СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструктор частично-поисковых задание: сравнение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье предложены описания частиично-поисковых заданий, направленных на развитие умения сравнивать, используя которые можно разработать дидактические материал по любому учебному предмету (примеры заданий приведены на материале химии).

Просмотр содержимого документа
«Конструктор частично-поисковых задание: сравнение»

Конструктор частично-поисковых заданий: задания на сравнение

Задание 1

Исходные данные: формулировки нескольких заданий на сравнение, различающихся по виду сравнения, который необходимо провести при их выполнении.

Предписание: Внимательно прочитайте задания. Определите для каждого из предложенных выше заданий тип сравнения, который в нём необходимо выполнить.

Примечание. Для того чтобы вам было легче справиться с этой работой, подчеркните прямой линией основание сравнения и волнистой линией форму сравнения (что нужно определить различия, сходство или провести полное сравнение).

Рекомендации. Предварительно можно познакомить учащихся с видами сравнения.

Вид сравнения и его характеристика

Пример задания

Неполное однолинейное сравнение-  установление либо сходства, либо различия объектов по одному аспекту

Укажите отличие в строении электронной оболочки атомов фтора по сравнению с атомами хлора

Полное однолинейное сравнение -  одновременное установлениесходства и различия объектов по одному аспекту 

Укажите сходство и отличие в строении электронной оболочки атомов фтора по сравнению с атомами хлора

 

Неполное комплексное сравнение -  установление либо сходства, либо различия по нескольким аспектам

Укажите отличие в строении электронной оболочки атомов , физических и химических свойств фтора по сравнению с хлором

Полное комплексное сравнение -  одновременное установлениесходства и различия по нескольким аспектам

 

Сравните (укажите сходство и различиев строении электронной оболочки атомов, физических и химических свойств фтора по сравнению с хлором

Пример 1 (тема «Сплавы»)

Внимательно прочитайте задания.

1. По каким свойствам можно отличить друг от друга чугун и сталь?

2. Перечислите общие физические свойства чугуна и стали.

3. Какой сплав обладает большей коррозионной стойкостью: углеродистая сталь или нержавеющая сталь?

4. Чем по составу отличается чугун от стали?

5. Сравните состав, свойства и применение чугуна и стали.

6. Установите сходство и различия бронзы и латуни по составу?

Определите для каждого из предложенных выше заданий тип сравнения, который в нем необходимо выполнить.

Примечание. Для того чтобы вам было легче справиться с этой работой, подчеркните прямой линией основание сравнения и волнистой линией форму сравнения (что нужно определить различия, сходство или провести полное сравнение).

Задание 2

Исходные данные: предметы или явления.

Предписание: заполните таблицу, указав как можно больше признаков сходства и (или) различия объектов.

Рекомендации. В задании используют какой-то один вид таблиц, в зависимости от вида сравнения, который нужно провести.

Неполное однолинейное сравнение

(противопоставление по одному признаку)

Объекты

Различия

 

 

 

 

Вывод

 

Неполное  однолинейное сравнение

(сопоставление по одному признаку)

Объекты

Сходство

 

 

 

 

Вывод

 

Полное однолинейное сравнение

(сопоставление и противопоставление по одному признаку)

Объекты

Сходство

Различия

 

 

 

 

 

Выводы

 

Неполное комплексное сравнение

(противопоставление по нескольким признака)

Объекты

Различия

признак 1

признак 2

признак 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Неполное комплексное сравнение

(сопоставление по нескольким признака)

Объекты

Сходство

признак 1

признак 2

признак 3

 

 

 

 

 

Вывод

 

Полное комплексное сравнение

(сопоставление и противопоставление по нескольким признакам)

Объекты

Признак 1

Признак 2

сходство

различия

сходство

различия

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Пример 2 (тема «Строение электронных оболочек атомов»)

Заполните таблицу.

Полное однолинейное сравнение

(сопоставление и противопоставление по одному признаку)

электронных оболочек атомов

Объекты

Сходство

Различия

Атомы фтора

 

 

Атомы хлора

 

Вывод

 

Пример 3 (тема «Химическая формула»)

Заполните таблицу.

Полное комплексное сравнение

(сопоставление и противопоставление по нескольким признакам)

состава молекул

Объекты

Качественный состав

Количественный состав

сходство

различия

сходство

различия

H2SO4

 

 

 

 

H3PO4

 

 

Вывод

 

Поиск аналогов

Задание 3

Исходные данные: объект (предмет, явление, слово, формула и др.).

Предписание: 1) найдите (запишите) как можно больше аналогов, т. е. других объектов, сходных с указанным по различным существенным признакам; 2) систематизируйте эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного объекта они подбирались.

