СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкция и декор предметов народного быта

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкция и декор предметов народного быта»

Урок № 5

Тема: Конструкция и декор предметов народного быта

Цели обучающие: формировать образное представление о форме, строении и декоре предметов крестьянского быта, знакомить с содержательным смыслом формы-образа; учить применять знания в своей декоративной и изобразительной деятельности.

Развивающие: развивать ассоциативное мышление, фантазию, художественный кругозор, познавательную активность, творческие навыки, способности воспринимать образный язык народного прикладного искусства через конструкцию и декор предметов народного быта.

Воспитательные: обогащать нравственный опыт, воспитывать эстетические чувства, интерес к декоративному искусству, уважение к наследию своего народа, своей семьи, к её предметному окружению.


Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Конструкция и декор предметов народного быта», видеоматериал «Внутренний мир русской избы»;

Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2015, с.36-43

Материалы: альбомы, цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, палитры, баночки для воды, тряпочки, уголь, сангина, клеёнки;

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа.

ХОД УРОКА

І. Организация класса.

Учитель приветствует детей, проверяет подготовку к уроку, отмечает отсутствующих.

П. Актуализация чувственного опыта опорных знаний.

Вопросы:

- Назовите конструктивные составляющие внутреннего пространства крестьянской избы.

- Расскажите о главном месте этого пространства, какое значение оно имело в жизни крестьянина.

- На какие две части делилось все помещение. С какими представлениями наших предков они были связаны.

Ш. Новый материал.

На прошлом уроке мы познакомились с конструктивными составляющими и символическим значением частей помещения крестьянской избы. И, конечно, в этом помещении было множество предметов – домашней утвари, без которой не могла существовать ни одна семья. Эти предметы представляют собой произведения искусства, они жили вместе с человеком, помогали в быту, были участниками и будней и праздников. Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, нарядные вышивки не только радовали глаз, но и воспринимались как пожелание блага, добра, счастья.

Например, на детской люльке изображали сценки из жизни семьи, цветы как пожелание вырасти сильным, добрым, счастливым. Солнечные знаки служили оберегами – в такой колыбели дитя не сглазят. На прялке, украшенной росписью или резьбой, будет спориться работа, в нарядной посуде напитки и еда покажутся вкуснее.

Вот ковш-скопкаʹрь. В нем подавали квас, медовуху. На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы-утицы, ладьи, коней. Как удобна и совершенна их форма! Приземистая чаша плавно перетекает в изящную голову с длинным клювом и чуть изогнутый хвост. Сама форма сосуда имела образное звучание, становилась украшением. Уже в древние времена мастера изготавливали предметы быта в чётком единстве формы и росписи. Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами. Если рассмотреть ковш-коʹнюх, можно увидеть в его форме соединение различных образов. В народных представлениях ковш-конюх олицетворял хозяина дома, а ковш-утица – гостеприимную и домовитую хозяйку. Образный строй ковша (его форма и декор) словно воскрешает легенду о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряженной конями, и возвращающемся на восток в золотой дворец в ладье, которую тянут сказочные птицы. В облике сосуда можно увидеть ладью, солнце, коня, птицу.

Разным ковшам мастера могли придавать самую разную форму. Вот ковш-черпаʹк – название его говорит само за себя. Очень интересна его форма, примечателен декор с древними элементами.

Огромная круглая чаша с носиком для разлива вина – ендоваʹ – также предназначалась для праздничных столов. И поэтому её украшали с особым старанием: наряжали в праздничные расписные одежды.

Самое почётное место на столе занимали хлеб да соль. Разве могла обойтись без них встреча дорогих гостей, невесты с женихом? «Без соли, без хлеба – худая беседа», - говорили в народе. Как празднично украшена хлебница! Красный цвет в сочетании с зелёным и золотисто-жёлтым торжествует на белой поверхности. В растительный узор деревенский художник вписал крупное изображение рыбы, а также людей и домашних животных. Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.

Игрушечные креслица, уточки не что иное, как солониʹцы. По тончайшей резьбе, которой украшены все поверхности солоницы-стульчика, можно судить об отношении русского крестьянина к соли, которая стоила в старину очень дорого.

Каково назначение этого предмета, определить сегодня непросто. Название его рубеʹль. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты, намотанные на скалку. Сейчас можно только удивляться, с какой изобретательностью и смекалкой сработан рубель, как декоративно решена форма, удобная дл работы. Богатое резное узорочье с символами солнца как бы рисует космическую картину: солнце только начинает подниматься над землей. Об этом говорит и конёк, и резная полурозетка в виде веера, расположенные на границе земли и неба.

При стирке использовались особые предметы – валькиʹ, ими женщины выколачивали бельё. Широкая, чуть изогнутая поверхность валька с удобной ручкой хорошо приспособлена к ударам по мокрому белью. А их форма напоминает женскую фигурку, резной декор смотрится как нарядные одежды.

В избе было немало и других предметов, которыми пользовались крестьянская семья. Это буракиʹ, лукоʹшки, коробаʹ, набируʹхи для сбора ягод, сделанные из бересты и луʹба.

Прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец с подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И поэтому её старались украсить особенно нарядно. Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Прялки были сплошные, т.е. из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце. На Белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были стройные многоярусные прялки-«башенки», в каждой местности мастера изготавливали свои особенные прялки, которые отличались размерами, формой лопасти, ножки, декоративными украшениями. Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно.

Вся поверхность прялки с Сирином словно залита солнечным сиянием. На ней причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягодки, цветы. И среди этой красоты в солнечном круге, опоясанном лучиками-треугольниками, царственная птица Сирин с распростёртыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что птица эта обитает в райском саду и своим сладкоголосым пением может усыпить любого, что она приносит счастье. Жених дарил невесте прялку с её изображением как бы с пожеланием сладостной жизни. В нижней части лопасти этой прялки изображена жизненная сценка – катание парня в санях. В росписи соединились сказочность и реальность.

Вся композиция росписи связана с конструкцией прялкицвета согласованы между собой и с цветом древесины. При росписи мастера использовали всего четыре цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий – и добавляли чёрную и белую краску (для контуров).

Особую красоту имеет прялка «с ожерельем», украшенная резьбой и цветным узором! Какой смысл может выражать хоровод лучистых – серебристых и золотистых розеток? Нарядная поверхность прялки, мерцающая множеством граней, напоминает о женской праздничной одежде, украшенной нитями бус. Пряха старалась прикрепить кудель к той части лопасти, где находилось большое солнце. (Кудель – это пучок вычесанного льна или шерсти, приготовленный для пряжи.)

Символы солнца пронизывают не только орнамент, но и саму конструкцию прялки. В верхней части это разные выступы-городки, обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые выступы-серьги – символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображено ночное, подземное солнце.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала. Интерьер избы, наполняющие её предметы быта – это столь же высокое искусство, как и всё, что создавали простые крестьянские люди.


ІУ. Практическая работа.

Задание. Изобрази предметы крестьянского быта, с которыми познакомились на уроке.

Представь их (форму, размер), подумай, как расположить на листе.

Выполни зарисовки карандашом, закончи работу в цвете, помни о символизме цвета и декора.


У. Итог урока.

Демонстрация детских работ. Мини защита.


УІ. Домашнее задание.

Приготовить принадлежности.

Подобрать материалы, рассказы о предметах крестьянского быта



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!