаллической решетки. В аморфных веществах атомы расположены беспорядочно, так же, как и в жидкостях. Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления. Аморфные вещества не имеют строго определенной температуры плавления. Так как в аморфном веществе атомы расположены беспорядочно, то при повышении температуры они приобретают все большую свободу движения, и вещество не плавится, а постепенно размягчается, превращаясь в очень вязкую жидкость. Чем выше температура, тем меньше вязкость, тем более подвижна жидкость. Пластилин в отличие от металлов и хлорида натрия не имеет определенной температуры плавления он (пластилин) постепенно размягчается и переходит в текучее состояние. Таков, например, шоколад, который тает во рту, или жевательная резинка, а также стекло, пластмассы, смолы, воск. Такие вещества называют аморфными,а металлы и хлорид натрия кристаллические. Таким образом, различают два вида твердых веществ: аморфные и кристаллические.
Приложение 2
Рабочий лист Ф.И.___________________ Класс_____
Тема:______________________________________________
Цель урока:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойство | Кристаллическое тело | Аморфное тело |
Расположение частиц в пространстве | | |
Температура плавления | | |
Примеры | | |
3 . Заполните таблицу
Тип кристаллической решетки | Частицы, образующие кристалл | Вид химической связи | Свойства кристаллического вещества | Примеры веществ. |
1. Ионная | | | | |
2. Атомная | | | | |
3. Молекулярная | | | | |
4.Металлическая | | | | |
Задание: Найдите выигрышный путь
NaCl | N2O | Mg(OH)2 |
CO2 | K2S | NH3 |
Cl2 | O2 | Аl2O3 |
Карточка-инструкция
Задание:
Изготовьте модель кристаллической решётки вещества_________________