Патриотическое направление Рабочей программы воспитания - основа патриотического воспитания дошкольников.
Ребенок-дошкольник отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, именно поэтому, осваиваясь в этом многогранном мире, он впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственное подражание, наблюдения, выводы и умозаключения. В старшем дошкольном возрасте возможности патриотического воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими. Эмоциональное развитие ребенка - дошкольника являются важным этапом гражданско-патриотического воспитания. Для ребенка, способного понять чувства и эмоции другого человека, понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко, он скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Учится пользоваться своими чувствами осознанно.Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с духовным и нравственным развитием личности дошкольника. Основываясь на примерах из собственного опыта и опыта других, переживая его, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Процесс нравственного воспитания неразрывно связан с развитием личности.Усиление линии гражданско-патриотического воспитания в ДОУ строится на основе построения целостной интегрированной образовательной системы "Сказочный мир". В содержании, которой раскрываются гражданские и нравственные смыслы, через произведения искусства, художественные образы, отражающих ценности и идеалы русской традиционной культуры. Актуальные для решения проблем современного детства и возрождения лучших традиций русской культуры в семейном воспитании. Этот подход более всего соответствует природе детской психики: начинают закладываться "социальные эмоции" и такие качества ответственность, справедливость; ребенок становится способен к обобщению собственных переживаний, пониманию чувств других людей, эмоциональному предвосхищению своих и чужих поступков. С умения понять чувства другого человека начинается путь к добру.
Именно необходимо накопление эмоционального опыта "ценных переживаний", на основе которых формируется позитивное отношение к миру, который в дошкольном возрасте весьма прочен и принимает характер установки. Наиболее благодатный материал, раскрывающий перед детьми мир человеческих чувств – это произведения искусства и народного художественного творчества. Эмоциональному восприятию образа способствуют сказки, легенды, игры по сюжетам сказок, слушая или разыгрывая сказки, дети “проживают” эмоции, связанные с создаваемым образом и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность. Эмоции, в зависимости от ценности переживаний, вызывают разные чувства: побуждая к нравственным поступкам. У детства нет «вчера», а есть «сегодня» и будет «завтра». Поэтому разговор о формировании гражданско – патриотических качеств личности ребенка –это разговор и забота о завтрашнем дне. Каким он будет, зависит от нас, взрослых. Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и семья. Детский сад, школа и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Формы работы. Традиционным в ДОУ стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых в сердцах детей закладывается умение сострадать и сопереживать, формируется в характере, уме и душе доброта, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. В годовой план ДОУ внесено участие детей в фольклорных и православных праздниках. Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа. Они играют особую роль в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.
Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города. Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день. Православные праздники - Пасха, Рождество Христово. Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.
Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Продумана интеграция культурологического образования с разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление дошкольником своей индивидуальности, своих способностей и умений, приобретение социального опыта. Организация самостоятельной творческой деятельности детей и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности содействует эффективному решению воспитательных задач. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие становление позитивного социокультурного опыта дошкольников. В основе патриотического воспитания дошкольников лежат интегрированные занятия в игровой форме. В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений. Организация занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлечь к участию обычно пассивных и застенчивых. Такого рода занятия помимо речевого, познавательного, художественно – эстетического, нравственного и эмоционального развития, способствуют социальному развитию детей. Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, поселка художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем этим свою жизнь.Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются нравственные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля. Ведущее место в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников играет семья. В семье начинается процесс воспитания личности, формирование и развитие патриотизма. Сегодня, когда статус семейного воспитания поднимается на государственном уровне, родители готовы к конструктивному сотрудничеству с образовательным учреждением в вопросах воспитания, развития и обучения детей. Поэтому в детском саду придается важное значение возрождению семейных традиций воспитания, через изучение культуры русского народа. Взаимодействие с семьей в данном направлении позволит обеспечить улучшение эмоционального психологического климата в семье, повысить уровень знаний родителей о развитии своих детей, сформировать партнерские взаимоотношения между семьей и дошкольным учреждением. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования патриотизма длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Поэтому, коллектив ДОУ определил гражданско-патриотическое воспитание дошкольников при активном включении в данный процесс семьи, одним из приоритетных направлений развития воспитательной системы ДОУ. Для формирования чувства патриотизма очень важно не только давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, традициях, истории и культуре, но и с раннего детства воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Дети, выпускники детского сада не только обладают определенным багажом знаний, о Родине, о семье, о традициях, но и отличаются воспитанностью, умением контролировать свое поведение, душевными качествами. При организации образовательного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания и развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего воспитанникам образцы нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.