СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов " Формирование основ здорового образа жизнии безопасности детей младшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях, ведь воспитатели сталкиваются с проблемой; ослабленное здоровье детей и низкий уровень их физического развития.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов " Формирование основ здорового образа жизнии безопасности детей младшего дошкольного возраста"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Улыбка»

Южноуральского городского округа

457040, Россия, Челябинская область, город Южноуральск, улица Советской Армии, дом 18 «В», тел. 8(35134) 4-86-57, E-mail: [email protected],










Консультация

« Формирование основ здорового образа жизни и безопасности детей младшего дошкольного возраста»



подготовила воспитатель

Петрова И.А.





2019 год

Задача раннего формирования навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной и значимой в современных условиях, ведь воспитатели сталкиваются с проблемой: ослабленное здоровье детей, низкий уровень их физического развития и т.д. (Слайд 1). В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. (Слайд 2) Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, работа с родителями. (Слайд 3). Цель: создание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничной личности с активной жизненной позицией. (Слайд 5) .Задачами оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.Формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья; воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим; помочь овладеть устойчивыми навыками поведения; развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких; вырабатывать навыки правильной осанки обогащать знания детей о физкультурном движении в целом. Поэтому очень важно правильно спланировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка. ( Слайд 6-7 )

Основные компоненты здорового образа жизни.Рациональный режим.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

  • Формирование культурно-гигиенических навыков.

  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Правильное питание. ( Слайд 8-9)

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Основные принципы рационального питания: обеспечение баланса, удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах, соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

Рациональная двигательная активность. ( Слайд 10-11)

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности вы видите на слайде Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.

Закаливание организма ( Слайд 12-15)

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям.

Соблюдение правил личной гигиены ( Слайд 16)

Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!  Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. ( Слайд 1 7) Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.  

Формирование основ здорового образа жизни происходит на основе соблюдений безопасности детей младшего дошкольного возраста. Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей. Безопасность жизнедеятельности человека представляет серьезную проблему современности. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Безопасные условия пребывания детей в детском саду

Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)

Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)

Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели

Маркировка постельного белья и полотенец

Правильное освещение ( Слайд 18-19-20).


Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников.(как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

      Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.














2.Практическая часть для педагогов.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

1. Номер телефона службы спасения? (112)

3. Кто самый внимательный на пляже? (спасатель)

4. Что нужно делать, если в воде свело ногу? (уколоть острым предметом или ущипнуть как можно сильнее)

5. Если в квартире начался пожар, что следует предпринять? (вызвать пожарных – попытаться тушить пожар с помощью воды, если не удается за короткое время это сделать, необходимо покинуть помещение - ждать приезда пожарных на улице)

6. Какой сигнал светофора включается со всех сторон перекрестка? (желтый)

7. Первое средство пожаротушения (огнетушитель)

8. К чему приводит несоблюдение правил пожарной безопасности? (к пожару)

9. Как далеко можно заплывать в организованных местах купания? (до буйков)

10. Что должен обязательно на себя надеть человек, выходящий в лодке на водоем? (спасательный жилет)

11. Какие причины пожара вы знаете и как их избежать? (не баловаться со спичками, выключать электроприборы, не включать газ без взрослых

12. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нужно подождать, когда он уедет и дорога будет просматриваться лучше в обе стороны)

13. Придерживаясь какой стороны нужно идти по тротуару? (правой)

14. Чем тушат огонь? (вода, песок, пена)

15. Установите порядок действий: что надо делать сначала: тушить, звонить, спасать (звонить, спасать, тушить)

16. Вы отправились на прогулку в лес, началась гроза. Ваши действия (укрыться под низкорослыми деревьями, избавиться от металлических предметов)

17. С какого возраста разрешено передвигаться на велосипеде по дорогам общего пользования? (с 14 лет)


ВЕРНО ЛИ… (отвечаете «да» или «нет»)

1. Что электропроводку под напряжением нельзя тушить водой (да)

2. Что люди чаще при пожаре страдают от огня, чем от дыма (нет)

3. Что с помощью углекислого газа можно тушить пожар (да)

4. Что резина является негорючим материалом (нет)

5. Что не погашенный окурок может тлеть (да)

6. Что в старину пожарные носили длинную бороду (да)

7. Что знаменитый московский пожар во время нашествия Наполеона продолжался 10 дней (нет, 5 суток)

8. Что загоревшийся бензин можно тушить землей (да)

9. Что можно выливать горящее масло в раковину (нет)

10. Что при пожаре внутри помещения нужно настежь открывать окна и двери (нет)



«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ»

Ситуация № 1: «Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой».

Ситуация № 2: Назовите правила поведения при встрече с незнакомцем?

Ситуация № 3:

Назовите пожароопасные предметы

Ситуация №4: Назовите причины, по которым нужно систематически делать утреннюю гимнастику.

Ситуация №5: Назовите правила закаливания организма.


За правильные ответы педагогам выдаются памятки для родителей по ОБЖ.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!