СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Как приобщить к чтению учащихся средней школы?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей «Как приобщить к чтению учащихся средней школы?»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Как приобщить к чтению учащихся средней школы?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Сивякова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы


Методическая разработка

Консультация для родителей

«Как приобщить к чтению учащихся средней школы?»

Проблема читательской деятельности выпускников школ представляется актуальной, так как, прежде чем говорить о формировании читательских умений при изучении художественных произведений, нужно знать отношение современных старшеклассников к чтению произведений разных литературных родов. Не менее важно выявить ведущие мотивы в чтении и определить характер общения с книгой. Падение интереса юношества к свободному чтению вызывает беспокойство по ряду причин. Во-первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. Во-вторых, из тематики чтения исчезают книги об искусстве, а превалируют мистика, фантастика и любовный роман. Такие произведения не могут положительно влиять на формирование эстетических и моральных норм у учащихся, на расширение их словарного запаса.

По результатам исследований выяснилось, что выпускники в среднем тратят на чтение от 30 минут до 1 часа в день. Очевидно, есть объективные причины, отвлекающие школьников от чтения. В первую очередь это быстрый темп жизни, их чрезмерная занятость, возможность интересно и разнообразно провести досуг. Привыкнув к частой смене впечатлений и видов занятий, старшеклассники с удовольствием выполняют работу, которая делается легко, быстро и дает скорый и видимый результат. А чтение — процесс медленный, требующий временны́х затрат, умения сосредоточиться. Чтение — это «труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Оно требует умственных усилий, работы воображения, мысли, чувств.

В чтении школьников России в течение последних десяти лет произошли изменения, связанные с отменой единых программ по литературе и изменениями издательского репертуара. Различия в круге чтения девушек и юношей стали более выраженными. Книгоиздание предлагает не только взрослым, но и детям книги, учитывающие их половозрастные признаки.

По замечанию А. И. Рейтблата, «у молодежи наблюдается прагматизация чтения. В большой степени необходимы им более углубленные и специализированные знания, потребность в учебниках и учебных пособиях сильно возросла. Кроме того, с усилением контактов с зарубежными странами многие сейчас изучают иностранные языки... — отсюда обращение к учебникам иностранных языков».

Старшеклассники читают классику, книги советских и зарубежных писателей, но больше всего они любят современную литературу. Интерес молодежи к этим книгам понятен: в них отражены события, близкие по времени к юным читателям, а классическая литература для них труднее, так как для ее усвоения нужна достаточно высокая культура чтения. Часть учеников X—XI классов не знают литературных направлений, плохо разбираются в хронологии событий, в особенностях композиции, языка и стиля писателя.

По данным исследований, можно утверждать, что поэзия пока еще не заняла должного места в читательских интересах молодых людей.

Многочисленные наблюдения показывают, что даже учащиеся X—XI классов при самостоятельном разборе эпических произведений не улавливают их основных особенностей: не видят особого значения авторского мировосприятия, «взаимосцепления» отдельных частей и образов произведения и специфики художественного слова в эпосе (его конкретности, изобразительности). Несмотря на это, большинство старшеклассников — читатели именно эпических — сюжетных — произведений.

Учащиеся охотно смотрят спектакли в театре, экранизации в кино и по телевизору. Те, кто занимается в театральных студиях и попробовал себя в качестве актера, зачастую с большим удовольствием анализируют драму. Но таковых немного. По свидетельству И. Бутенко, «спад интересов молодежи к чтению книг, и особенно „серьезной литературы“, и рост внимания к журналам, прежде всего развлекательного характера, наблюдается в разных странах». Наши исследования подтверждают это наблюдение. «Читаются в основном произведения кратких жанров — журнальные статьи, статьи в энциклопедиях и справочниках, инструкции и руководства». Многие старшеклассники при чтении пропускают отдельные фрагменты: лирические отступления, изображения военных событий, монологи и диалоги героев.

У современной молодежи нет привычки повторно перечитывать произведения. Немногие учащиеся пытаются создавать личные библиотеки. При этом здесь нет какого-либо определенного принципа — книги собираются случайные, за исключением учебной литературы. Немногие покупают книги, уже прочитанные и ставшие любимыми. Преобладающее место в личных библиотеках учащихся занимают художественные книги различных «массовых» жанров, но очень мало справочной, научно-популярной, публицистической литературы.

