Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №24 «Сказка»
Консультация для воспитателей
Тема:
«Профессионально – личностная готовность
педагога к работе по развитию креативности
дошкольников»
воспитатель Буряк Е.В.
г. Тамбов
Современный период кардинальных изменений в обществе и модернизации образования диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Начальные старты становления и развития творческой, деятельной, компетентной личности - в дошкольном детстве, и поэтому цель дошкольного образования - обеспечить эти старты.
Работа педагога требует постоянного творческого подхода в общении с детьми. Чтобы воспитать и научить ребенка, зажечь в нем искру добра и любви к окружающему миру, мы должны быть услышаны им, ребенок должен не только понять нас, но и принять всем сердцем. Утвердиться в обществе детей, стать своим человеком может только педагог, умеющий непринужденно и искренне общаться
К основным направлениям деятельности педагога можно отнести:
- изучение проблем развития детского творчества;
- педагогическая поддержка самостоятельной игровой деятельности детей;
- психолого - педагогические основы создания интегрированной программы художественно-эстетического цикла для детей;
- изучение механизмов интеграции содержания разных видов детской деятельности, и на их основе новых педагогических технологий;
- определение условий успешной социализации ребенка в детском саду и семье;
- изучение вариативных моделей организации предметно-развивающей среды детского сада;
- формирование профессиональной компетентности педагога в освоении новых подходов воспитания детей.
Задача педагога состоит в том, чтобы рационально использовать такие методы обучения, которые обеспечили бы хорошую подготовку детей дошкольного возраста к дальнейшему обучению, а разнообразие методов и приемов должно вызывать у них интерес к учебно-познавательной деятельности.
Большую роль в развитии педагогического мастерства в современных условиях играют методы обучения, которые получили статус активных (методы, при которых организуется самостоятельная работа: практические методы, работа с книгой и т. д.).
При использовании в образовательном процессе активных методов обучения повышаются познавательная активность воспитанников, интерес к образовательной деятельности; развиваются инициатива, творческий потенциал личности; у дошкольников формируется установка на творчество, постоянный поиск; предупреждается утомляемость, создается комфортная среда для обучения и воспитания личности.
Большое значение имеет применение интегративного метода в работе с дошкольниками. Для раскрытия творческого потенциала, индивидуальных способностей детей организуются занятия по дополнительному образованию (кружковая работа).
Креативность личности ребенка дошкольного возраста характеризуется активной позицией, готовностью к спонтанным решениям, любопытством, способностью к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности, стойкой мотивацией достижений, развитым воображением. Ребенок способен создавать творческий образ, отличающийся оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Ребенок дошкольного возраста с ярко выраженными способностями отличаются от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового.
Наблюдения показывают, что именно специфические детские виды деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка, художественный труд и др. – необходимы для раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.
Однако роль взрослого не ограничивается лишь созданием условий для оптимального развития способностей. Надо создать комфортную и безопасную психологически базу открытий ребенка, к которой он мог бы возвращаться. Поддерживать стремление ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам, избегать неодобрительной оценки его идей.
Развитию творческих способностей посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.
Система работы по развитию криативности дошкольников включает в себя следующие компоненты:
- развитие творческих способностей в образовательной деятельности;
- развитие способностей в нерегламентированной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития детей.
Формы работы с детьми:
- творческие мастерские;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам
По мнению некоторых исследователей, педагог, работающий над развитием творческих способностей детей, должен:
- уметь разрабатывать гибкие, индивидуальные программы;
- создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе;
- предоставлять воспитанникам обратную связь;
- использовать различные стратегии обучения;
- уважать личность ребенка;
- способствовать формированию положительной самооценки детей;
- поощрять творчество и работу воображения;
- уважать и стимулировать индивидуальность каждого ребенка.
Большая работа должна вестись педагогами ДОУ с родителями. На круглых столах, родительских собраниях, беседах, консультациях пропагандируются знания о креативности дошкольников, что побуждает родителей выбирать наиболее эффективный способ общения с собственными детьми и развивать их способности. Помощь педагогов и родителей друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития неоценима.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача дошкольного учреждения — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов в системе работы по развитию способностей ребенка невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательно-образовательного процесса возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии. В этом отношении чрезвычайно эффективной формой демонстрации достижений ребенка является детский праздник. Подготовка и проведение праздников позволяют привлечь и родителей: с одной стороны, услышать их рекомендации и пожелания, с другой – вовлечь их в разработку сценария, изготовление костюмов, пригласить к выступлениям, порекомендовать им, как работать с ребенком, развивая его творческие способности и прикладные умения. При совместной деятельности детей, педагогов и родителей каждый из праздников превращается в событие, позволяющее детям испытать чувство успешности, что стимулирует дошкольника к последующей деятельности, способствующей его саморазвитию, помогающей открыть себя, а родителей убеждает в важности и необходимости оказания помощи и поддержки своему ребенку.
Считаю важным сказать и том, что развитию способностей ребенка, формированию у детей интереса к различным видам познавательной, творческой и созидательной деятельности способствует и взаимодействие дошкольного учреждения со школами, учреждениями дополнительного образования.