Психологические особенности развития мышления
ребёнка младшего возраста.
В дошкольном возрасте систематическое обогащение знаниями, формирование новых умений и навыков приводит к быстрому качественному развитию в социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественной, физической деятельности ребёнка. Чтобы управлять этими видами деятельности, педагогу надо иметь в виду особенности восприятия, внимания, памяти и мышления ребёнка дошкольного возраста.
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.
По данным психологических исследований (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Ананьев Б.Г., Занков Л.В., Лейтес Н.С. и др.) дальнейшее совершенствование психики ребёнка обеспечивается, главным образом, за счёт развития мышления. Возрастной период от 5 лет до 7 отличается от остальных. Ведущая деятельность (согласно периодизации Д.Б. Эльконина) в этом возрасте - познавательная. Причём мышление ребёнка дошкольного возраста находится на переломном этапе развития – совершается переход от наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Новообразования данного возраста: рефлексия, самоконтроль, внутренний план действия, произвольность.
Социальная ситуация развития дошкольников характеризуется особой значимостью деятельности ребёнка, опосредованностью его отношений с взрослыми, их образцами и оценками, следованием правилам, приобретением понятий. В процессе деятельности происходит усвоение знаний, формирование интеллектуальных сил, ориентировка в предметном мире, опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье.
Выготский Л.С. подчёркивал, что именно дошкольный возраст является периодом активного развития мышления. Это развитие заключается в том, что возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий –«Я сам!». Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов.
Итак, отмечу основные психолого-педагогические особенности дошкольного возраста: - в системе отношений появляется педагог («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом,
- в поведении детей формируется сфера мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способности достаточно адекватно оценивать результаты собственной деятельности и своих возможностей,
- происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, в области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче, происходит также развитие волевых процессов.
Ребёнок в дошкольном возрасте 5-7 лет постепенно утрачивает детскую непосредственность, но ещё достаточно открыт для взрослых. Задача педагогов и родителей – не упустить этот этап детства, постараться не только помочь ребёнку освоить счёт и правописание, но и научить трудиться, радоваться преодолённым трудностям, гордиться своими достижениями, не потерять детскую любознательность и чем-нибудь увлекаться – музыкой, декоративно-прикладным творчеством, танцами – чем угодно. Дошкольный возраст, возможно, самый благоприятный период для развития мышления и творческих способностей.
Ребенок младшего возраста овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,
если установки на это даны чётко и ясно – «Таковы правила!», ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и, очень важна, вовремя заметить и не сужать выражение мыслей до предложений «Я хочу...».
У дошкольника 5-7 лет развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, с интересом знакомится с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности - «Я сделаю это так…».
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Психологические особенности развития мышления ребёнка младшего возраста."»
Психологические особенности развития мышления
ребёнка младшего возраста.
В дошкольном возрасте систематическое обогащение знаниями, формирование новых умений и навыков приводит к быстрому качественному развитию в социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественной, физической деятельности ребёнка. Чтобы управлять этими видами деятельности, педагогу надо иметь в виду особенности восприятия, внимания, памяти и мышления ребёнка дошкольного возраста.
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.
По данным психологических исследований (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Ананьев Б.Г., Занков Л.В., Лейтес Н.С. и др.) дальнейшее совершенствование психики ребёнка обеспечивается, главным образом, за счёт развития мышления. Возрастной период от 5 лет до 7 отличается от остальных. Ведущая деятельность (согласно периодизации Д.Б. Эльконина) в этом возрасте - познавательная. Причём мышление ребёнка дошкольного возраста находится на переломном этапе развития – совершается переход от наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Новообразования данного возраста: рефлексия, самоконтроль, внутренний план действия, произвольность.
Социальная ситуация развития дошкольников характеризуется особой значимостью деятельности ребёнка, опосредованностью его отношений с взрослыми, их образцами и оценками, следованием правилам, приобретением понятий. В процессе деятельности происходит усвоение знаний, формирование интеллектуальных сил, ориентировка в предметном мире, опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье.
Выготский Л.С. подчёркивал, что именно дошкольный возраст является периодом активного развития мышления. Это развитие заключается в том, что возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий –«Я сам!». Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов.
Итак, отмечу основные психолого-педагогические особенности дошкольного возраста: - в системе отношений появляется педагог («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом,
- в поведении детей формируется сфера мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способности достаточно адекватно оценивать результаты собственной деятельности и своих возможностей,
- происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, в области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче, происходит также развитие волевых процессов.
Ребёнок в дошкольном возрасте 5-7 лет постепенно утрачивает детскую непосредственность, но ещё достаточно открыт для взрослых. Задача педагогов и родителей – не упустить этот этап детства, постараться не только помочь ребёнку освоить счёт и правописание, но и научить трудиться, радоваться преодолённым трудностям, гордиться своими достижениями, не потерять детскую любознательность и чем-нибудь увлекаться – музыкой, декоративно-прикладным творчеством, танцами – чем угодно. Дошкольный возраст, возможно, самый благоприятный период для развития мышления и творческих способностей.
Ребенок младшего возраста овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,
если установки на это даны чётко и ясно – «Таковы правила!», ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и, очень важна, вовремя заметить и не сужать выражение мыслей до предложений «Я хочу...».
У дошкольника 5-7 лет развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, с интересом знакомится с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности - «Я сделаю это так…».