На основании приведенных фактов можно сделать вывод о недостаточно развитой читательской культуре современных старшеклассников. Невысокая культура чтения — «большой тормоз в нравственном и эстетическом воздействии литературы на читающего; многие богатства книги остаются нереализованными, о них читатель часто и не подозревает, он ищет в книге другое — занимательность, волнует его только фабула, острый сюжет. Отсутствие знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся ориентироваться в мире книг, работать с ними, отрицательно сказывается в дальнейшем на самообразовании выпускников школы» (С. Лицерова).

Настораживает бессистемность чтения: учащиеся часто читают все, что попадает в руки. Это говорит о том, что у многих еще нет сложившихся читательских интересов. Читательская культура сегодняшнего выпускника школы явно не соответствует задачам нынешнего дня, а уж тем более завтрашнего. Конечно, формирование читателя — сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, нам кажется, что ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, начиная с 5 класса, используются различные формы такие как, например:

Реклама новых книг;

Библиотечные уроки;

Мероприятия в игровой форме;

Новые информационные технологии сегодня проникают во все сферы нашей жизни; компьютерная грамотность становится атрибутом современного человека. Вот почему для приобщения детей и подростков к чтению необходимы аудиовизуальные и мультимедийные материалы. В настоящее время современные библиотеки используют новые средства, методы и формы работы с читателями, компьютерные и Интернет - технологии, формируют культуру работы с информацией.

Значимым пунктом необходимо включить работу по семейному чтению. Необходимо выступить на родительском собрании с темой "Роль чтения в формировании личности ребенка" Подготовить родителям буклет "Как вашему ребенку стать читателем". Провести беседу с родителями "Имеешь детей - читай с ними". Подготовить рекомендательный методический список литературы, который позволит правильно решить проблему семейного чтения и привлечь ребенка к чтению. Провести обзор литературы для родителей "Секреты для взрослых". Совместно с педагогами дополнительного образования школы и школьной библиотеки в целях семейного чтения провести конкурс "Самая читающая семья". Провести день открытых дверей для родителей и школьников "Всей семьей в библиотеку" в рамках которого необходимо оформить книжную выставку "Читаем вместе - взрослые и дети". Такие мероприятия заставят не только читать детей, но и родителей читать книги детям вслух и обсуждать прочитанные книги в семье вместе с детьми.

При проведении различных мероприятий необходимо использовать все информационные технологии.

Изучение литературы в старших классах требует принципиально новых подходов. В изучаемых текстах должна подчеркиваться их двойная актуальность — для современных им эпох и для сегодняшнего времени. Необходимо совершенствовать анализ литературного произведения. По замечанию В. Ачкасова «в анализе произведения осуществляется полифункциональность самой методики, то есть он направлен на решение целого ряда задач... В анализе произведения целостность и проблемность являются... необходимыми качествами».

У старшеклассников появляется возможность постоянно сопоставлять и сверять свое понимание художественного мира писателя с оценками критиков, с восприятием читателей прошлого. «Это позволяет увидеть глубину, смысловую многомерность художественного произведения, дает возможность интерпретировать его в диалоге с другими читателями» (Е. Чайка).

Ученики старших классов проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, к личности писателя и его творчеству в целом. «В основе читательского развития в этом возрасте лежит понимание авторской художественно-эстетической, философской, идейно-тематической концепции, с одной стороны, и способность развернуть собственный концептуальный текст, с другой», — замечает В. Ачкасов.
Из методов работы учителей ушли совместные походы с учениками в музеи, кино, театры и горячие обсуждения премьер. Все реже встречаются литературные клубы, где учащиеся могут обсуждать новинки — фильмы, книги, выставки.

Лично я думаю, что чтение художественной литературы необходимо, как прослушивание музыки. Однако притормозить скорость жизненных оборотов современного общества никто не в силах. Поскольку нравственность воспитывается в людях исключительно через эмоции, то художественная литература конечно же нужна. Вот только теперь это задача не авторов книг, а скорее кинорежиссеров и сценаристов компьютерных игр. Написал автор отличную книгу, вдохновил кинорежиссера, который сумел снять отличную кино- мульти- картину. Значит книга будет читаема. Не смог режиссер увлечь своего зрителя, провал книге обеспечен. Разумеется, исключения из правил бывают, но в основном сегодня все обстоит именно так.

Отдельно о чтении книг подростками. Если исключить из жизни молодых людей и девушек ТВ и компьютер (Например, отключить электричество), они начинают читать. Проверено на практике . 

Так что, дорогие родители современных детей, если вы очень желаете, чтобы ваш ребенок взялся за книгу, то нет ничего проще — разрядите сотовый телефон подростка и отключите в доме электроэнергию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!