СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Документируем материалы проекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей "Документируем материалы проекта"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Документируем материалы проекта"»

Документируем материалы проекта


Контроль за ходом учения ребенка можно отнести к одному из важнейших навыков, необходимых в наше время и воспитателю, и учителю начальных классов. Посредством документирования материалов проектной деятельности педагог может наглядно продемонстрировать конкретные результаты применения на практике современных развивающих методов обучения детей.

Чтобы документация принесла плоды, отобранные материалы должны отражать реальные познавательные потребности детей, стартовый уровень представлений по теме проекта и смежным с ней отраслям знаний; результаты индивидуальных и кооперативных действий и кооперативных действий детей и наглядные результаты этих действий; участие и отношение родителей к проекту в целом и действиям ребенка в частности.

Собранные материалы могут быть использованы для отчета, для оценки роста и развития каждого конкретного ребенка, а также для определения эффективности общеобразовательной программы.


Разработка в каждом детском саду и применение на практике своих общеобразовательных программ вызывает сомнение и настороженность у части родителей (другая часть, возможно, пока просто не знает или не задумывается об этом).

В этих условиях важно быть готовым доказать эффективность своей программы и самостоятельность педагогической деятельности. Сбор и документирование материалов проектной деятельности позволяет:

  • предоставить доказательства положительных сдвигов в развитии ребенка во всех сферах — физической, социально-эмоциональной, познавательной, художественно-творческой;

  • обеспечить основу для систематизации наблюдений, для фиксации особых интересов каждого ребенка;

  • показать преимущества педагогических действий и материалов, соответствующих реальным интересам и потребностям детей.


Проблемы стандартизированного тестирования детей старших и подготовительных групп дают дополнительный стимул для того, чтобы освоить документирование материалов проекта. Типичным примером может быть ребенок, проявляющий активность в знакомой ему ситуации, но замыкающийся и не демонстрирующий и десятой доли своих умений при посторонних (каковыми и являются проверяющие).

Документирование материалов проекта дает возможность оценить способность ребенка применять на практике конкретные умения (счет, например), а также личностные качества, такие, как инициативность, самостоятельность, сотрудничество, умение работать с информацией и др.



Развитие каждого ребенка индивидуально. Педагог отбирает те материалы, которые свидетельствуют о существенных сдвигах в развитии конкретного ребенка и которые в то же время дают общее представление о проекте, в ходе реализации которого эти сдвиги появились.

Анализируя работы, выполненные ребенком за определенный промежуток времени, педагог может оценить текущую ситуацию и определить перспективы его развития.

Один из видов документирования — работы, сделанные ребенком самостоятельно (рисунки, надписи, поделки), а также материалы, фиксирующие его участие в кооперативных действиях.

Другой вид индивидуальной документации — это фиксация оценок, которые дают себе сами дети.

Можно сделать мини-выставку достижений какого-то одного ребенка, участвующего в проекте, чтобы потом включить ее в выставку, посвященную проекту в целом. Чаще, однако, воспитатели детских садов и учителя начальных классов представляют публичный отчет о том или ином проекте, выставляя работы большинства детей группы или класса. Таким образом, все дети участвуют в экспозиции, однако вклад у каждого свой: у одного — это рисунок, у другого — записанная на кассету песенка, у третьего - «проба пера» в виде рассказа в самодельной книжке. Отбираются обычно наиболее удачные примеры, ярче всего свидетельствующие о прогрессе в развитии ребенка, а все вместе они дают еще и общее представление о проекте.

Работа над проектом создает отличные условия для наблюдения за развитием ребенка, поскольку общий ход работы обычно направляется взрослыми, но конкретные дела и действия выбирают сами дети, что позволяет увидеть их полностью вовлеченными в деятельность в моменты, когда их способности раскрываются в полной мере. Это позволяет составить очень точную картину уровня развития ребенка в различных областях в определенный момент времени, а также за период в несколько дней, недель или даже лет.


