Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Коррекционная направленность трудового обучения»»
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» города Димитровграда
учитель
АНИСИН АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Консультация для педагогов «Коррекционная направленность трудового обучения»
Трудовая деятельность детей с нарушением интеллекта рассматривается в олигофренопедагогике как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.
Проблемой трудового обучения в разные периоды занимались А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский и другие. Все они отмечали, что знания, полученные учащимися на уроках труда, повышают уровень их интеллектуального развития и являются базой формирования у них рабочих умений и навыков. Таким образом, существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач принадлежит трудовому обучению.
А.Н. Граборов отмечал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка. Следовательно, весь процесс трудового обучения носит коррекционную направленность и предполагает исправление психофизических недостатков развития учащихся.
Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. В ходе выполнения трудовых заданий можно определить базу знаний ребенка по общеобразовательным предметам, и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности. Одним из характерных недостатков в процессе труда является низкая самостоятельность, причиной которой служит недостаточное умение детей ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, анализировать объект труда. Но при систематической помощи педагога возможно формирование обобщенных умений планировать, контролировать свои действия, переносить имеющийся опыт в новые условия и действовать по инструкции.
Основная задача трудового обучения – дать учащимся начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
В настоящее время в обществе сложилась неблагоприятная ситуация с социальной адаптацией выпускников специальных (коррекционных) школ. Поэтому для решения проблемы социальной реабилитации и адаптации данного контингента требуется обратить внимание на ряд приоритетов:
а) повышение умственной и физической работоспособности;
б) практическая подготовка учащихся на основе формирования социально-значимых навыков;
в) формирование адекватной самооценки и осознания реальных перспектив самостоятельной жизни.
Вместе с тем не у всех умственно отсталых детей в процессе обучения формируется положительное отношение к труду. В последствие именно такие учащиеся оказываются неготовыми к самостоятельной трудовой деятельности и поэтому плохо адаптируются в трудовых коллективах по окончании школы. В связи с этим перед школой стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы от характера труда и от личных особенностей подростка.
В современных условиях особую актуальность приобретает проблема личностного самовыражения каждого ученика. Как правило, именно при освоении трудовых умений и навыков происходит совершенствование личности учащихся. Таким образом, трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудиться и чувства ответственности за выполняемую работу. Вследствие этого, я стараюсь так организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ребенок мог проявить себя как личность. Строя коррекционное обучение с учетом положительных индивидуальных качеств умственно отсталых детей, я тем самым способствую их личностному и профессиональному совершенствованию.
Анализируя научно психологическую литературу и основываясь на своем личном опыте, можно уверенно утверждать о возможностях коррекции развития детей с особыми образовательными потребностями в процессе трудовой деятельности и о значительной образовательной роли труда.