СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе консультации родители детей с тяжелыми нарушениями речи  узнают о причинах нарушения речевого дыхания и о специальных играх и упражнениях, напрпавленных на развитие речевого дыхания.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие речевого дыхания"»

Развитие речевого дыхания

Консультация для родителей

  1. Роль воздушной струи в образовании звуков речи

  2. Причины и последствия нарушений речевого дыхания

  3. Формирование ротового выдоха

  4. Правила применения упражнений на развитие речевого дыхания

  5. Игры и упражнения

1.

Давайте вспомним о том, как рождаются звуки речи. Произнесите звук А, попытайтесь определить, какие системы и органы были задействованы в этом процессе. (Ответы родителей). Основным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

2.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.  Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
3.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
4.

Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. 
Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
5.

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

  1. Игры с предметами и игрушками.

«Песня ветра», « Милиционер», «Подуй в дудочку!», « Вертушка», « Катись, карандаш!», «Весёлые шарики», « Плыви, кораблик!», « Перышко, лети!», « Воздушный шарик», «Задуй свечу», « День рождения», «Надуй игрушку!», «Мыльные пузыри», « Бульки», «Расти, пена!», «Снег идет», «Фокус», «Одуванчик», «Снежная поземка», «Бумажный флажок», «Чей пароход лучше гудит?»

  1. Специально изготовленные дидактические пособия (лучше всего, если в изготовлении принимают участие сами дети)

«Лети, бабочка!», «Ветерок», «Листопад», «Летите, птички!», «Бегущий лыжник», «Футбол», «Снежная метель»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!