![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/26/s_5c758e5f722a9/1100620_1.png)
Консультация для педагогов:
«Как и зачем с детьми заниматься творчеством»
Кисиленко Елена Анатольевна
Воспитатель
МДОУ ясли- сад №288 г.Донецка
Творчество — это мыслительная и продуктивная деятельность, в результате которой появляются новые уникальные идеи, художественные произведения или технические изобретения.
Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети — это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребёнка формирует окружающий мир и воспитание. Что касается врождённых задатков или наследственности, наследуются только физиологические особенности организма. С момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребёнка окружающая среда. Только этим определяются все его способности и таланты.
Синити Судзуки
Цели, задачи, приёмы творческого развития
По данным научных исследований, именно дошкольный период в большой степени определяет формирование творческих способностей ребёнка.
Мир детского творчества безграничен, он свободен от строгих правил и жёстких предписаний
Цели занятий по творческому развитию — помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.
Задачи творческих занятий:
познакомить с разнообразными видами творческой деятельности, привить вкус к таким занятиям;
развивать навык комбинирования элементов и нестандартное мышление, формировать умение решать творческие задачи, используя новые выразительные средства;
способствовать развитию интуиции, яркой фантазии, стимулировать полёт воображения;
развивать инициативность, самоорганизацию и смелость;
формировать умение преодолевать стрессовые состояния путём трансформации болезненных переживаний в созидательную деятельность: создание картин, музыкальную или театральную импровизацию, стихосложение, дизайн интерьера и т. д.;
стимулировать развитие речи как основу творческого мышления.
Творчество оказывает оздоровительный эффект на психику путём трансформации негативных эмоций в созидательную деятельность
Педагогические приёмы работы (адаптированная классификация по Я. Лернеру):
информационный — показ педагогом готового образца (лепной скульптуры, рисунка, бумажной фигурки), рассматривание его детьми, обсуждение поэтапного алгоритма выполнения работы;
репродуктивный — помогает закрепить работу по образцу и усовершенствовать базовые технические навыки и умения, которые затем будут использоваться ребёнком в творческой деятельности (работа с опорой на технологическую карту, прорисовка контуров, штриховка, создание конструктивных модулей для оригами или квиллинга, сгибание и вырезание деталей и т. д.);
проблемный — предполагает постановку проблемных задач, таких как: «Найди ошибку», «Подбери пару», «Нарисуй без карандашей и красок», «Узнай сказку по картинкам», «Изобрази сказочного героя с помощью голоса, движений и мимики»;
эвристический — приём предполагает частично самостоятельное выполнение задания, например, придумать продолжение сказочной истории, дорисовать незаконченный рисунок, дополнить шишку деталями из пластилина, создать новый образ на основе базовой геометрической формы круга или квадрата и т. д.;
исследовательский — ребёнок самостоятельно выполняет весь объём работы по собственному замыслу, учится преодолевать трудности, находить решение сложных, нестандартных задач, для которых нет готового алгоритма. В рамках занятий на пути к творческой цели перед ребёнком встаёт много вопросов — что и как делать. Он находит ответы, сочиняя сказку или стихотворение, управляя куклами, рисуя иллюстрацию к любимому рассказу или эскиз декораций к спектаклю, создавая макет города из бумажных элементов — конусов и цилиндров, и т. д.
Важно пробудить у ребёнка искренний, глубокий интерес к занятию, захватить его внимание предложенной темой. Реализовать эту задачу на практике помогут такие приёмы:
Комплекс развивающих, дидактических, театрализованных, подвижных игр.
Сюрпризный момент — неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего малышей о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробудит любопытство и желание творить, поможет мотивировать ребят на исследовательскую работу.
Живая, образная, интонационно выразительная речь педагога, которая усилит эмоциональное восприятие и активизирует природную детскую непосредственность.
Виды деятельности, развивающие творческие способности
Существует множество направлений творчества, которые можно использовать для работы с малышами в детском саду.