В современных условиях, когда экономические задачи, решаемые родителями, становятся все сложнее, у многих из них не хватает времени и сил на то, чтобы реально практическими действиями участвовать в образовательной работе детского сада.

Задача воспитателя — способствовать тому, чтобы родители получали наглядные результаты развития детей, лучше понимали их интересы, поддерживали начинания. Например, у родителей может вызывать беспокойство тот факт, что их ребенок «не занимается важными делами, предпочитает играть». Воспитатель может успокоить родителей, познакомив их с образцами высказываний и рассказов ребенка, примерами того, как он скопировал буквы, слова, цифры.

Просмотрев образцы и выслушав комментарии воспитателя, родители могут понять, что развитие ребенка идет успешно. К тому же, перестав волноваться, родители не станут давить на ребенка, изнуряя его домашними тренировками или походами на дополнительные занятия, рискуя отбить у него всякую охоту учиться.

Информация, полученная от родителей, помогает педагогу понять, как применяет ребенок знания и умения, которым он научился в детском саду, в домашних условиях.


Педагог формирует портфолио, в котором концентрируются материалы, свидетельствующие об успешном овладении им современными развивающими технологиями.

Педагог должен быть не просто знаком с методом проектов, но и активно пользоваться им в работе с детьми, понимать сущностное отличие метода проектов от тематического подхода к организации образовательного процесса. Поэтому документирование материалов обязательно содержит практические свидетельства соблюдения паритета инициатив детей и взрослых в выборе тем, содержания, форм работы; достаточно обширные (не единичные) примеры результатов действий воспитанников группы.

Конечно, это далеко не полный перечень всех возможных способов документирования. Существует столько же разных способов, сколько путей постичь окружающий мир у активных, заинтересованных людей.


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей, воспитатель инициатор.

«Модель трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)

2

Планирование

Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).

Планирование проектов (конечный продукт).

Календарное планирование.

3

Реализация проекта

Задача воспитателя: Организация деятельности детей в центрах (образовательных областях), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта

4

Завершение проекта

Презентация конечного продукта





РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ ВКЛЮЧАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГА

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта

1. Вхождение в проблему

2. Вводит в игровую ситуацию

2. Вживание в игровую ситуацию

3. Формулирует задачу

3. Принятие задачи


4. Дополнение задач проекта

2 этап

4. Помогает в решении задачи


5. Помогает спланировать деятельность

5. Объединение детей в рабочие группы

6. Организует деятельность

6. Распределение амплуа

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости)

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков

8. Направляет и контролирует осуществление проекта


4 этап


8. Продукт деятельности готовя к презентации

9. Подготовка к презентации.

Презентация

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности



ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

  • На основе изученных проблем поставить цель проекта.

  • Разработка плана достижения цели (обсуждение с родителями).

  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

  • Составление плана-схемы проекта.

  • Сбор, накопление материала.

  • Включение в план-схему проекта различных видов детской деятельности.

  • Домашние задания для самостоятельного выполнения.

  • Презентация проекта, открытое мероприятие.






СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ


  1. Глубоко изучить тематику проекта.

  2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

  3. Заинтересовывать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

  4. Создать игровую мотивацию,опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

  8. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

  10. Творчески подходить к реализации проекта: ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.


Паутинка по проекту

Познание

(ведущая деятельность — познавательно-исследовательская) указать формы

Чтение художественной литературы

(ведущая деятельность — чтение) указать формы

Коммуникация

(ведущая деятельность — коммуникативная) указать формы

Социализация

(ведущая деятельность — игровая) указать формы

Трудовая

(ведущая деятельность — трудовая) указать формы

Безопасность

(интеграция разных видов деятельности) указать формы

Здоровье

(интеграция разных видов деятельности) указать формы

Физическая культура

(ведущая деятельность — двигательная) указать формы

Художественное творчество

(ведущая деятельность — продуктивная) указать формы

Музыка

(ведущая деятельность — музыкально-художественная) указать формы

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

указать формы

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности) указать формы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!