СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Коррекционная направленность трудового обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «Коррекционная направленность трудового обучения»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Коррекционная направленность трудового обучения»»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» города Димитровграда


учитель



АНИСИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Консультация для педагогов «Коррекционная направленность трудового обучения»


Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассматривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.

Проблемой трудового обучения в разные периоды занимались А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский и другие. Все они отмечали, что знания, полученные учащимися на уроках труда, повышают уровень их интеллектуального развития и являются базой формирования у них рабочих умений и навыков. Таким образом, существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач принадлежит трудовому обучению.

А.Н. Граборов отмечал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка. Следовательно, весь процесс трудового обучения носит коррекционную направленность и предполагает исправление психофизических недостатков развития учащихся.

Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно определить базу знаний ребенка по общеобразовательным предметам, и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности. Одним из характерных недостатков в процессе труда является низкая самостоятельность, причиной которой служит недостаточное умение детей ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, анализировать объект труда. Но при систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия и действовать по инструкции.

Основная задача трудового обучения – дать учащимся начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

В настоящее время в обществе сложилась неблагоприятная ситуация с социальной адаптацией выпускников специальных (коррекционных) школ. Поэтому для решения проблемы социальной реабилитации и адаптации данного контингента требуется обратить внимание на ряд приоритетов:

а) повышение умственной и физической работоспособности;

б) практическая подготовка учащихся на основе формирования социально-значимых навыков;

в) формирование адекватной самооценки и осознания реальных перспектив самостоятельной жизни.

Вместе с тем не у всех умственно отсталых детей в процессе обучения формируется положительное отношение к труду. В последствие именно такие учащиеся оказываются неготовыми к самостоятельной трудовой деятельности и поэтому плохо адаптируются в трудовых коллективах по окончании школы. В связи с этим перед школой стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы от характера труда и от личных особенностей подростка.

В современных условиях особую актуальность приобретает проблема личностного самовыражения каждого ученика. Как правило, именно при освоении трудовых умений и навыков происходит совершенствование личности учащихся. Таким образом, трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудиться и чувства ответственности за выполняемую работу. Вследствие этого, я стараюсь так организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ребенок мог проявить себя как личность. Строя коррекционное обучение с учетом положительных индивидуальных качеств умственно отсталых детей, я тем самым способствую их личностному и профессиональному совершенствованию.

Анализируя научно психологическую литературу и основываясь на своем личном опыте, можно уверенно утверждать о возможностях коррекции развития детей с особыми образовательными потребностями в процессе трудовой деятельности и о значительной образовательной роли труда.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!