Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5
Урок № 4
Учитель Удод И.В.
Дата ______________________________________________________________
Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта и труда».
Цель: Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка)
Задачи урока:
- Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.
- Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
- Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного.
- Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные: Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов Формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши или краски.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация опорных знаний.
Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу конца 19 века.
Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.
-Вспомните, ребята, как называется передний угол избы? (Красный)
- Почему он так называется? (Красный - значит красивый. В углу на полочке стояли иконы, это считалось главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол).
-Потолок был подобен чему? … (небесному своду).
-Пол подобен … (земле).
-А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была …конечно же печь.
- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи? (Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. Печь считали семейным очагом. На ней сушили варежки и валенки. Ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки).
Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, интересно было бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они были нужны?
-Видим ли мы шкафы для посуды? (Нет. Всю посуду, крестьянскую утварь хозяйка расставляла на верхнюю полку под потолком – половошник.)
-Что еще из мебели мы здесь видим? (Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали. Детская колыбель, подвешенная к потолку)
-А чем изба украшалась? (Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)
-Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы? (Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда необычная.)
-Чем она необычная? (Непохожа на современную, необычная форма посуды, узоры.)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Давайте представим. Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка.
Давайте заглянем внутрь!
Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка с куделью, в руке веретено.
Музыкальный эпиграф: Русская народная песня «Пряха».
Пряха. В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, | По плечам развита Русая коса. Русая головка Думы без конца… Ты о чем взгрустнула, Девица-краса? |
Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на нелегкую жизнь сохранить в себе доброту, терпение, свободолюбие.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней,- Писал А. С. Пушкин.
Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.
Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. На Русском Севере парень, написавший на Прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками Прялку. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
- О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения предметов народного быта?
Тема нашего урока сегодня посвящается конструкции и декору предметов народного быта. На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Особое место в доме занимала прялка. Прялка – орудие для ручного прядения.
Русские прялки - неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил муж жене, отец дочери. И поэтому ее старались украсить особенно нарядно.
Основными элементами прялки являются: городки, лопасть, серьги, ножка, донце.
Городки - разные выступы, в верхней части, обозначающие путь солнца по небосводу, символ дневного солнца. «Серьги» - выступы в нижней части, символы ночного (подземного) солнца. Вертикальный стояк с лопастью, к которой привязывалась кудель для прядения. Кудель прикреплялась именно к той части лопасти, где находится большое солнце. Донце – горизонтальное сиденье для пряхи.
Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В роспись удивительным образом соединялись сказочность и реальность. Встречаются и сценки из жизни людей, и растительные элементы, а в нижнем ярусе, символизирующем землю, солярные знаки солнца и воды и фантастические птицы сирин. Люди верили, что птицы сирин приносят счастье. С солярными знаками мы знакомились с вами на предыдущих уроках.
- Что такое солярные знаки? (Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце).
Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых ножка вставлялась в донце. В Городце лопасть вешали на стену как украшение интерьера избы. Посмотрите, как разнообразны прялки: их различают размеры, форма лопастей, ножки, декоративные украшения.
Прялки украшались резными узорами и росписью с уже знакомыми нам знаками солнца, чудными коньками, диковинными цветами, зверями и птицами.
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в декоре (украшении), но и в самой конструкции прялки. Сверху это различные выступы - «городки», обозначающие путь солнца по небосводу. Снизу декоративные «серьги» и круглые розетки на ножке означают «ночное, подземное солнце».
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён.
Существует множество пословиц и поговорок о прядении:
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Прялка не Бог, а рубаху дает
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься
Физминутка
Отгадайте загадку.
«Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто к доске привязали». (Прялка)
-Что это чистое, пушистое к доске привязали? Конечно кудель.
Давайте покажем как девушка – пряха, сидя за прялкой, перебирала пальцами шерсть и скручивала ее в нить. Выше руки поднимаем, нить должна быть длинная, ровная. Работаем пальчиками. Нить тянется сверху – вниз.
Отгадайте еще загадки.
«Утка в реке, хвост в кулаке» (Ковш)
«Сама не ем, а людей кормлю» (Ложка)
А теперь все встаньте, мысленно возьмите ковш и ложки и, встав на цыпочки, потянитесь и поставьте на верхнюю полку под потолком избы.
5. Первичная проверка понимания.
Итак, мы с вами рассмотрели различные прялки. Вы видели, что все они были очень разными по форме, но все одинаково красивы.
-А разве бы они не выполнили своего назначения без росписи и резьбы? Ведь главное назначение этих предметов в том, что бы быть полезными человеку. А откуда у русского человека такая тяга к красоте? Как вы думаете? Давайте порассуждаем.
В доме становится уютнее, когда в нем живут красивые вещи. Красивые предметы поднимают настроение. Когда человек берет в руки красивую вещь, он становится добрее. В жизни крестьянина было так много нужды, что красота как-то скрашивала его жизнь.
Да, ребята, вот видите, оказывается, красота в жизни русского человека была как хлеб насущный, как соль и вода.
6.Первичное закрепление.
Творческая деятельность. Постановка художественной задачи.
А теперь давайте выполним эскиз прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.
- Скажите, какими узорами, символами вы будете украшать предметы?
Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.
- А что означают эти символы? ( Счастье, радость, богатство.)
Прежде чем приступить к работе, посмотрите последовательность выполнения (педагогический рисунок).
1. Нарисовать лопасть и ножку.
2. Оформить верх лопасти городками, низ «серьгами».
3. Составить композицию из узоров, орнамента, символов.
4. За тонировать прялку «под дерево» краской охристого цвета.
5. Выполнить эскиз в цвете.
Продумайте и сконструируйте недостающие элементы предметам, а затем нанесите простым карандашом солярные знаки и узоры, потом обведите их фломастерами, карандашами и красками.
Фломастеры, каких цветов вам понадобятся? Какие цвета предпочитали народные умельцы?
(Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.)
Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.
На выполнение задания даю вам 20 минут. Работаем быстро и качественно.
В ходе самостоятельной работы учащихся учитель обращает внимание: на композиционное решение, цветовую гамму, навыки работы с кистью и красками.
Учитель подсказывает, поправляет, помогает в процессе работы учеников.
7.Информация о домашнем задании
По желанию расписать по своему эскизу разделочную доску.
На следующем уроке мы посмотрим ваши завершенные работы и организуем выставку.
8.Рефлексия.
На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням, к памяти предков.
Надеюсь, что сегодняшний урок способствовал формированию любви и понимания к национальному российскому искусству. А это и была главная цель нашего урока.
6