Заикина Анна Георгиевна
МОШ № 7, учитель информатики и ИКТ
Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org
Аннотация
В этой статье представлена система деятельности учителя информатики и ИКТ по работе с конструктором интерактивных заданий LearningApps.org через урочную и внеурочную деятельность, содержит описание опыта и материалы из педагогической практики работы учителя с учениками.
Ключевые слова: интерактивные задания, конструктор, интерактивное обучение, профессиональная компетентность педагога
Актуальность. Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием интерактивных инновационных технологий в учебном процессе. Эта тема особенно актуальна в условиях внедрения нового Государственного образовательного стандарта основного общего образования в период перехода на РГОС нового поколения.
Научность. Анализ педагогической и методической литературы, изучение опыта учителей выявили, что в образовании в последние годы наиболее актуальными становятся понятия "интерактивный", "инновации", "компетентностный подход", "метапредметные связи", "ИКТ-компетенции".
Инновационность. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке интерактивный заданий), освоению, использованию и распространению новшеств - применение интерактивных заданий на практике.[1]
Наша школа, работающая в соответствии с Государственными образовательными стандартами по формированию качеств деятельной личности у учащихся как субъектов учебной и исследовательской деятельности, в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способности ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда.
Характерной чертой современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить учащемуся в процессе обучения. Уровни усвоения учебной информации – это мера овладения учащимися знаниями, умениями и навыками. Одним из направлений повышения уровня усвоения учебной информации является внедрение интерактивных методов обучения. Как показывает педагогический опыт наиболее часто при обучении информатики и ИКТ применяются такие интерактивные методы, как: дискуссия, мозговой штурм, работа в малых группах, деловая и ролевая игры и многие другие.[4]
Для тренинга учащихся с целью формирования активной познавательной и мыслительной деятельности; усиления мотивации к изучению предмета; созданию комфортной, благоприятной атмосферы на уроке; развитию самостоятельности и активности; воспитанию аналитического и критического мышления, исключения монологического преподнесения учебного материал на уроках информатики и ИКТ я использую конструктор интерактивных заданий LearningApps.org. При работе учащиеся используют задания от простого до повышенного уровня сложности, конструктор LearningApps.org содержит интерактивные задания по разным темам.
В начале задания подбирает учитель, а затем ребята стараются сами найти что-то интересное. В старших классах учащиеся с удовольствием принимают участие в создании заданий для своих одноклассников. Получается интересный и объемный материал по каждой теме информатики и ИКТ. Ребята используют созданные свои задания на урока как взаимопроверку, так и организовывая конкурсы между собой.
Работа с конструктором интерактивных заданий включает в себя следующие компоненты:
1. Применение на практике учащимися:
а) на уроках информатики и ИКТ;
б) во внеурочной деятельности.
2. Работа по повышению профессиональной компетентности педагога:
а) диагностика и анализ интерактивных заданий, цели их обучения и развития;
б)создание банка методических материалов интерактивных заданий для работы (Мои приложения);
в) внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
В урочной деятельности важным является строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование планируемых результатов обучения, продуктивно организовывать деятельность учащихся на уроке .[3]
Опыт проведения уроков с использованием конструктора интерактивных заданий LearningApps.org показывает, что такие уроки являются продуктивной формой организации деятельности учащихся по освоению ими универсальных учебных действий, также по обучению в контексте решения жизненных задач. О результативности урочной деятельности свидетельствует позитивная динамика роста качества знаний.
Важным системным компонентом учебно-воспитательного процесса является проектный метод, который используется совместно с предметным системным обучением, органично дополняя и обогащая его. Использование проектных методик позволяет строить процесс обучения на принципах проблемного и деятельностного подходов в образовании, личностно ориентированного обучения и коллективного взаимодействия. Большие возможности содержатся в такой форме работы с учащимися, как организация работы по созданию интерактивных заданий, предоставляющих учащимся возможность выбора не только темы для работы, но и уровня сложности, возможности быть конкурентноспособным и умением представить свой продукт. Интерактивная деятельность в комплексе с проектным методом обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм, а также способствуют эффективному усвоению учебного материала.[2]
Почти каждый ребенок обладает теми или иными способностями. Раскрыть их, развить, создать все условия - это уже зависит во многом от школы и от учителя в частности.
Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org создан с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений.
Здесь представлено различные виды интерактивных упражнений: в форме игры от 2 до 4 участников, кроссворды, ребусы, шарады, пазлы и тестовые задания, викторины, дидактические игры, все что можно адаптировать в использовании на уроках по любой теме. Это сервис, позволяющий удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Во время уроков я использую задания данного сервиса потому, что ему присуще:
- широта возможностей
- удобство навигации
-простота в использовании
- общедоступность
Замечательно удобный и многофункциональный сервис. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс - небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне, не тратя на это много времени.
Мое приложение "Размышлял-ка" создано для тренинга учащихся, с целью формирования активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся; усиления мотивации к изучению предмета; создания комфортной, благоприятной атмосферы на уроке; исключения монологического преподнесения учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся. Может быть использовано как закрепление или проверка полученных знаний. Рассчитано на 5 - 8 классы.
Задание: Убери в каждом слове по одной букве так, чтобы из оставшихся букв каждой пары можно было прочесть новое слово.
Приложение "Найди-ка"создано для тренинга учащихся, с целью развития внимания, памяти, мышления, стимулирование учебно-познавательной мотивации; развития самостоятельности и активности; воспитания аналитического и критического мышления; формирования коммуникативных навыков и саморазвитие учащихся. Может быть использовано на этапе закрепления или подведении итогов по теме "Графический редактор Paint".
Задание: Найди слова связанные с графическим редактором Paint
Литература
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пос. для вуз. - М.: Академия, 2006. – 288с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. /Дж. О’Коннор, Иан Макдермотт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-256 с.
Окулов С.М., Лялин А.В. Ханойские башни. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008. – 245 с. (Развитие интеллекта школьников).
4. Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ", Авторы Галеева А. Р.,Зайцева О. С.-Журнал
Современные наукоемкие технологии. Выпуск № 5-1 / 2014