СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов и родителей"Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов и родителей по поводу адаптации ребенка к условиям ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов и родителей"Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду?"»

Все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь малышу разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми.

О сложности адаптационного периода для детей и родителей писали Е.В.Антонова, Р. М. Грановская, Л.Г. Дикая, И.А.Джидарьян, И.П.Лапин, А.В.Махнач, И.М.Никольская, Н.А.Русина, Н.И.Сирота. В результате анализа научной литературы я пришла к пониманию того, что адаптация ребенка к ДОУ складывается из психологической и физиологической адаптации. Причем психологическая адаптация заключается в отрыве от домашней обстановке, вхождение в социум, является ключевой проблемой «детсадовцев».

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Опыт общения ребёнка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребности ребёнка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических взаимодействий с ним в адаптационный период.

Определить, каков уровень навыков общения у вновь поступившего ребёнка, можно, наблюдая за ним в первые дни и часы пребывания в группе. Ситуация введения ребёнка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками. В какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.

Воспитатель должен обратить особое внимание на следующее:

  1. Эмоциональное состояние ребёнка (слёзы, улыбка, неуравновешенное состояние);

  2. Характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);

  3. Отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);

  4. Высказывания о желаемом.

Показателями хорошего и быстрого привыкания ребёнка можно считать следующее: спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние; активные действия с окружающими; умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками; высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких. Плач при уходе близких, отказ от деятельности, отрицательное отношение к воспитателю и детям, высказывания: «Хочу домой!», «Где мама?»- показатели того, что привыкание ребёнка будет длительным, болезненным.

Ниже приводятся таблицы для определения потребности общения ребёнка, этапов привыкания к новым условиям жизни и определения группы, к которой принадлежит ребёнок по характеру поведения.



Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.

В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;

II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).

Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.

К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения, поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором этапе.

Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!