СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока "Связь военного искусства с искусством боя на шахматной доске на примере Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать для глубинного изучения Бородинского сражения и анализа альтернативных сценариев его проведения.

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока "Связь военного искусства с искусством боя на шахматной доске на примере Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года"»

Учитель: учитель физической культуры, педагог дополнительного образования Пьянков Иван Сергеевич.

Тема урока: «Связь военного искусства с искусством боя на шахматной доске на примере Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года»

Тип урока: интегрированный.

Используемая технология: проблемно-диалогическое обучение, технология обучения в сотрудничестве, технология критического мышления, ИКТ.

Класс: 8. Дата проведения:

Цель урока: научиться анализировать ход исторических сражений и выполнять стратегическое планирование военных операций, основываясь на принципах шахматного моделирования боевых действий на примере Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года.

Задачи урока:

Познакомиться с принципами военного искусства, проанализировать стратегические замыслы Наполеона и Кутузова по ведению Бородинского сражения в разные промежутки времени и альтернативный ход сражения.

Развивать образное мышление, воображение, творческий подход к работе.

Формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе.

УУД (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные результаты:

Овладеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.

Развить способности у обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о Бородинском сражении, используя знания о военном искусстве.

В ходе решения дидактических задач развить логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение.

Метапредметные результаты:

Сформировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Использовать ИКТ.

Выдвигать версии.

Излагать свои версии.

Развить навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, осуществлять межпредметный перенос.

Личностные результаты:

Уметь выслушивать своего одноклассника, быть внимательным и активным на уроке.

Осознать взаимосвязь шахматы – окружающий мир.



Оснащение урока: компьютер, проектор.

Мультимедийный проектор.

Презентация Power Point «Связь военного искусства с искусством боя на шахматной доске на примере Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года» (11 слайдов)

Шахматная позиция Бородинского сражения в программе lichess.org.

Раздаточный материал: анкеты для рефлексии.

Ход урока

Этап

урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результаты этапа

1.

Организационный момент

Настроить учащихся на урок.

Приветствую учащихся

Приветствуют учителя

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

2.

Этап мотивации и актуализации знаний

Создание условий для ос осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Ребята, что изображено на слайде?

Но с вами поднимем, что такая партия не могла быть в реальности, но она показывает, что противоборство стратегических замыслов двух представлена на импровизированной шахматной доске.

Как вам кажется, кто из них проигрывает, а кто выигрывает? Обратите внимание на выражение их лиц.

Кутузов и Наполеон играют в шахматы.

Выигрывает Кутузов. Проигрывает Наполеон.

Включение в деловой ритм, развитие мыслительных операций. Умение формулировать проблему урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

3

Введение в тему с формулировкой целей урока

Выявление и фиксация затруднений

Как вы видите посредством шахмат можно предугадывать мысли полководца по ведению сражение.

Ребята, поднимите рук, кто знает, по каким правилам ходят шахматные фигуры?

Таким образом, сегодня на уроке мы узнаем, каким образом на шахматной доске можно разыгрывать сражение. Сегодня вы, ребята, полководцы. Необходимо отметить, что многие полководцы действительно хорошо играли в шахматы. Среди них Наполеон, Кутузов, Петр первый, Карл 12-й.

Ребята поднимают руки, кто знаком с азами шахмат.

Развитие умения отвечать на вопросы

4

Этап отработки нового знания

Раскрытие основных положений темы

Слайд 2

Слайд 3

Объединенными силами русской армии был назначен генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов. Инфантерия – это пехота. Генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, генерал от артиллерии – чины Российской Армии 19-го века. Соответствуют нынешнему званию генерал-полковник. Скажите, ребята, сколько звездочек на погоне у генерал-полковника. У полковника сколько звездочек? Значит, у генерал-полковника. их сколько? Правильно 3. А у генерал-лейтенанта? У Лейтенанта? Правильно: две. А генерал-майора? У майора их сколько? Правильно: три.

Скажите теперь, ребята, что такое пехота? Что такое кавалерия? Что такое артиллерия?

Слайд 4

Перед нами настоящая карта сражения, оформленная по правилам военной топографии. Красным цветом на ней обозначена диспозиция войск Кутузова. Тогда скажите, ребята, а синим цветом тогда чья позиция?

Сплошные прямоугольники – это пехота. Закрашенные на половину – кавалерия. Заштрихованные на половину синие стрелки: планы сторон войск Наполеона. А красные стрелки – Кутузова.

