Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других.
обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Методы и приемы |
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке посредством создания благоприятной обстановки | Создание положительной мотивации на урок -Добрый день, ребята! Мы сегодня снова будем наблюдать, Делать выводы и рассуждать, А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся дружок. - Садитесь. - Руки … (на месте) - Ноги… (вместе) - Спина … (прямая). Карточки (смайлики)для самооценки на каждом этапе перед вами (зеленый, желтый, красный). - Давайте скорее начнём наш урок! | Доброжелательный настрой на урок Приветствуют учителя. Настрой на работу | Личностные УУД - создание положительного эмоционального настроя на работу. Коммуникативные УУД – формируем умение слушать и понимать других. | Словесные: беседа Методы осмысления детьми своего социального опыта. Методы контроля и самоконтроля |
Задача: актуализировать ранее изученный материал, способы действий, необходимых на этом уроке | - Какую тему мы изучаем? - Назовите изученные части слова? (Паровозик на доске с изученными частями слова) - Что вы знаете о корне? - Для чего нужно уметь выделять корень? - Проверим, умеем ли мы выполнять эту работу. - Сначала откройте тетради, запишите число, классная работа. -Тетрадочки положили правильно, спинки прямые, проследили за положением рук и ног. Отступили от предыдущей работы две рабочие строки. Определяется степень освоения ранее изученных способов действия Индивидуальная работа. (карточки) * Прочитайте предложения, выпишите из них однокоренные слова, выделите корень. Скоро откроется футбольный сезон. На матчи приедут именитые футболисты. Футбол – это игра быстрых и смелых. *К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?. Запишите пары слов, выделите корень. Игра, лист, заряд, сад. Ходить-переходить-подходить Добрый-предобрый-задобрить Объясните лексическое знание слов, постарайтесь найти сходства и различия -Мы проведем исследование и узнает, влияет ли приставка на значение слова А кто догадался о теме нашего урока? -Да, тема нашего урока «Значение приставок» -Какие цели мы поставим себе на урок? - Совершенно верно, сегодня на уроке мы поговорим, какие значения у приставок бывают, как приставка может влиять на значение слова. | Мы изучаем части слова. Корень, окончание, приставка. Правило «Корень слова». Проверяют свою посадку и положение тетради. В процессе беседы, практических заданий с учителем определяют направление работы на уроке -Значение приставок. -Узнать о значениях приставок. Три ученика работают по карточкам, остальные фронтально. | Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы; способность к самооценке. Предметные – умение выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок. Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в паре. Регулятивные - умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям, умение отличать верно выполненное задание от неверного. | Словесные: беседа Наглядные: демонстрация Методы формирования умений и навыков, применения знаний. Проблемное изложение изучаемого |
Задача: создать условия для изучения нового знания, применения исследования | Организация работы по изучения нового знания, применения исследования - Сегодня я хотела бы, чтобы вы побывали исследователями. Мы будем работать сейчас в парах, небольших группах 1 - Составление слов с этими приставками Для чего нужны приставки в словах (они уточняют значение слова) 2.Образуйте новые слова от корня «шел» при помощи приставок -под, -в,- за, -от,- у. Запишите их, выделите приставку и корень. Объясните значение новых слов. 3. От слова «ходить» образуйте новые слова с приставками -вы, -пере,-у,-при, -за, -до. Запишите их, выделите приставку и корень.На выполнение 6 минут. -Вижу, что Вы готовы. Давайте проверим. Сравним с образцом. Физминутка Работа с учебником (упр) (При возникновении затруднений проговорить и разобрать вопрос вместе с детьми). Вывод: одна и та же приставка может по-разному влиять на значение слова. Если меняется приставка, то и меняется значение слова. | Осваивают новые способы действия при изучении нового знания Делятся на группы, выполняют задание на раздаточном материале (карточки) Проверяют с учителем. Обсуждают вопросы по новой теме, возникшие вопросы. Приходят к выводу | Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы; способность к самооценке. Предметные - умение выделять приставки в словах; определять их значение; осознанно, употреблять слова, образованные с помощью приставок в устной и письменной речи. Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность. Познавательные - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы. Регулятивные - умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. | Словесные: беседа работа с книгой Практические упражнения: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Создание ситуации успеха. |
