Консультация для педагогов
«Использование технологии ЖИПТО как стимул речевого развития ребёнка»
Подготовила:
учитель-логопед
Шурхаева Н.В.
На сегодняшний день отмечается рост количества детей с общим недоразвитием речи, которые нуждаются в еще большей помощи и поддержке педагогов и специалистов.
В связи с этим, только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития. Совокупность методов, приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи, затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становление отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.
Важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях компенсирующего типа занимает применение и использование новых технологий, позволяющих активизировать мыслительную деятельность детей, а также познавательную их активность.
Дошкольный возраст и начальная школа – это благоприятный период, в котором идет переход от игровой деятельности в детском саду к учебной деятельности в школе. Это период становления и развития игры как способа обучения и воспитания. Поэтому настоящей находкой для педагогов стало знакомство с интеллектуальной игрой ЖИПТО и последующее её внедрение в воспитательно-образовательный процесс.
Большой интерес у детей вызывают игры, которые
способствуют активизации мыслительной деятельности, предоставляют возможность проверить или развить свои способности. В коррекционной педагогике такие игры необходимы для того чтобы способствовать более эффективной логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Одной из таких игр является интеллектуальная игра ЖИПТО.
Эта игра была изобретена профессором Григорием Васильевичем Томским, доктором физико-математических наук, юристом по международному праву, членом Союза писателей Франции. «ЖИП» - это аббревиатура, означающая «интеллектуальная игра-преследование», «ТО» - игровое окончание и начало фамилии создателя. «ЖИПТО» - это международное название русской версии игры «Сонор».
Это не только игра, но и целостная педагогическая система по активизации творческих возможностей, в основе которой динамические интеллектуальные игры преследования»
ЖИПТО имеет версии для всех возрастов и на любой вкус от детского сада до университета в рамках здоровьесберегающего образовательного пространства.
Успех ЖИПТО и богатство возможностей его использования в образовании объясняется тем, что поле для игры представляет вертикальный триптих, а тема преследования дает неограниченные возможности для творческой фантазии.
В процессе этой игры ребенок взаимодействует не только с педагогом, но также соревнуется с другими детьми.
Совместная игра детей с педагогом, с родителями ведет их к самоутверждению, развивает настойчивость, а также постоянно стимулирует стремление к успеху, к самосовершенствованию.
Использование игры ЖИПТО можно рассмотреть как новую технологию в логопедии по автоматизации звуков.
Для автоматизации трудных звуков разработаны и созданы игровые поля ЖИПТО:
- автоматизация звуков (свистящих, шипящих и сонорных)
- пояснительная записка к каждой игре;
- конспекты занятий по автоматизации звуков с использованием интеллектуальной игры ЖИПТО.
Материал, подобранный в игре, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка развивается мелкая моторика рук, творческое воображение, пространственная ориентировка.
Работа по данной технологии способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекция лексико-грамматического строя речи, формированию навыков звукобуквенного анализа слов, активизации памяти, внимания, мышления, что в свою очередь является профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться комбинированно.
Передвижение фишек по игровому полю ЖИПТО является вспомогательным приемом обучения. Этот прием помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать интерес на протяжении всей игры (продолжительность прохождения игры около 30-40 минут).
Одно поле ЖИПТО может быть использовано несколько раз, игры и упражнения могут меняться в зависимости от поставленной задачи.
В игре могут участвовать от 2 до 6 человек. Игра может проводиться как индивидуальная работа с ребенком, подгрупповая работа и фронтальная.
Игровое поле по автоматизации звуков разделено на 5 уровней. На каждом уровне предлагаются различные игры и упражнения.
1. Уровень – произношение звука изолированно.
2. Уровень - автоматизация звука в слогах.
3. Уровень - автоматизация звука в словах.
4. Уровень - автоматизация звука во фразе, предложении.
5. Уровень - автоматизация звука в связной речи.
Работа по данной технологии способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, совершенствованию строя речи, формированию навыков звукобуквенного анализа слов, активизации памяти, внимания, мышления, что в свою очередь является профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы игры и задания могут использоваться комбинированно.