СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов на тему : «ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов на тему : «ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ».»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа №55 им.А.Г.Коржа г.Донецка»











«ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ: КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКАМ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ»









Подготовила:педагог-психолог

Калашникова Н.Л.



 Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют,

1.  что могут решать задачи,

2.  знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,

3.  вносить свой особый вклад в классный коллектив,

       Мы можем направленно повышать уровень "Я могу" с помощью следующих поддерживающих техник:

1.  Делайте ошибки нормальным и нужным явлением

  • Рассказывай об ошибках.  Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые ошибаются. Задавайте детям вопрос: "Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?" Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а "не наступать дважды на одни и те же грабли".

  • Показывайте ценность ошибки как попытки.  Например: "Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться", "Эта ошибка – не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!"





2. Формируйте веру в успех.

  • Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако, с такой установкой ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед?

  • Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом  или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о  своих сильных сторонах часто и подробно.

  • Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: "Ты сможешь это подтянуть", "Ты из тех учеников, которые это могут сделать" или "я знаю, что ты сможешь это сделать" – отражают вашу веру в учеников.

  • Признайте трудность ваших заданий.  Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: "Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним". Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами "трудным", его самоуважение здорово вырастает.

3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.  

Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.



4. Признание достижений.

  • Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: "Здорово! Ты сделал это!" Он должен быть выражен с очевидным энтузиазмом.

  • Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.


ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ


  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.

  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

  • Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.

  • Чаще используйте упражнения на релаксацию.

  • Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

  • Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

  • Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.

  • Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.

  • Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.


ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.


Работа с тревожными детьми занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3-м основным направлениям: повышение самооценки, обучение саморегуляции в конкретных наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.


ПРИМЕРЫ РАБОТЫ:

Повышение самооценки. Необходимо ежедневно фиксировать информацию о результатах и достижениях ребёнка, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. В дальнейшем фиксацию можно поручить самому ребёнку, воспитывая у него положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно систематически сообщать о достижениях ребёнка его родителям.

Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.

Обучение саморегуляции. Можно предложить ребёнку в наиболее волнующих его ситуациях использовать следующие несложные способы снятия напряжения: 1)передышка – короткий вдох (считать до 5), длинный выдох (считать до 7); 2)повторение простых утверждений (я спокоен, хладнокровен, собран, я чувствую себя хорошо, у меня всё получится и т.п.); 3)отвлечение внимания (необходимо сконцентрировать внимание на нейтральном предмете, можно перечислить свои положительные качества и привести их примеры).

Мышечное расслабление. Снятие напряжения в 12 точках: движения глазами, широко зевнуть, покрутить шеей, поднять и опустить плечи, расслабить и поводить запястьями, сжать и разжать кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнуться в позвоночнике, напрячь и расслабить икры ног, покрутить ступнями, сжать и расслабить пальцы ног.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!