Конструкт занятия"Путешествие по карте"

Категория: Логопедия

Путешествие по  карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».  Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для  реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении  ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). «Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

Просмотр содержимого документа
«Конструкт занятия"Путешествие по карте"»

Форма работы с детьми «Путешествие по карте»

Путешествие по карте – тип исследования, предложенный Н.А.Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Данный тип исследования создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). В данном культурно-смысловом контексте реализуется содержание, связанное с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) Путешествие по карте не преследует цели снабжения детей детальными географическими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия). «Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).


Алгоритм структуры занятия «Путешествия по карте»

/Н.А.Короткова/

Этапы

Последовательность деятельности

1

актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы

2

обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем

3

предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями

4

подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями


Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

Для путешествий по карте отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов), хотя в полной мере следует использовать и события, происходящие в реальной жизни (например, Олимпийские игры, путешествия с родителями в летний период). Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Как добраться до того или иного места? Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей? Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным круглым столом или на ковре, вокруг предлагаемого предметного материала, карты). На этом этапе исследования педагог использует реальный предметный и иллюстративный материал. Иллюстративный материал, как и в технологии «путешествие « по реке времени» представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми, передаются из рук в руки. Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями. На следующем этапе – уровне практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материала для исследования. Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное для себя место работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться по группе, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей карты, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Предлагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском саду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Карта полушарий, глобус с отмечаемыми маршрутами и «метками» частей света имеет свое постоянное место в группе так, чтобы к ним был свободный доступ, рядом – маркеры. Дети могут легко подойти, рассмотреть, «поработать». Исследование по карте может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.


Алгоритм действий взрослого и детей:
*обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
*обозначение возможного маршрута путешествия;
*изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности;
*заполнение участка контурной физической карты полуша­рий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).


Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при организации «Путешествия по карте»:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.


Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте»

Этапы

Последовательность деятельности

1 этап

Выбор пункта назначения.

2 этап

Выбор транспортного средства передвижения.

3 этап

Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4 этап

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5 этап

Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом)

6 этап

Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.


Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»:

1. Дети рассматривают карту, компас, глобус.

2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.

3. Рассматривание энциклопедий.

4. Опыты.

6. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.

7. Вырезание картинок и создание панно, макета.

8. Рассматривание панно, макета.

9. Чтение художественной литературы с детьми.

10. Дидактические игры.

11. Рефлексия.

12. Составление синквейнов.

Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках.


Схема синквейна

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка-два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Пример 1: Пример 2

Книга Путешествие по карте

Мудрая, вечная Развивающее, познавательное

Учит. Лечит. Ведет Исследуем, узнаем, действуем

Всю жизнь сопровождает Знакомиться с миром интересно

Радость. Исследование.


















Технологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект. событие): «Богатства Урала»

Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: Занятие-исследование_ «Путешествие по карте».

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Учебно-методический комплект: Толстикова О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –62с.

Средства:

наглядные макет карты, пластилин____________________________________________________________________________________________________

мультимедийные_слайды___________________________________________________________________________________________________________

литературные _легенда ____________________________________________________________________________________________________________

музыкальные _фонограмма звуков леса, пения птиц ___________________________________________________________________________________



ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

1. Развивать у детей географические представления об Урале через знакомство с картой, стимулировать речевую и познавательную активность.

2. Познакомить детей с разными видами ландшафта и их обозначением на карте.

3. Дать представления о полезных ископаемых Урала и образовании их в природе.




1. Поощрять творчество и самостоятельность малоактивных детей


Над конспектом работали:


1. Мартышева Людмила Тимофеевна, воспитатель МБДОУ д/сад «Радость»

2. Московских Елена Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/сад «Радость»

3. Емец Надежда Геннадьевна, воспитатель МБДОУ д/сад «Радость»

4. Ваулина Наталья Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ д/сад «Радость»

5. Ефремова Анна Ивановна, старший воспитатель МБДОУ д/сад № 47

6. Садыкова Лилия Раисовна, воспитатель МАДОУ д/сад № 62




Этапы

(последователь

ность) деятельности

Содержание деятельности

Действия,

деятельность

педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Ввод в тему

- Я узнала, что в вашем д/саду живут очень любопытные дети и мне захотелось с вами познакомиться

- А вы знаете как называется край, в котором мы живем?

- Почему же ребята Урал называется Уралом?