Пример 4 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)

Назовите как можно больше аналогов, сходных с приведёнными веществами по различным существенным признакам.

а) кальций;

б) оксид кальция;

в) гидроксид кальция;

г) карбонат кальция.

Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учётом какого признака заданного вещества они подбирались.

Пример 5 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)

Назовите как можно больше аналогов, сходных с приведенными уравнениями реакций по различным существенным признакам.

а)  2Ca + O2 = 2CaO;

б) CaO + H2O = Ca(OH)2.

Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учётом какого признака заданного вещества они подбирались.

Поиск противоположных объектов

Задание 4

Исходные данные: объект (предмет, явление, слово и др.).

Предписание: 1) найдите (запишите) как можно больше объектов, противоположных указанным по различным существенным признакам; 2) систематизируйте перечисленные объекты по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного объекта они подбирались.

Пример 6 (тема «Предмет химии. Вещества»)

Напишите как можно больше веществ, обладающих свойствами противоположными свойствам указанных в задании веществ:

а) стекло;                                  б) вода.

Систематизируйте эти вещества с противоположными свойствами по группам.

Умозаключение по аналогии

Задание 5

Исходные данные: 1) пара слов (слово и обозначение, слово и словосочетание) между которыми существует определенная смысловая связь; 2) первое слово второй пары; 3) три слова (обозначения, словосочетания), между одним из которых и первым словом второй пары существует такая же смысловая связь как в первой паре.

Предписание: 1) объясните, в чем заключается смысловая связь между словами (словом и обозначением, словом и словосочетанием) в первой паре; 2) подберите из трех слов (обозначений, словосочетаний) так, чтобы между словами во второй паре была бы такая же смысловая связь, как в первой.

Пример 7 (приведены варианты заданий для разных тем)

В каждом задании имеется две пары слов. Между словами первой и второй пар существует одинаковая смысловая связь. Составьте вторую пару слов (слов и обозначений), выбрав второе слово (обозначение) из тех, которые записаны в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую.

а) кислород — озон

    сера — (самородная сера, сульфидная сера, пластическая сера);

б) алюминий — провод

     гипс — (алебастр, вещество, гипсовая повязка);

в) вода — испарение

     сера — (демеркуризация, растворение, горение);

г) кислород — фотосинтез

    сероводород — (горение, гниение, растворение).

Пример 8 (тема «Строение электронных оболочек атомов»)

Подберите к первому слову второй пары обозначение из скобок так, чтобы между словами и обозначениями в обоих парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.

а) фосфор —5ē

    бор — (5ē, 2ē, 3ē);

б) кислород — 2ē

    хлор — (17ē, 1ē, 7ē).

Пример 9 (тема «Генетическая взаимосвязь веществ»)

Подберите к первой формуле второй пары формулу из скобок так, чтобы между формулами в обоих парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.

а) K2O —KOH

    CO2 —  (CaCO3, CO, H2CO3);

б) Cu(OH)2 — CuO

     Fe(OH)2 — (FeCl2, Fe2O3, FeO);

в) CO2 —H2CO3

     N2O5  —(NaNO2, HNO3, HNO2).

Задание 6

Исходные данные: 1) пара слов (слово и обозначение, слово и словосочетание), между которыми существует определенная смысловая связь; 2) первое слово второй пары (второе слово (обозначение, словосочетание) неизвестно).

Предписание: 1) объясните, в чем заключается смысловая связь между словами в первой паре; 2) самостоятельно подберите слово (обозначений, словосочетаний) так, чтобы между словами во второй паре была бы такая же смысловая связь как в первой.

Пример 10 (тема «Соединения углерода»)

Подберите слово (обозначение) к первому слову второй пары так, чтобы между словами (обозначениями) и в той, и в другой парах была бы одинаковая смысловая связь.  Поясните, почему одна пара похожа на другую.

а) кислород — фотосинтез

    углекислый газ — (?);                           

б) кислород — тлеющая лучина

     углекислый газ — (?);

в) оксид серы (lV) — кислотные дожди

     углекислый газ — (?).

Поиск закономерностей

Задание 7

Исходные данные: несколько объектов, расположенных в ряд согласно какой-либо закономерности.

Предписание: определите закономерность, согласно которой составлен предложенный ряд и продолжите его.

Пример 11 (тема «Закономерности изменения свойств элементов в периодической системе Д. И. Менделеева»)

 Дан ряд формул, который составлен по определённому правилу. Догадайтесь, в чём состоит это правило,  и  допишите недостающие формулы.

а) Na2O, MgO, Al2O3, ..., ..., ..., ... .

б) BeO, MgO, CaO, ..., ...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!