«Использование эффективных средств, форм и инновационных методов работы с детьми с ОВЗ с целью выполнения
ГОС ДО»
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Как пробудить инициативу сотрудников? Как дать развитие инновационных преображений в ДОУ? Какие стимулы могут существенно повысить качество педагогической деятельности в ДОУ? Эти и множество других вопросов стоят сегодня перед администрацией дошкольных учреждений.
В качестве одного из вариантов решения выдвинутых проблем в нашем ДОУ в 2019-2022 году был проведен проект «Фабрика роста».
Цель проекта :
Создать условия для профессиональной самореализации и профессионального роста педагогов ДОУ с целью успешного развития учреждения.
Задачи проекта :
1.Повышение степени мотивации на эффективную деятельность сотрудников ДОУ.
2.Увеличение числа педагогов-участников и победителей конкурсов.
3.Увеличение числа статей, методических материалов и авторских разработок педагогов ДОУ.
4.Повышение образовательного статуса ДОУ в городе и Республике.
Участие педагогов в городских выставках :
-Юные экологи
-Профессии моей семьи
-Русская матрешка
-Театр одной сказки
-Эмоции
-Музейная педагогика
-Космос
-В рамках года В.И.Даля
В течении проекта педагоги учреждения познакомились и применили на практике инновационные способы, формы и методы работы :
- кейс-технологии
- квест-технология
- сторителлинг
- буккроссинг
- лепбук
- кроссенс технология
- геокешинг
- добль-игры
Несмотря на то, что проект завершился, в 2022-2023 учебном году планируется познакомить педагогов с такими инновационными формами и методами работы :
- технология «Река времени»
- нейрогимнастика
- нейрографика
- кубики Блума
- «Умный куб»
- додекаедр
С целью выполнения ГОС ДО в нашем ДОУ используются следующие эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми :
- лэпбуки
- макеты, ширмы
- игры с фонариками
- альбомы на липучках
- круги-вертушки
- альбомы «пиши-стирай»
- круги Луллия
Данные средства, формы и методы работы особенно походят для работы с детьми с особыми возможностями здоровья, так как предполагают индивидуальное или подгрупповое применение.
Лэпбук – это универсальное пособие. Лэпбук активирует у детей интерес к познавательной деятельности, помогает разнообразить любую тему и расширить кругозор, а также обогатить активный словарь. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
В связи с внедрением ГОС дошкольного образования педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс родителей. Одним из таких средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка. Это такая книжка-раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками всевозможных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами разных форм, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. В этой папке собирается
материал по определенной теме.
Лэпбук отвечает требованиям дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:
• информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал),
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально; обладает дидактическими свойствами, является средством познавательного развития детей;
• вариативен: (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты применения :
1. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей.
2. Повышение у детей познавательной активности, развитие творческого мышления.
3. Формирование в детях навыков сотрудничества, проявления инициативы, партнёрского стиля взаимоотношений взрослых и детей.
4. Мотивация детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, поиску знаний, их закреплении посредством регулярного использования лэпбуков.
Лэпбук– это эффективная технология дошкольного образования. Это отличный способ закрепления и повторения материалов проектов или тематической недели
Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!
Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такому предмету. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой!?
А что если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней!? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно « Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!
Автор игр с фонариком – учитель – логопед Наталья Анатольевна Коняхина, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети «Вконтакте» для бесплатного распространения.
Данные игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях: при изучении лексического материала; знакомством с окружающим миром; при решении математических задач;
при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях. Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.
Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим воспитательно-образовательный процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.
Результат использования таких игр: повышение эмоционального, психологического, благополучия; улучшение запоминания нового материала; наличие потребностей в овладении новыми знаниями
Использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.
Также в нашем ДОУ используются развивающие игры на липучках.
Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Задачи данных пособий:
1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
2.Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
3.Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.
В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек "велькро". Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.
Преимущества развивающих игр на липучках:
• первое и самое главное – детям это нравится. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
• наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
• игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
• незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
• простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Развивающие игры на липучках помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться; развивают зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление; совершенствуют координацию руки и глаза; развивают мелкую моторику рук; способствуют обогащению самостоятельного игрового опыта детей; создают целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду.
Альбомы «Пиши - стирай» состоит из ламинированных цветных заготовок размера А4, на одной стороне которой изображены игровые задания, например: «Найди пару картинке, соедини их между собой» Применение ламинированной основы позволяет неоднократно наносить и удалять рисунок, линии. Подобный формат альбома позволяет ребенку безболезненно относиться к своим ошибкам, имея возможность их исправления. Многократность повторения позволяет автоматизировать навык, закрепить результат многократно. Для рисования используется использовать фломастер на водной основе, который легко стирается мягкой тканью. Все задания представлены в яркой игровой форме, что очень важно в обучении ребенка в дошкольном возрасте, это поможет удержать внимание ребенка и вызывать повторный интерес снова и снова. Пособие многоразового использования, не боится воды и грязи.
Круги-вертушки предназначены для проведения игр и занятий с детьми дошкольного возраста. В ходе занятия ребенок развивает мелкую моторику кисти, развивает внимание, наблюдательность, образное и логическое мышление. Игра представляет собой поле, на котором изображены нужные нам изображения, которые расположены на четыре окружности, которые можно смещать в нужном направлении. В какой-то степени игра является разновидностью пазлов, и одновременно вариантом кругов Луллия. Сначала детям дается возможность разглядеть изображения, назвать, что они видят. Далее дети могут собрать картинку.
Таким образом, обновление содержания дошкольного образования, освоение инновационных форм и методов дошкольного образования - одна из ведущих задач профессионального развития педагога ДОУ на современном этапе.
5