СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор частично-поисковых заданий: задания на анализ и синтез (примеры а материале химии)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложены описания частиично-поисковых заданий, направленных на развитие умения анализировать объекты, используя которые можно разработать дидактические материал по любому учебному предмету (прмеры заданий приведены на материале химии).

Просмотр содержимого документа
«Конструктор частично-поисковых заданий: задания на анализ и синтез (примеры а материале химии)»

Конструктор частично-поисковых заданий: задания на анализ и синтез

Воссоздание целостного образа объекта

Задание 1

Исходные данные: нижние (верхние) половинки русских или латинских букв или слов, химических символов или формул.

Предписание: допишите буквы, слова, символы, формулы.

Рекомендации: сначала используются задания, в которых ответ однозначен (пример 1, 2), а затем те, в которых может быть несколько вариантов ответов (пример 3).

Пример 1 (тема «Символы химических элементов»).

Внимательно просмотрите строчку, в которой записаны нижние половины символов химических элементов.

допишите символы химических элементов, прочитайте их и дайте название химических элементов, которые они обозначают.

Пример 2 (тема «Основные классы неорганических соединений: состав и номенклатура»).

Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ.

Составьте формулы соединений и назовите их.

Пример 3 (тема «Основные классы неорганических соединений: состав и номенклатура»).

Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ.

Составьте возможные формулы соединений и назовите их.

Задание 2

Исходные данные: часть изображения какого-либо предмета: геометрическая фигура или линия.

Предписание: дорисуйте предметы (на основе исходного изображения).

Рекомендации: сначала используются задания, в которых ответ однозначен (пример 1), а затем те, в которых может быть несколько вариантов ответов (пример 2).

Пример 4 (тема «Ознакомление с лабораторным оборудованием»)

Внимательно просмотрите фрагменты рисунков, изображающих лабораторное оборудование.

Дорисуйте недостающие части лабораторного оборудования и назовите его. Постарайтесь нарисовать как можно больше предметов на основе одного фрагмента.

Задание 3

Исходные данные: изображение предмета или явления, в котором не хватает  каких-либо элементов.

Предписание: дорисуйте  на рисунке и назовите то, что забыл изобразить художник.

Пример 5 (тема «Лабораторное оборудование»).

Дорисуйте на рисунке то, что забыл изобразить художник.

Нахождение объекта по признакам

Задание 4

Исходные данные: один или несколько признаков предмета (явления);

Предписание: назовите как можно больше объектов (явлений), обладающих указанным(ыми) признаком(ами).

Рекомендации. Увеличение числа предлагаемых признаков объекта приводит к усложнению задания, так как при этом сужается круг объектов, которые могут назвать учащиеся.

Пример 6 (тема «Физические свойства веществ»).

Назовите как можно больше веществ, которые соответствуют описанию: газообразные, без цвета.

Пример 7 (тема «Металлы и неметаллы – простые вещества»).

Назовите как можно больше веществ, имеющих перечисленные признаки:

а) проводит электрический ток, металлический блеск;

б) пластичное, твердое.

Какие из перечисленных веществ обладают признаками, перечисленными и в пункте «а», и в пункте «б»? Как их можно назвать одним словом?

Пример 8 (тема «Химические свойства неорганических веществ»).

Назовите как можно больше веществ, соответствующих следующим признакам: взаимодействует с кислотами, соответствует формуле ЭО (Э – элемент).

Перечислите ещё несколько признаков, которые характерны для названных вами веществ. Могут ли у названных веществ быть признаки, отличающие их одно от другого? Какие?

Задание 5

Исходные данные: одно или несколько названий или обозначений  физических величин.

Предписание: назовите как можно больше формул, включающих данную(ые) физическую(ие) величину(ы).

Пример 9 (тема «Количественные отношения в химии»).

Назовите как можно больше формул, включающих физическую величину: а) массу; б) объём.

Задание 6

Исходные данные: «текст», в котором буквы, знаки, слова, формулы записаны без пробелов между ними.

Предписание: просмотрите «текст», найдите в тексте и подчеркните определенные объекты (буквы, знаки, слова, формулы).

Пример 10 (тема «Оксиды»).

Просмотрите «текст».

Подчеркните формулы оксидов. Выпишите формулы оксидов и назовите их.

Пример 11 (тема «Щелочные металлы и их соединения»).

Просмотрите «текст».

Подчеркните формулы бинарных соединений, образованных щелочными металлами. Выпишите формулы и назовите вещества.

Запишите уравнения реакций образования бинарных соединений, формулы которых вы подчеркнули, из простых веществ. Укажите условия протекания реакций?

Составление нового объекта на основе одного или нескольких  заданных

Задание 7

Исходные данные: объект, состоящий из нескольких частей.

Предписание: составьте различные объекты, используя части заданного предмета.

Примечание. «Части» объекта можно «использовать» сколько угодно раз.

Рекомендации: необходимо предложить учащимся разработать план, который поможет более полно выполнить задание.

Пример 12 (тема «Основные классы неорганических веществ»). 

Составьте формулы различных неорганических веществ, используя «атомы» из заданной формулы: 

а) Fe2(SO4)3;  б) Fe(NO3)3.

Примечание. В новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной.

Задание 8

Исходные данные: список предметов.

Предписание: перечислите как можно больше новых объектов, которые состоят из  указанных предметов.

Примечание. Исходные предметы можно «использовать» сколько угодно раз.

Рекомендации: при составлении задания необходимо тщательно отбирать объекты так, чтобы их было не очень много, но из них можно было бы составить разнообразные новые объекты. Надо разработать совместно с учащимися план, который поможет дать как можно больше возможных ответов.

Пример 13 (тема «Азот и его соединения»).

Составьте как можно больше уравнений химических реакций, в которых могут встречаться следующие вещества: азот, кислород, водород, вода, аммиак, оксид азота (II), оксид азота (IV), азотная кислота, гидроксид аммония, нитрат аммония.

Задание 9

Исходные данные: три слова (словосочетания) относящиеся к какой-либо теме.

Предписание: составите предложение, которое как можно точнее отражает связь между перечисленными словами (словосочетаниями).

Примечание. Можно изменять падеж и использовать другие слова.

Рекомендации: можно подбирать группы слов таким образом, чтобы в результате получился развернутый рассказ по какой-либо теме. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большее число ответов, с другой - поощрять более точные, лаконичные предложения.

 Обязательное условие эффективности этого задания - сопоставление и обсуждение учащимися и учителем всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно то или другое предложение понравилось или не понравилось.

Пример 14 (тема «Азот»).

Составьте предложения, относящиеся к теме «Круговорот азота в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.

а) гроза, почва, соли;

б) растения, бактерии, органические соединения;

в) растительная пища, животная пища, человек;

г) атмосфера, почва, органические соединения.

Пример 15 (тема «Щёлочи»).

Из перечисленных слов:

1) щёлочь, мылкость, раствор;

2) перчатки, халат, очки;

3) ожог, правила, обращение;

4) вода, нейтрализовать, раствор уксуса.

составьте предложения  по теме «Правила техники безопасности при работе с щелочами».

Преобразование объекта в изменившихся условиях

Задание 10

Исходные данные: любой предмет (явление).

Предписание: представьте ситуацию, в которой хорошо знакомый объект обладает свойствами, которые для него не характерны, и опишите последствия этого.

Пример 16 (тема «Кислород»).

Представьте, что кислород хорошо растворяется в воде. К чему это приведёт?

Пример 17 (тема «Азот»).

Представьте, что на корнях всех растений на Земле живут клубеньковые бактерии. К чему это приведёт?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!