СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов ДОУ "Лепбук - как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС приветствуются и широко внедряются инновационные технологии, направленные на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Педагог стремиться проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ "Лепбук - как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста"»

Консультация для педагогов ДОУ


«Лэпбук - как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста».


1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Предлагаю вашему вниманию консультацию по теме «Лэпбук - как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

2 слайд.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А.Сухомлинский.

3 слайд. В условиях реализации ФГОС приветствуются и широко внедряются инновационные технологии, направленные на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Педагог стремиться проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.

4 слайд.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в применении технологии «Лепбук» для познавательно-речевого развития младших дошкольников.

Задачи:

1. Создать мотивационные условия для применения лепбуков.

2. Познакомить педагогов с содержанием технологии «Лэпбук» в образовательном процессе и её влиянием на развитие познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста.

3. Повышение профессионального мастерства педагогов по использованию лэпбука как эффективного средства образования детей младшего дошкольного возраста.

Так что же такое лэпбук? 

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук  дает возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему. Это дидактическое пособие, которое педагог собирает, склеивает его отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировки информации.

5 слайд. Лэпбук - это современное доступное средство обучения,  которое отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде:

трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;

вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающегосвободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. Влэпбукесуществует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);

лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;

- лэпбук для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;

лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.

6 слайд. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который отвечает требованиям ФГОС. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповую: используя  на познавательных занятиях, и для развития детской речи (работа со стихами, загадками, скороговорками, пальчиковыми играми и т.д.). Технология лэпбук это современный подход к организации работы по познавательному, коммуникативному, творческому и речевому развитию, который  позволяет заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной. В свободное время лэпбук является незаменимым средством для индивидуальной работы. 

Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Одной из таких форм  являются работа и занятия с лэпбуком. 

Какие лепбуки можно использовать для познавательно-речевого развития дошкольников?

1.В первую очередь содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.

2. Раскрывая тему, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем направлениям.

3. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук должен давать возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок станет  активен в выборе содержания своего образования.

Для познавательно-речевого развития детей можно использовать разнообразные лэпбуки:

7 слайд. «Тематические лэпбуки»  - позволят закрепить и расширить знания, развить познавательные, творческие, коммуникативные, исследовательские и речевые способности детей в рамках конкретно заданной темы.

8 слайд. «Лэпбуки по русским народным сказкам» - способствуют развитию познавательных  и речевых способностей детей посредством развивающих заданий и игр, а так же закреплению и обобщению знаний детей о русских народных сказках.

9 слайд. «Лэпбуки по развитию речи дошкольников» - интерактивное пособие, в котором собран материал направленный именно на речевое развитие дошкольников.  Такие лэпбуки нужно креативно оформить и оригинально назвать. К примеру: «Речевичок», «Развивайка», «Весёлый язычок», «Говоруша», «Говорим правильно».  И конечно, наполнение речевого лэпбука будет значительно различаться в зависимости от возраста дошкольников.

10-12 слайды. Варианты заданий для наполнения познавательно-речевого лэпбука для детей младших групп.

1.     «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами. (В младшем возрасте большое внимание уделяется заданиям на становление правильной артикуляции).

2.     Картинки, изображающие различные предметы окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые предметы. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы.

3.     «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.

(Малыши учатся осмысливать родо-видовые понятия).

4.     «Один-много». Цель: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета. (Дети осваивают в речи понятия «один-много»).

5.     «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать. (Малыши узнают больше названий животных и учатся произносить названия их детёнышей).

6.     «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.). (Малыши учатся подбирать прилагательные к существительным (добрый, весёлый, радостный, грустный, злой).

7.     «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.

(Задание на употребление в речи глаголов).

8.     «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).

9.     «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.

(В младшей группе малыш уже может осваивать речевое понятие «антонимы»)

10.    «Расскажи сказку». Детям предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры), с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»).

(Малыши учатся драматизировать знакомые сказки)

11.     «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам.

(Картинки можно оригинально оформить как кадры киноплёнки)

12.      Подборка пальчиковых игр, они также стимулируют мелкую моторику и развитие речи.

13 слайд. В заключении хочется отметить, что Лепбук – это не просто метод помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь.

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство познавательно -речевого развития детей. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется, что позволяет сделать увлекательной  формой работы и условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

На мой  взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования,  и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе воспитателя и детей.

14 слайд.

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!