Консультация для родителей
Если ребенок не говорит?
Подготовила:
учитель-логопед
Беличенко Е.Ю.
Нужно выяснить два следующих момента:
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
У ребенка могут быть определенные мозговые нарушения, в результате которых
он не понимает обращенную к нему речь, он её как бы не слышит. Очевидно,
что в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую
очередь, вам нужно выяснить, понимает ли ваш ребенок речь окружающих.
При хорошо развитом интеллекте он может, исходя из ситуации, наблюдая
за жестами обращающихся к нему людей, догадываться, о чём в данный момент
идет речь. Поэтому для проверки понимания речи ребенка пользуйтесь
только словами.
Вам нужно выяснить:
Понимание значения слов – существительных, прилагательных, глаголов.
Нужно выяснить, знает ли ребенок названия окружающих его предметов.
Внятно произносите название того или иного предмета, находящегося в поле
зрения ребенка, без какого бы то ни было жеста или даже взгляда в сторону
этого предмета. Например: «Где стол?» Ребенок должен показать названный
предмет.
Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение прилагательных,
обозначающих цвет (красный, черный, синий, желтый, зеленый, коричневый) и
величину (большой - маленький) предметов. Положите перед ребенком
два одинаковых предмета, различающихся только цветом (например: два мяча-
желтый и красный) или только величиной (например: две матрешки –
большую и маленькую), и, указывая на эти предметы, спросите у него: «Где
красный?» или «Где большая?».
Нужно выяснить, понимает ли ребенок значение глаголов, обозначающих
простые действия или положение предмета в пространстве. Положите на стол
две – три картинки, изображающие, например, человека, который идет, бежит,
сидит, лежит, или например, птицы, которая сидит, летит. Различные действия,
изображенные на картинках одной серии, должны осуществляться одним и тем
же персонажем (мальчиком, птичкой и т.д.). Спрашивайте у ребенка:
«Где мальчик идет (сидит, лежит)?», Где птичка летит (сидит)?», подчеркивая ударением глагол.
Понимание значения простых предлогов: в, на, под, за, около.
Разложите одинаковые предметы (например карандаши) в местах, находящихся в различных пространственных отношениях к какому – либо предмету. Например карандаши можно положить в книгу, на книгу, за книгу, под книгу, около книги. Попросите ребенка подать вам карандаш, расположенный в соответствующем месте: «Дай тот, что на книге!» (с ударением на предлоге, но без указывающего жеста).
Различение единственного и множественного числа существительных.
Положите перед ребенком предметы одного вида: один предмет – отдельно и на некотором расстоянии от него – несколько таких же предметов (например,
карандаши). Спросите у него: «Где карандаш?», затем «Где карандаши?», выделяя голосом окончания существительных.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
У ребенка может быть снижение физического слуха, тогда вам нужно будет как можно скорее обратиться к специалисту – сурдопедагогу.
Если ребенок с нормальным слухом не выполняет заданий
(особенно первых двух), у него, скорее всего, есть речевой дефект, который называется сенсорной алалией. При этом нарушении речь у детей самостоятельно не развивается вообще или развивается крайне медленно.
Вам нужно срочно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы именно с этим заболеванием. В специализированных детских садах есть группы для детей с общим недоразвитием речи, в которых также принимаются дети с алалией.
3. Если ребенок справляется с заданием, нужно проверить подвижность его речевых органов.