МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №4
для воспитателей
«Формирование и развитие речевых навыков
через сюжетно – ролевые игры».
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД:
КОЗЫРЕВА Е. С.
Дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая, для развития дошкольников имеет решающее значение.
Сюжетно-ролевая игра является одной из важнейших форм детской игровой деятельности. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.
Смысл игры для дошкольника заключается в отношениях между персонажами. Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов.
Целью ролевой игры для детей является осуществляемая деятельность – игра. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема.
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего даже у неговорящего ребенка появляется потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, что бы он, подражая взрослому, действовал
с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка.
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию на порядок выполнения. Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д.
Параметрами уровня развития речи детей является следующие основные показатели:
объем активного словаря(формируется в процессе развития игр: усложняется игра – появляются новые роли, новые предметы , например в играх «Магазин», «Больница», «Детский сад» и др.)
состояние звукопроизношения (в младшем возрасте ребёнок подражает гудению самолёта, работе двигателя автомобиля, крикам зверей и т.д, в старшем возрасте в игре «Детский сад» кто-то может взять на себя роль логопеда)
состояние контекстной речи (в каждой игре присутствует диалог: врач с пациентом, продавец с покупателем, мама с дочкой и т.д)
состояние грамматического строя речи (в процессе игры дети сами того не замечая изменяют слова по падежам числам, родам, составляют предложения, обогащают словарь прилагательных, например в игре «Магазин» продавец рекламирует товар покупателю)
Таким образом, в условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке ее задач, а также в реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
Приведу пример одного интересного психологического исследования, проделанного психологами А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович с двумя близнецами, которые существенно отставали в своем речевом развитии. Они росли в изоляции от других детей, и в результате у них выработался свой собственный, понятный только им язык, основанный на жестах и звукосочетаниях. Их речь не была отделена от предметных действий; они могли говорить только о том, что видели и что делали, хотя речь взрослых они понимали достаточно хорошо. Выяснилось, что эти дети совсем не умели играть. Они не могли принять новое игровое значение предмета и делать с ним что-либо «понарошку». Взрослый в игре называл ложку топором и предлагал «срубить» дерево, но дети удивлялись и не могли понять, как это ложка может быть топором... Они не могли изменять значение предмета и действовать с ним в соответствии с этим новым значением. А ведь эта способность и есть основа ролевой игры.
Для исправления такого положения обоих близнецов поместили в разные группы детского сада. Теперь они не были оторваны от игровой деятельности других детей, как это было раньше, и должны были вступить в разнообразные речевые контакты со сверстниками. Через три месяца ситуация резко изменилась, у близнецов появилась богатая речь, которой они сопровождали свою игру.
Таким образом, игра оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка.
Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно – языковая среда. Речь детей и её культура неразрывно связана с речью воспитателя и всех окружающих. Развивать речь стоит не столько путём специальных методических приёмов и указаний, сколько путём примера и образца.
Список использованной литературы:
О.С.Ушакова. программа развития речи дошкольников. М., 2008 г.
Короткова Н. А. Сюжетно – ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4. – С. 43 – 45.
Н.А.Стародубова. Теория и методика развития речи дошкольников,М.-2006
Сюжетно – ролевые игры в детском саду. www.allbest.ru
М.М.Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, М.- 1998