Задача: закрепить алгоритм действия (правила) | Организация работы по закреплению нового знания с проговариванием во внешней речи Упражнение из учебника 158 Сейчас выполним упражнение устно. Прочитаем 1 предложение. Из какой сказки этот отрывок? -Есть ли в этом предложении слова с приставками? Назовите их. -Есть ли среди них слова, приставка которых указывает на направленность действия изнутри? Докажите. Какие приставки в этих словах. -Объясним написание выделенных букв в корне слова. -Давайте посмотрим на следующие предложения. Из какой это сказки? -Есть ли в этом предложении слова с приставками? Назовите их. -Есть ли среди них слова, приставка которых указывает на направленность действия изнутри? Докажите. Какие приставки в этих словах. -Объясним написание выделенных букв в корне слова. | Учащиеся знакомятся с текстом и выполняют задание - классификацию слов с одинаковой приставкой, опираясь на значение, придаваемое приставкой. Открывают упражнение 158. Выполняют устно с учителем. -Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. -Послушалась, вынесла, отхлынула. -Вынесла - Берег – берега (проверяемая согласная в корне слова), тихонько – тихо (безударная проверяемая гласная в корне), вынесла – нёс (безударная проверяемая гласная в корне слова), легонько – лёгкий (безударная проверяемая гласная в корне). -Золотой ключик (Приключение Буратино) -Выкопал, положил, засыпал, вынул, посыпал, набрал, полил, вырастет. -Выкопал, вынул, вырастет. -Выкопал – закопанный, золотые – золото, дерево – деревья. | Предметные - умение выделять приставки в словах; определять их значение; осознанно, употреблять слова, образованные с помощью приставок в устной и письменной речи. Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы; способность к самооценке. Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации в тексте; понимать простейшие модели, определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию. Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность, оценивать результаты работы по выработанным критериям. | Словесные: беседа работа с книгой Практические упражнения: Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. Создание ситуации успеха. |
Задача: создать условия для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | Организует работу по закреплению и систематизации знаний, выполнение практических упражнений под своим контролем. - А теперь каждый может выбрать себе карточку по уровню сложности (на столе три варианта карточек разных цветов: зеленый простой уровень, желтый -средний, красный – сильный) Вижу, что справились. Обменяетесь карточками с соседом по парте и проверьте его работу. Если есть ошибки, мы их исправляем и стараемся больше не допускать ошибок | Самостоятельное выполнение заданий | Предметные - умение выделять приставки в словах; определять их значение; осознанно, употреблять слова, образованные с помощью приставок в устной и письменной речи. Личностные – проявляют интерес к изучению новой темы. приставки в словах. Коммуникативные - проявлять инициативу и активность; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы. Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность; умение отличать верно выполненное задание от неверного. | Практические упражнения: Создание ситуации успеха. |
| Приставка На доске записаны слова: Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес. При указании на слова, в которых есть приставка, ученики делают хлопок, если в словах приставки нет, ученики приседают. | Встают со своих мест Выполняют упражнения Садятся на свои места. | Регулятивные - осуществление самоконтроля в процессе выполнения физических упражнений. Предметные – умение определения наличие или отсутствие приставки. | |
Задачи: организовать рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, подвести итог урока | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся -Ребята мы сегодня проделали огромную работу. -С какими приставками мы познакомились и каково их значение. -Это далеко не все приставки в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и узнаем о значении других приставок. - Проведем небольшую игру. Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом Сделать работу заново (переделать) Сделать рисунок цветным (разукрасить) Сделать окно чистым (помыть) Попасть внутрь комнаты (зайти, войти) Вывод: в русском языке все приставки нужны, они очень влияют на значение слова. Если в однокоренном слове изменить приставку- измениться значение слова. Мы сегодня познакомились не со всеми приставками в русском языке. На следующих уроках мы продолжим начатую работу и узнаем о значении других приставок. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Слушают учителя. -Значение начала действий, повторение действий, направления движения в сторону и др. -Приставка образует однокоренное слово с новым значением. Заканчивают предложения. | Предметные - представление о приставке, как значимой части речи. Коммуникативные - включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность. Познавательные - делать выводы. Регулятивные - принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока. | Поощрение Создание ситуации успеха. |