- Легенда. Жила-была во Вселенной маленькая планета. Шло время на ней появились озера и реки, горы и долины, пустыни и леса. На просторах появились звери, птицы, рыбы…

В одном лесу, на вечнозеленой сосне поселилась небольшая птичка. «Урл-л, урл-л»,- то и дело доносилось с могучих веток лесной красавицы. Невзрачная по окраске, небольшая по размерам пташка отличалась большим трудолюбием: то шишки разлущивает, жилище устраивает, то на охоту летает, то порядок наводит. И матерью оказалась заботливой: терпелива, внимательна к птенцам. Так и прижилась эта в лесу. Полюбили её соседи и прозвали Уралочкой.

Раз случилось в тех краях жаркое лето. Иссушило деревья, истомило землю. Вспыхнула веточка-загорелся лес. Заметались звери, полетели прочь птицы, не испугалась только Ура-лочка. Бросилась она к людям. «Урл-л, урл-л»,- тревожно забила крыльями по окнам.

Так познакомились с Уралочкой люди. С тех пор и повелось тот край Уралом звать.

- инициирует знакомство


- задает вопрос


- задает вопрос


- рассказ легенды

- показ слайдов (использует наглядные, информационные средства)

- фонограмма

- знакомство с педагогом


- предлагают ответы


- предлагают ответы


- слушают легенду, фонограмму

- смотрят слайды





Представление о легенде

Этап подготовки к путешествию

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Как вы думаете, что нам нужно, чтобы отправиться в путешествие?

- Игра «Нади карту» (по типу горячо-холодно)

-Рассматривание карты

- Какого цвета на карте больше? Что обозначает зеленый, коричневый цвет? А голубые извилистые линии похожие на змейки?


- задает вопрос



- предлагают варианты


- поиск карты



- высказывают свои предположения

Пространственное ориентирование, представление о карте и её символах

Этап планирования


-Давайте определим на карте место, где мы находимся

- Куда бы вы хотели отправиться путешествовать?



- предлагает путешествие в горы

- Выбор пункта отправления

- высказывают свои пожелания

Нахождение г.Асбеста

- На чем можно путешествовать в горах?

- На чем мы отправимся в горы?

- задает вопросы

- предлагают свои варианты,

- осуществляют совместный выбор

Выбор транспорта

- Давайте определим наш маршрут



Работа со схемой, определение маршрута по карте

Умение ориентироваться по карте

Этап актуализации знаний

- Что вы знаете о горах? Какие бывают горы?

- Как вы думаете, что или кто может нам встретиться в горах?

- А еще мы можем найти в горах различные камни. Их ещё самоцветы или полезные ископаемые называют

- задает вопросы

-высказывание детьми предположений о том, что может встретиться в горах




Актуализация имеющихся знаний

Физкульт

минутка


Стоит гора-старушка

До небес макушка


Её ветер обдувает


Её дождик поливает

Стоит гора высокая

Её ветер обдувает

Её дождик поливает


Руки вверх


Тянуться на цыпочках

Обмахивают себя кистями рук

Встряхивают кистями рук

Повторяют движения



Двигательная активность


Этап освоения новых знаний

- Вот мы и пришли в горы. Посмотрите как много здесь разных камней. Камни бывают строительные, поделочные и драгоценные.

Знакомит с минералами

Рассматривание коллекции, знакомство с минералами


Включение нового в продуктивную деятельность

- А вы хотите узнать как в природе образуются камни?

- Почему у каждого камня свой неповторимый узор и цвет?


Предлагает детям смешать пластилин

Изготовление минералов, размещение их на карте

Экспериментирование, самостоятельная работа

Выводы, проверка предположений, что нового узнали.

- Дети, посмотрите какие богатства Урала мы обнаружили в наших горах?




- Помните, что у каждого камня есть своя легенда. Откуда же можно получить новые знания? Что вы научились делать в нашем путешествии?

- Есть на Урале замечательные камни… Необычность и красота этих камней породила много поэтических легенд о них. Про родонит, например, говорили так, что все звуки земли, вся звучавшая на земле музыка не исчезала бесследно, а уходила в землю и превращалась там в красочные и узорчатые камни.

Предлагает детям назвать, кто какой камень поместил на карте




Рассказ-завершение

Делают выводы

Составление карты

Этап открытости

- Ребята, что ещё можно узнать по карте?

- Что бы вы хотели ещё узнать об Урале, нашем крае?

- Кому мы можем показать нашу карту?

Мотивирует детей на продолжение использования карты в разных видах деятельности

Дети предлагают варианты дальнейшей работы с картой




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас