СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста в семейном воспитании» (Методические рекомендации и игры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 « Игры с элементами театрализации

для детей дошкольного возраста в семейном воспитании»

 

          Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

         Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра. Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Просмотр содержимого документа
«« Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста в семейном воспитании» (Методические рекомендации и игры)»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Севастополя

«Детский сад № 91комбинированного вида»






Консультационный центр


« Игры с элементами театрализации

для детей дошкольного возраста в семейном воспитании»

(Методические рекомендации и игры)


Выполнила:

воспитатель

группы № 6

Нестерак В.Н.

г. Севастополь



« Игры с элементами театрализации

для детей дошкольного возраста в семейном воспитании»


Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.

Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра. Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка».

В средней группе по теме «Как звери в лесу зимуют» - инсценировку по русской народной сказке «Зимовье зверей». В старшей группе по теме «Осенний лес» можно предложить детям мини-инсценировку «Загадки Лесовичка», с использованием кукол-перчаток: мишка, зайчик, лиса. В подготовительной группе по теме «Масленица» на занятие - игре «Весна-красна» с народными играми и хороводами.

В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.

Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.

Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.


Театральная игра способствует:

  • Развитию речи детей.

  • Развитию нравственно - коммуникативных качеств личности.

  • 3. Развитию двигательных качеств и умений.

  • 4. Развитию творческого воображения и фантазии.

  • 5. Развитию познавательных способностей.


Разновидностями театральных игр являются:

  • Игры с элементами театрализации.

  • 2. Занятие-игра.

  • 3. Театрализованный рассказ.

  • 4. Викторина-развлечение.

  • 5. Спектакль-игра.


Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

  • Использование речевых упражнений.

  • Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

  • Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

  • Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.


Остановимся на методике театральных игр и условиях их осуществления.


I. Игры с элементами театрализации.

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

  • Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.


  • Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

  • В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.Акцент делается на модель положительного поведения.

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

  • Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание ; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

  • Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д..

  • Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.


II. Занятие-игра.

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.


III. Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».


IV. Викторина – развлечение.

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.


V. Спектакль-игра.

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.










Практический материал.

Речевые игры и упражнения.


  • «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет).


Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи.


Ход: Дети вместе со взрослым произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.


«На болоте стоит пень,


Шевелиться ему лень.


Шея не ворочается.


А посмеяться хочется!»



« -Был сапожник? - Был!


- Шил сапожник? – Шил!


- Для кого сапожки?


- Для соседской кошки!»



«- Кошка, как тебя зовут?


- Мяу!


- Стережёшь ты мышку тут?


- Мяу!


- Мяу! Хочешь молока?


- Мяу!


- А в товарищи щенка?


- Фрр!!!»


  • «Эхо» ( для детей 4-5 лет).


Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста.


Ход: «Мы бродили тёмным бором,


Мы спросили дружно хором:


- Дома ль бабушка Яга?


Лес ответил нам:


- Ага!»


Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –


«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»


  • «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет).


Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность.


Ход: «Едем, едем на тележке,


Собирать в лесу орешки,


Скрип, скрип, скрип,


Скрип, скрип, скрип.


Листья шуршат - ш-ш-ш,


Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью,


Белка на ветке


Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,


Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)


Долго-долго ехали,


Наконец, приехали!»


  • «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет).


Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.


Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)


С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).


До краёв наполнил большую глубокую лужу


(«бульканье» низкими звуками).


Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).


И дальше побежал («бульканье»)


Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)


И букашки (з-з-з)


Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)


И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).


Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).


Вот и пришла весна!»


  • Скороговорки. Чистоговорки.


Цель: Совершенствовать чистоту произношения.


Ход: «Горячи кирпичи!


Соскачи-ка с печи,


Испеки-ка в печи,


Из муки калачи!»



«Тары- бары, растабары,


У Варвары куры стары!»



«Сеня вёз воз сена»


«Палкой Саша шишки сшиб».


«Орёл на горе, перо на орле».



«Жужжит над жимолостью жук,


Зелёный на жуке кожух»


Этюды на выражение основных эмоций.


  • «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).


Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).


Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.


  • «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет).


Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).


Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами.


Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное.




  • «Прогулка» (для детей 5-6 лет).


Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).


Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.


  • «Битва» (для детей 6-7 лет).


Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.


Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй - Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживает победу Змей – повержен.




Этюды на воспроизведение черт характера.


  • «Старичок» (для детей 3-4 лет).


Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).


Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.



«Жил на свете старичок


Маленького роста,


И смеялся старичок


Чрезвычайно просто:



Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,


Хи-хи-хи, да бух-бух!


Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,


Динь-динь-динь,


Да трюх-трюх!



Раз, увидев паучка,


Страшно испугался


Но, схватившись за бока,


Громко рассмеялся:



Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,


Хо-хо-хо, да гуль-гуль!


Ги-ги-ги, да га-га-га,


Го-го-го, да буль-буль!



А увидев стрекозу,


Страшно рассердился,


Но от смеха на траву


Так и повалился:



Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,


Го-го-го, да бах-бах,


Ой, ребята! Не могу!


Ой, ребята! Ах, ах!


  • «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет).


Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность).


Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко.


«Жадный пёс дрова принёс,


Воды наносил, тесто замесил,


Пирогов напёк, спрятал в уголок,


И съел сам – гам, гам, гам!»


Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.


  • «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).


Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).


Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.



«Прямо в комнатную дверь,


Проникает хищный зверь!


У него торчат клыки


И усы топорщатся-


У него горят зрачки-


Испугаться хочется!



Может это львица?


Может выть волчица?


Глупый мальчик крикнул:


- Рысь!!


Храбрый мальчик крикнул:


- Брысь!»


  • «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).


Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.


Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,


Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.


Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.




Игры на развитие внимания.


  • «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет).


Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.


Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки.


  • «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет).


Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу.


Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д.


  • «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет).


Цель: Развивать активное внимание.


Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.


  • «Молчанка» (для детей 6-7 лет).


Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.


Ход: Водящий:


Тише, мыши,


Кот на крыше,


А котята ещё выше!


Раз, два, три, четыре, пять,-


С этих пор пора молчать!


Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер.




Игры на развитие памяти.


  • «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).


Цель: Развивать моторно-слуховую память.


Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты.


Каждый должен запомнить своё место.


Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места.


  • «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет).


Цель: Развивать моторно-слуховую память.


Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод».


Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места.


  • «Художник» (для детей 5-6 лет).


Цель: Развивать внимание и память.


Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.


  • «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет).


Цель: Развивать наблюдательность и память.


Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.


Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.



Этюды на выразительность жестов.


  • «Тише» (для детей 3-4 лет).


Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест.


Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.


Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»


Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».


  • «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет).


Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.


Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.


  • «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет).


Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.


Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.


Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.


  • «Дружная семья» (для детей 6-7 лет).


Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение.


Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.




Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.


  • «Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).


Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.


Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др..)


  • «Угадай ситуацию» (для детей 4-5 лет).


Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.


Ход: Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные - угадывают:


  • «Таня собирает грибы в лесу».


Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.


  • «Олег плавает под водой».


Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.


  • «Катя попала под дождь».


Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.


  • «Жмурки» (для детей 5-6 лет).


Цель: Развивать коммуникативность, творческое воображение, фантазию.


Ход: Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.


Игра продолжается.


  • «Организуем всеобщий театр.» (для детей 6-7 лет).

Цель: Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию.

Ход: Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!