Нетрадиционное рисование
Нетрадиционное рисование помогает малышу почувствовать себя настоящим художником. Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений.
Примеры использования техник нетрадиционного рисования для развития детского творчества:
Воображение и нестандартное мышление позволят увидеть в незамысловатом оттиске ладошки образы статного жирафа, неуклюжего слона, забавной обезьянки — стоит лишь с помощью лёгких штрихов и гибких линий добавить недостающие детали.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/26/s_5c758e5f722a9/1100620_2.jpeg)
В процессе рисования пальчиками тренируется мелкая моторика, глазомер, развивается сенсорика, пространственное мышление и координация движений
Техника проступающего рисунка (рисование свечой) с особым восхищением воспринимается детьми. Ведь у них появляется шанс почувствовать себя маленькими волшебниками и удивить окружающих занимательной игрой. Ребёнок просто тонирует поверхность листа акварельными красками — и скрытые контуры звезды, цветка, самолёта, выполненные заранее с помощью восковой свечи, проявляются на бумаге.
Техника проступающего рисунка — увлекательное и познавательное занятие для ребёнка, обучающее работе с разными материалами
Кляксография — выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа или даже целого сюжета с дальнейшей прорисовкой, например, цветочной поляны или графических очертаний осеннего дерева.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/26/s_5c758e5f722a9/1100620_3.jpeg)
Выдувание с помощью трубочки позволяет создать заготовку, которую при добавлении деталей можно превратить в сюжетный рисунок
Граттаж — ребёнок познакомится с искусством гравюры, процарапывая заострённым концом инструмента контрастные контуры графического изображения по загрунтованной тёмной гуашью или тушью поверхности на восковой основе. Наносить восковой слой можно с помощью цветных восковых карандашей, тогда гравюра получится цветная, например, изображение праздничного салюта или звёздных просторов космоса.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/26/s_5c758e5f722a9/1100620_4.jpeg)
Использование разноцветного фона в граттаже позволяет создавать яркие и интересные рисунки
Рисование по ткани — декоративное раскрашивание ткани, которое опирается на фантазию и пространственное мышление ребёнка.
Декоративное раскрашивание ткани опирается на творческую фантазию и пространственное воображение ребёнка
Квиллинг — создание ярких аппликаций на основе конструирования из спиралевидных деталей (модулей).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/26/s_5c758e5f722a9/1100620_5.jpeg)
Квиллинг позволяет создавать очень красивые и элегантные работы
Декоративое рисование — фантазия и воображение пригодятся в процессе придумывания абстрактных геометрических узоров и ритмических цветочных композиций для украшения посуды или предметов одежды.
Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, провести неожиданный эксперимент, сконструировать необычную поделку, разукрасить мир яркими красками и вовлечь окружающих их взрослых в весёлые игры и забавы. Поэтому так важно, чтобы занятия в детском саду не только развивали интеллектуальные способности, тренировали память и внимание, знакомили с традиционными взглядами, передавали социальный опыт предков, но и помогали маленькому человеку познать радость творчества, развивали самостоятельное нестандартное мышление.
Кулинария
С большим интересом дети воспринимают занятия по кулинарии, на которых они пробуют свои силы в искусстве приготовления салатов, фигурок и рулетиков из песочного и слоёного теста. Кроме того, дети знакомятся с новой информацией, узнают секреты приготовления, осваивают практические навыки, участвуют в увлекательных играх, например:
разгадывают загадки об овощах;
узнают о таком необычном растении, как бешеный огурец, который при прикосновении взрывается и разбрасывает вокруг себя семена;
мечтают оказаться на весёлом празднике томатов в далёкой Италии;
определяют овощи по запаху и на ощупь, узнают масло по этикетке на бутылочке;
учатся аккуратно нарезать овощи, раскатывать тесто, пользоваться тёркой;
придумывают названия приготовленным блюдам;
продумывают рецепты, подбирая карточки с продуктами;
помогают приготовить угощение для Домовёнка Кузи, красиво сервировать стол к приходу гостей.