СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация: «Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи».

Просмотр содержимого документа
«Консультация: «Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи»»

Роль педагога

в организации игры детей с нарушениями речи


Основной вид деятельности дошкольника – игра: он живет в ней, это его мир, его действительность. А.С. Макаренко придавал игре большое значение: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».

Игра интересна ребенку, а все новое, что он узнает, играя, станет понятней и надолго сохранится в его памяти. Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на формирование всех психических процессов. Известный психолог Д. Эльконин в своих исследованиях делает вывод: «…игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных…».

Дети, речевое развитие которых протекает без отклонений, успешно организуют игровую деятельность, постепенно проходя все ее этапы. Дети-логопаты испытывают такие же потребности в игре, как и их сверстники, однако не всегда могут организовать игру. Это обусловлено особенностями речевого, моторного, эмоционального развития детей с нарушениями речи. для них характерны общая скованность и зажатость в движениях, нередки дискоординация, двигательная расторможенность, парезы, слабость мышц и повышенный мышечный тонус.

Психическое развитие у детей с нарушениями речи имеет свои особенности: слабо развито произвольное внимание, основные виды памяти, снижена познавательная деятельность, восприятие носит фрагментарный характер. Речевой дефект приводит к таким изменениям в психической сфере, как негативизм, повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость. Нередко встречаются чувства ущемленности от сознания своего дефекта, что в свою очередь определяет отношение ребенка к себе, к коллективу, обуславливает его поступки и поведения.

Неумение организовать игру, выразить свою мысль, боязнь показаться смешными приводит к возможности совместной деятельности со сверстниками. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре, неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении затрудняют включение в коллективную игру. Задача взрослого – помочь ребенку правильно организовать игру, направить его деятельность, помочь договориться с другими детьми о правилах и способах решения конфликтных ситуаций.

Огромное значение имеет игра как способ обучения, особенно это относится к дидактическим играм, специально создаваемым целям обучения и воспитания детей.

Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его интересы, фантазия, воображение, освобождают от утомительной умственной работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребенка.

При подготовке к занятиям педагогу необходимо учитывать, что дидактическая игра не должна быть только развлекательным моментом. Только такая игра, которая сочетается с напряженным трудом, способствует активизации умственной деятельности. Дети с нарушениями речи нуждаются в особом подборе наглядных пособий, использование которых во время проведения игры или организации игрового момента не должно отвлекать детей от занятий, а органично вливаться в структуру процесса коррекционного обучения.

Роль взрослого в организации игры детей с нарушениями речи неоспоримо не только в свободной, но и в учебной деятельности. В первом случае ребенок, получая поддержку со стороны старших, учится сам организовывать игру, проигрывать различные ситуации, управлять собой, подчиняясь общим правилам игры, решая конфликты, адаптируясь как личность. Во втором случае взрослый, одновременно развивая высшие психические функции детей с нарушениями речи, делает процесс обучения интересным, понятным, а значит полноценным и максимально усвоенным.

Предлагая детям речевые игры, необходимо знать особенности становления речи в определенном периоде жизни ребенка и подбирать игру, соответствующую этим периодам.

Средний возраст – основное направление в развитии речи – это накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны речи. речевые игры «Скажи наоборот», «Угадай, что это?», «Кто лтает?», «Дедушка и внучата» и др. помогают детям выделять существенные признаки предметов, определять и описывать их место расположение по отношению к себе и другим предметам, называть действия, совершаемым предметом.

Старший возраст – особое значение имеет воспитание слухового внимания, интереса к звуковому оформлению речи – произнесению звуков, интонационной выразительности, правильному построению сложных предложений и использованию предлогов (игры «Что ты слышишь», «Хлопки», «Поймай слово», «Исправь предложение».

В процессе подготовки к школе работа по развитию речи приобретает дифференцированный целенаправленный характер. Речь ребенка становится развернутой, последовательной, логически завершенной; произносительная сторона достигает высокого уровня: он правильно произносит все звуки речи, пользуется интонационными средствами выразительности, умеет изменять темп и громкость речи. первостепенное значение приобретает формирование тех функций, которые обеспечат плавный переход ребенка из дошкольного детства в начальную ступень обучения. Игры, развивающие способность к слоговому и звукобуквенному анализ и синтезу, в непринужденной и интересной форме подготовят дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова (игры «Слова-перевертыши», «Телеграф» и др.).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!