СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для молодых педагогов. Патриотическое направление Рабочей программы воспитания - основа патриотического воспитания дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для молодых педагогов. 

Просмотр содержимого документа
«Консультация для молодых педагогов. Патриотическое направление Рабочей программы воспитания - основа патриотического воспитания дошкольников.»

Патриотическое направление Рабочей программы воспитания - основа патриотического воспитания дошкольников.


Ребенок-дошкольник отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, именно поэтому, осваиваясь в этом многогранном мире, он впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя при этом собственное подражание, наблюдения, выводы и умозаключения. В старшем дошкольном возрасте возможности патриотического воспитания расширяются. Это обусловлено возрастными изменениями, происходящими в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, их мотивационной сфере, в уровне общения и взаимодействия с окружающими. Эмоциональное развитие ребенка - дошкольника  являются важным этапом  гражданско-патриотического воспитания.  Для ребенка, способного  понять чувства и эмоции другого человека, понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком. Усваивая язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных словесных и несловесных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко, он скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Учится пользоваться своими чувствами осознанно.Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с духовным и нравственным развитием личности дошкольника. Основываясь на примерах из собственного опыта и опыта других, переживая его, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Процесс нравственного воспитания неразрывно связан с развитием личности.Усиление линии гражданско-патриотического воспитания в ДОУ строится на основе построения целостной интегрированной образовательной системы "Сказочный мир". В содержании, которой раскрываются гражданские и нравственные смыслы, через произведения искусства, художественные образы, отражающих ценности и идеалы русской традиционной культуры. Актуальные для решения проблем современного детства и возрождения лучших традиций русской культуры в семейном воспитании.      Этот подход более всего соответствует природе детской психики: начинают закладываться "социальные эмоции" и такие качества ответственность, справедливость; ребенок становится способен к обобщению собственных переживаний, пониманию чувств других людей, эмоциональному предвосхищению своих и чужих поступков. С умения понять чувства другого человека начинается путь к добру.

Именно необходимо накопление эмоционального опыта "ценных переживаний", на основе которых формируется позитивное отношение к миру, который в дошкольном возрасте весьма прочен и принимает характер установки. Наиболее благодатный материал, раскрывающий перед детьми мир человеческих чувств – это произведения искусства и народного художественного творчества. Эмоциональному восприятию образа способствуют сказки, легенды,  игры по сюжетам сказок, слушая или разыгрывая сказки, дети “проживают” эмоции, связанные с создаваемым образом и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность.   Эмоции, в зависимости от ценности переживаний,  вызывают разные чувства: побуждая к нравственным поступкам. У  детства  нет  «вчера»,  а  есть  «сегодня»  и  будет  «завтра».   Поэтому  разговор  о  формировании  гражданско – патриотических  качеств  личности  ребенка –это  разговор  и  забота  о  завтрашнем   дне.  Каким  он  будет,  зависит   от  нас,  взрослых.  Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно… Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и семья. Детский сад,  школа  и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Формы работы. Традиционным в ДОУ стало проведение недели  Дружбы, Добра и Красоты, на которых в сердцах детей закладывается умение сострадать и сопереживать, формируется в характере, уме и душе доброта, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы по следующим направлениям:  как жили на Руси;  я и моя семья;  моя малая  и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. В годовой план ДОУ внесено участие детей в фольклорных и православных праздниках. Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа. Они играют особую роль в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.
  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.
Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Продумана интеграция культурологического образования с  разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление дошкольником своей индивидуальности, своих способностей и умений, приобретение социального опыта. Организация самостоятельной творческой деятельности детей и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности содействует эффективному решению воспитательных задач. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие становление позитивного социокультурного опыта дошкольников. В  основе  патриотического  воспитания  дошкольников  лежат  интегрированные  занятия  в  игровой  форме. В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений. Организация  занятий  предполагает  активное  участие  всех  детей,  а  использование  различных  фольклорных  форм  позволяет  привлечь  к  участию  обычно  пассивных  и  застенчивых.  Такого  рода  занятия  помимо  речевого,  познавательного,  художественно – эстетического,  нравственного  и  эмоционального  развития,  способствуют  социальному  развитию  детей. Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, поселка художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства,  подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем  этим свою жизнь.Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются нравственные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля. Ведущее  место  в  гражданско-патриотическом  воспитании  дошкольников  играет  семья.  В  семье  начинается  процесс  воспитания  личности,  формирование  и  развитие  патриотизма.  Сегодня,  когда  статус  семейного  воспитания  поднимается  на  государственном  уровне,  родители  готовы  к  конструктивному  сотрудничеству  с  образовательным  учреждением  в  вопросах  воспитания,  развития  и  обучения  детей.  Поэтому  в  детском  саду  придается  важное  значение  возрождению  семейных  традиций  воспитания,  через  изучение  культуры  русского  народа.  Взаимодействие   с  семьей  в  данном  направлении  позволит  обеспечить  улучшение  эмоционального  психологического  климата  в  семье,  повысить   уровень  знаний  родителей  о  развитии  своих  детей,  сформировать  партнерские  взаимоотношения между семьей и дошкольным учреждением. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования патриотизма длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Поэтому, коллектив ДОУ определил гражданско-патриотическое воспитание дошкольников при активном включении в данный процесс семьи, одним из приоритетных направлений развития воспитательной системы ДОУ. Для формирования чувства патриотизма очень важно не только давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, традициях, истории и культуре, но и с раннего детства воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Дети, выпускники детского сада не только обладают определенным багажом знаний, о Родине, о семье, о традициях, но и отличаются воспитанностью, умением контролировать свое поведение, душевными качествами. При организации образовательного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания и развития. Эффективность решения воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего воспитанникам образцы нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, от профессионализма педагога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!