Слайд 5

Если мы установили, что левый флаг позиций русской армии является наиболее слабым, на какой флаг Наполеон устремил свой наиболее мощный удар? Правильно. При первой атаке на Багратионовы флеши 25 тысяч французских солдат против 8 тысяч русских. С точки зрения военного искусства, данного соотношение сил достаточно для успешной атаки, выполняя условие в соотношении 3 к 1. Однако данная атака была отбита! Как думаете почему?

Слайд 6

В решающий момент по захвату Багратионовых флешей прославенные маршалы Франции Мюрат, Ней и Даву предложили Наполеону перевести силы молодой гвардии на левый фланг для решающего разгрома позиций Кутузова на фланге. Однако Наполеон им отказал. К разбору данного решения мы ещё вернёмся, когда будем рассматривать шахматное моделирование сражения.

Как мы видим, в наиболее критические моменты сражения русская армия беспрепятственно перебрасывала свои силы с правого фланга на левый и центр. Это яркий пример мобильной обороны.

Слайд 7

Как мы видим, Кутузов на каком фланге подготовил контратаку в противовес атакующим действиям Наполеона на левом фланге?

Слайд 8

История единогласно приписывает победу русской армии. Однако мы видим, что Кутузову не удалось полностью уничтожить армию Наполеона. При этом, отступив дальше к Москве. Как вы думаете, почему же тогда мы победили в этом сражении. С точки зрения военного искусства победа в сражении присуждается той стороне, которая смогла физически и морально уничтожить войско неприятеля.

Наполеон смог добиться поставленных перед собой стратегической задачи по ведению сражения? А морально уничтожить воинов русской армии? Тогда как армии Кутузова удалось в значительной степени нанести физический и моральный урон армии неприятеля. Это видно из потерь сторон. Отступив Кутузов, сохранил армию для осуществления победного броска для вытеснения неприятеля с российских земель.

Три (могут быть затруднения).

Три.

Три.

Две.

Две.

Одна.

Одна.

Пешие солдаты.

Конница.

Пушки.

Наполеона!

На левый.

Героизм русской армии.

На правом.

Нет.

Нет.


Погружение в атмосферу Бородинского сражения. Ознакомление с основами военного искусства и военной топографии.

5



Поиск решения

Анализ альтернативного хода сражения

А теперь вернёмся к моменту сражения, когда прославенные маршалы Франции Мюрат, Ней и Даву предложили Наполеону перевести силы молодой гвардии на левый фланг для решающего разгрома позиций Кутузова на фланге. Сегодня вы полководцы, и именно вы сегодня будете решать исход сражения, если бы Наполеон послушал своих прославленных маршалов. А полем сражения будет шахматная доска. Но для начала мы должны определить, по каким правилам будем сражаться.

Слайд 9

Слайд 10

А вот и само Бородинское сражение на шахматной доске

Сейчас очень хода черных. Как мы видим, черный ферзь с поля а5 угрожает забрать белую пешку на с3 и разрушить левый фланг белых.

Теперь нам необходимо разделиться на две команды. Вы, ребята, будет играть за белых. Я же представляю сторону Наполеона, т.е. играю черным цветом. Давайте ещё раз вспомним, белые фигуры какое войско представляют? Каждая команда будет предлагать свой ход за белых. Мой ход: беру ферзём пешку на поле с3. Теперь предлагайте свои варианты ответа.

Дети предлагают свои ходы за белых.

1…Се7–а3

2…a6×b5

3…Фc3–a5

4…h7–h6

5…Лc8–c7

6…Лh8–g8

7…Kd8×f7

8…Фa5–b6

9…Лc7–d7

Партия заканчивается разгромом черных.

Русское.

  1. а2–а4

  2. a4×b5

  3. Лa1–b1

  4. Kf1–g5

  5. Фe2–h5

  6. Лf1–f3

  7. Kg5×f7

  8. d4–d5

  9. d5–d6

  10. Фh5–g6


Умение анализировать информацию, находить причинно-следственные связи.

6

Завершение работы. Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Слайд 11

Скажите теперь, ребята, если бы Наполеон перевел силы своей молодой гвардии, добился бы разгрома сил русской армии?

Запомните! Для победы важна не только сила, но и ум, предвидение ходов противника!

Раздаю анкеты для проведения рефлексии.

Нет.

Заполняют анкеты для рефлексии.

Умение обобщать информацию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!