Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Игра в жизни ребенка"»
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.
В педагогической литературе и практике накоплен большой опыт исследовательской работы по проблемам физического воспитания дошкольников и активизации их двигательной активности. В исследованиях отмечается, что ведущая роль в удовлетворении двигательной активности ребёнка принадлежит подвижным играм.
Свой важный и ни чем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального режима дошкольников с учётом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана игровая деятельность.
Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольника до 40% необходимого суточного объёма движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов. Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно влияют на нервную систему и укрепляют здоровье, так как почти в каждой игре присутствуют виды основных движений.
На прогулках, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течении дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребёнка. При активной двигательной активности детей на прогулке усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается поступления кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в них по существу, присутствуют все виды основных движений - и поэтому являются самым универсальным и не заменимым средством развития детей. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство разнообразия движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, ребёнок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные воспитателем подвижные игры и игровые упражнения. У детей дошкольного возраста ещё мал опыт самостоятельной двигательной активности, многие движения находятся в стадии формирования. Поэтому подвижные игры проводятся ежедневно с целью закрепления двигательных навыков, с их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные задачи. Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка, познание) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине прогулки.
Задача воспитателя - предлагать подвижные игры на выполнение основных движений - ходьба, бег, прыжки, подскоки, ползание и другие. Значительное место отводиться играм спортивного и соревновательного характера. В эти игры рекомендовано вводить хорошо знакомые детям движения и упражнения. Для поддержания их интереса целесообразно усложнять игровое содержание, правила и задания.
В процессе ежедневного поведения на прогулке подвижных игр расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навык в основных движениях: развивается ловкость, быстрота, выносливость, формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.