СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Психологические особенности развития мышления ребёнка младшего возраста."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические особенности развития мышления

ребёнка младшего возраста.   

В  дошкольном возрасте систематическое обогащение знаниями, формирование новых умений и навыков приводит к быстрому качественному развитию в социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественной, физической деятельности ребёнка. Чтобы управлять этими видами деятельности, педагогу надо иметь в виду особенности восприятия, внимания, памяти и мышления ребёнка  дошкольного возраста.

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти. 

По данным психологических исследований (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Ананьев Б.Г., Занков Л.В., Лейтес Н.С. и др.) дальнейшее совершенствование психики ребёнка   обеспечивается, главным образом, за счёт развития мышления. Возрастной период от 5 лет до 7 отличается от остальных. Ведущая деятельность (согласно периодизации Д.Б. Эльконина) в этом возрасте -  познавательная. Причём мышление ребёнка дошкольного возраста находится на переломном этапе развития – совершается переход от наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Новообразования данного возраста: рефлексия, самоконтроль, внутренний план действия, произвольность. 

Социальная ситуация развития  дошкольников характеризуется особой значимостью   деятельности ребёнка, опосредованностью его отношений с взрослыми, их образцами и оценками, следованием правилам, приобретением   понятий. В процессе деятельности происходит усвоение знаний, формирование интеллектуальных сил, ориентировка в  предметном мире, опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье. 

Выготский Л.С. подчёркивал, что именно  дошкольный возраст является периодом активного развития мышления. Это развитие заключается в том, что возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий –«Я сам!». Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов.

Итак, отмечу основные психолого-педагогические особенности   дошкольного возраста:  - в системе отношений появляется педагог («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом,

- в поведении детей формируется сфера мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способности достаточно адекватно оценивать результаты собственной деятельности и своих возможностей,   

- происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность, память приобретает ярко выраженный познавательный характер,  в области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче, происходит также развитие волевых процессов.

Ребёнок в  дошкольном возрасте 5-7 лет постепенно утрачивает детскую непосредственность, но ещё достаточно открыт для взрослых. Задача педагогов и родителей – не упустить этот этап детства, постараться не только помочь ребёнку освоить счёт и правописание, но и научить трудиться, радоваться преодолённым трудностям, гордиться своими достижениями, не потерять детскую любознательность и чем-нибудь увлекаться – музыкой, декоративно-прикладным творчеством,  танцами – чем угодно.  Дошкольный возраст, возможно, самый благоприятный период для развития мышления и творческих способностей.

         Ребенок младшего возраста овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,                                                        

если установки на это даны чётко и ясно – «Таковы правила!», ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и, очень важна, вовремя заметить и не сужать выражение мыслей до предложений «Я хочу...».

У дошкольника 5-7 лет  развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, с интересом знакомится с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности - «Я сделаю это так…».

 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Психологические особенности развития мышления ребёнка младшего возраста."»

Психологические особенности развития мышления

ребёнка младшего возраста.

В дошкольном возрасте систематическое обогащение знаниями, формирование новых умений и навыков приводит к быстрому качественному развитию в социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественной, физической деятельности ребёнка. Чтобы управлять этими видами деятельности, педагогу надо иметь в виду особенности восприятия, внимания, памяти и мышления ребёнка дошкольного возраста.

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти.

По данным психологических исследований (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Ананьев Б.Г., Занков Л.В., Лейтес Н.С. и др.) дальнейшее совершенствование психики ребёнка обеспечивается, главным образом, за счёт развития мышления. Возрастной период от 5 лет до 7 отличается от остальных. Ведущая деятельность (согласно периодизации Д.Б. Эльконина) в этом возрасте - познавательная. Причём мышление ребёнка дошкольного возраста находится на переломном этапе развития – совершается переход от наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Новообразования данного возраста: рефлексия, самоконтроль, внутренний план действия, произвольность.

Социальная ситуация развития дошкольников характеризуется особой значимостью деятельности ребёнка, опосредованностью его отношений с взрослыми, их образцами и оценками, следованием правилам, приобретением понятий. В процессе деятельности происходит усвоение знаний, формирование интеллектуальных сил, ориентировка в предметном мире, опосредуется вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье.

Выготский Л.С. подчёркивал, что именно дошкольный возраст является периодом активного развития мышления. Это развитие заключается в том, что возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий –«Я сам!». Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов.

Итак, отмечу основные психолого-педагогические особенности дошкольного возраста: - в системе отношений появляется педагог («чужой взрослый»), который является непререкаемым авторитетом,

- в поведении детей формируется сфера мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способности достаточно адекватно оценивать результаты собственной деятельности и своих возможностей,

- происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность, память приобретает ярко выраженный познавательный характер, в области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче, происходит также развитие волевых процессов.

Ребёнок в дошкольном возрасте 5-7 лет постепенно утрачивает детскую непосредственность, но ещё достаточно открыт для взрослых. Задача педагогов и родителей – не упустить этот этап детства, постараться не только помочь ребёнку освоить счёт и правописание, но и научить трудиться, радоваться преодолённым трудностям, гордиться своими достижениями, не потерять детскую любознательность и чем-нибудь увлекаться – музыкой, декоративно-прикладным творчеством, танцами – чем угодно. Дошкольный возраст, возможно, самый благоприятный период для развития мышления и творческих способностей.

Ребенок младшего возраста овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам,

если установки на это даны чётко и ясно – «Таковы правила!», ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и, очень важна, вовремя заметить и не сужать выражение мыслей до предложений «Я хочу...».

У дошкольника 5-7 лет развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, с интересом знакомится с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности - «Я сделаю это так…».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!